Мадонна, Иисус и Иоанн Креститель
- 1 year ago
- 0
- 0
«Мадонна Ручеллаи» ( итал. Madonna Rucellai ) — алтарная картина , созданная сиенским живописцем Дуччо ди Буонинсенья в конце XIII века для флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла . Другое название картины: «Мадонна с младенцем на троне в окружении ангелов» ( итал. Madonna col Bambino in trono e angeli ) . Картина исполнена темперой и золотом на дереве и имеет размер 450 x 290 см. Хранится в галерее Уффици во Флоренции .
15 апреля 1285 года Дуччо подписал контракт с флорентийским братством dei Laudesi на роспись алтаря для церкви Санта-Мария-Новелла . Первоначально картина располагалась в капелле братства, теперь называемой капеллой Барди, и где недавно были обнаружены фрески конца XIII века, приписываемые самому Дуччо . Алтарь, вероятно, несколько раз перемещали внутри церкви, пока в 1591 году его не поместили в капеллу Ручеллаи, давшую картине современное название. Здесь она находилась до 1937, когда была взята для большой выставки Джотто , а с 1948 года картина экспонируется в галерее Уффици .
Авторство Дуччо было признано не сразу. В XV веке считалось, что это работа флорентийца Чимабуэ , этой же точки зрения придерживался Вазари , и она доминировала до конца XIX века, пока в 1899 году Франц Викхофф не установил связь между алтарем и контрактом между Дуччо и братством dei Laudesi , обнаруженным ещё в 1790 году . Вероятно, Дуччо в начале 1280-х годов работал вместе с Чимабуэ и испытал его влияние .
Мадонна Ручеллаи — один из самых больших алтарей своего времени (4,5×2,9 м). Он написан на соединённых вместе пяти вертикальных панелях из тополя с рельефной рамой. Рама украшена тридцатью медальонами с изображениями патриархов, пророков, апостолов и других святых: сверху изображен Бог Отец , справа — Иоанн Креститель и ветхозаветные персонажи, слева — двенадцать апостолов . Вдоль нижнего края — святые Августин , Екатерина Александрийская , Доминик , покровитель города святой Зиновий Флорентийский и основатель братства dei Laudesi святой мученик Пётр Веронский . Вероятно, работу над медальонами Дуччо поручил своим помощникам .
В центре композиции изображена Мария с младенцем , восседающая на резном деревянном троне, расписанном, позолоченном и украшенном узорчатой тканью и красной с золотом подушкой. Трон поддерживают шесть коленопреклоненных ангелов. Таким образом, произведение относится к иконографическому типу « Маэста » .
Реставрация картины в 1989 году выявила чрезвычайно высокий уровень исполнения. Особенно хороша трехмерная моделировка одеяний Богородицы, выполненная азуритом , которая была скрыта перекраской. Высокое качество живописи свидетельствует о профессиональной зрелости молодого художника .
Художник в основном следует византийской живописной традиции , характерной для сиенской школы , но обогащает её элементами, почерпнутыми из готики. Яркие краски, изысканная игра светотени на складках ткани, изящество линий, особенно золотая кайма на одеяниях Марии выдают влияние «заальпийского» французского искусства .