Interested Article - Гётеанум
- 2021-02-01
- 1
Гётеа́нум ( лат. Goetheanum ) — всемирный центр Антропософского движения , расположенный в швейцарском городе Дорнах и названный в честь Иоганна Вольфганга фон Гёте .
Памятник « органической архитектуры » 1920-х годов, по мысли спроектировавшего здание Рудольфа Штейнера , должен был представлять собой модель Вселенной .
По проектам Штейнера в Дорнахе и его окрестностях построены ещё 12 зданий, так или иначе имеющих отношение к деятельности .
Первый Гётеанум
Первый Гётеанум строился в 1913—1919 гг. из дерева и бетона как образец гармонического сращения различных видов искусства («гезамткунстверк», нем. Gesamtkunstwerk ). Изначально здание предназначалось для проведения летних театрализованных представлений под эгидой Антропософского общества во главе с доктором Штейнером.
Хотя строительство пришлось на годы Первой мировой войны , колонию художников, которая возникла рядом со стройплощадкой, составляли представители обеих воюющих сторон. Из деятелей Серебряного века в возведении Гётеанума принимали участие Андрей Белый со своей женой Асей , Максимилиан Волошин со своей женой Маргаритой (расписывала купол).
Штейнер принципиально отказался как от имитации природных форм (что было распространено в эпоху модерна ), так и от мертворождённых геометрических конструкций. Ради вящей гармонии он спроектировал здание без прямых углов, для стёсывания которых были приглашены местные лодочные мастера. Все элементы Гётеанума были наделены символическим смыслом . Скульптурное убранство иллюстрировало метаморфозы человеческого духа, а росписи и фризы — его поступательное развитие.
Это уникальное здание было уничтожено в ночь с 31 декабря 1922 на 1 января 1923 года поджогом, в котором бездоказательно обвиняли часовых дел мастера Отта — сторонника другого извода антропософской доктрины. Курт Тухольский пошутил по этому поводу: «Штейнереанум казался каменным, но обратился в пепел за ночь, ибо был сколочен из гипса и досок — как и само учение» .
Второй Гётеанум
Сгоревшее здание оказалось застрахованным на сумму 3,2 млн. франков, что позволило Штейнеру уже в 1923 году приступить к проектированию нового Гётеанума, на этот раз из бетона , а ещё через год начать строительные работы. Возведение здания было окончено через четыре года, когда Штейнера уже не было в живых.
Второй Гётеанум, как и его предшественник, обладает текучими органическими формами. Породы дерева Штейнер выбирал таким образом, чтобы «ощущались вибрации всех искусств». В интерьере господствует зал, рассчитанный на более чем 1000 мест. В послевоенное время он дважды подвергался реконструкции, при этом в неприкосновенности остались витражи штейнеровского времени.
Высокую оценку новаторскому зданию из железобетона, но без прямых углов дали посещавшие его архитекторы Анри ван де Велде , Фрэнк Ллойд Райт , Ганс Шарун , Фрэнк Гери . Гётеанум объявлен швейцарскими властями памятником истории и культуры.
-
Первый Гётеанум
-
Второй Гётеанум
-
Интерьер Гётеанума после реконструкции конца 1990-х годов: росписи и форма колонн в целом следуют традиции
-
Гётеанум. Видеообзор
См. также
Примечания
- ↑ (нем.) — 1994.
- — , 2017.
- Kurt Tucholsky: Deutsches Tempo . Texte 1911 bis 1932. Rowohlt, Reinbek bei Hamburg 1990, ISBN 3-499-12573-0 , S. 363.
Ссылки
- от 26 июля 2020 на Wayback Machine (нем.)
- 2021-02-01
- 1