Аквавива д’Арагона, Франческо
- 1 year ago
- 0
- 0
Туллия д’Арагона ( итал. Tullia d'Aragona ; ок. 1510 , Рим — 1556 , Рим ) — итальянская писательница, хозяйка литературного салона, знаменитая куртизанка XVI века, прославившаяся также как поэтесса и философ.
Туллия родилась в Риме около 1510 года . Её мать также была куртизанкой по имени Джулия Кампана Феррарезе (Giulia Ferrarese) , и имела славу «самой знаменитой красавицы её эпохи». Личность отца девочки неизвестна, по документам им был Констанцо Пальмьери д’Арагона , о котором больше ничего не известно, а сама Джулия утверждала, что им был кардинал Луиджи Арагонский , архиепископ Палермо , в свою очередь, побочный внук короля Фернандо I Неаполитанского . С помощью кардинала Туллия получила образование, которое давалось обычно мальчикам. Способности вундеркинда поражали гостей её матери.
Романтическая легенда гласит, что Туллия была вынуждена обратиться к карьере куртизанки после смерти отца-кардинала . Тем не менее, о его кончине впервые упоминается в документах 1558 года , когда Туллия уже давно работала на этом поприще.
Биография Туллии полна нерешаемых проблем: не всегда известно, где именно, и в какие годы она проживала . Тем не менее, примерная картина оказывается следующей:
После 1519 Туллия провела 7 лет в Сиене . Затем в 1526 она возвращается в Рим . Войдя в мир продажной любви в возрасте 18 лет, она стала позиционировать себя как «интеллектуальную куртизанку» и быстро, за 3-4 года оказалась в элите. Это свидетельствует не только о её навыках развлечения клиентов, но и о присущем ей чутье к настроениям эпохи, благодаря которым она отказалась от роскоши ради показной простоты.
Её часто видели в обществе поэтов, например Спероне Сперони (который воспел ее в своих «Диалогах о любви»). Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что Туллия была легка на подъём: она присутствовала в Болонье 1529 , когда там происходили переговоры между папой Климентом VII и императором Карлом V после разорения имперскими войсками «вечного города».
В 1531 она, по некоторым сведениям пленила Филиппо Строцци , флорентийского банкира, прославившегося тем, что уничтожил самую красивую куртизанку Италии — Камиллу Пизана . Тем не менее, он влюбился в Туллию настолько, что стал делиться с ней государственными секретами и ему пришлось срочно уехать. Другим возлюбленным Туллии был Эмилио Орсини, который основал «Общество Туллии», состоявшее из 6 кавалеров, поклявшихся защищать её доброе имя.
Также указывается, что в 1531 году после оскорбительного скандала Туллия вместе с матерью была вынуждена переехать из Рима в Адрию на берега реки По, а затем в Феррару .
Любопытно, что славе Туллии и её успеху в качестве самой знаменитой куртизанки Ренессанса не помешало то, что её внешность совсем не соответствовала идеалу красоты того периода — Туллия не была миниатюрной, аппетитной блондинкой. Высокая, худощавая, с большими тонкими губами и крючкообразным носом — по-видимому, она преодолевала стереотипы мышления своим интеллектом и остроумием: в неё влюблялись власть имущие и поэты, а широкая общественность относилась к ней как к знаменитости. Манера говорить у Туллии была чрезвычайно обаятельной, голос обладал приятным тембром, а также она прекрасно играла на лютне.
В возрасте 30 лет Туллия переехала в Венецию , город, полный конкуренток по профессии — в это время там проживало около 11 тыс. куртизанок. Тем не менее, она и там заняла высшую ступеньку, покорив, в числе прочих, лучшего поэта города — Бернардо Тассо . Также она навестила этот город в 1535 году.
Судя по переписке Баттиста Стамбеллино с Изабеллой д’Эсте , в 1537 Туллия проживала в Ферраре , на родине своей матери. Этот город, столица культуры и искусств, оказался тем местом, где Туллия смогла развернуться. Она завоевала Феррару экстравагантностью, певческим талантом и остроумными разговорами. Два литературных гиганта того периода, (который посвятил ей «Трактат о браке» ) и Эрколе Бентиволио, отдали ей своё сердце. Муцио написал в честь куртизанки 5 эклог , именуя её в честь музы « Талией », а Бентиволио дошел до того, что вырезал имя Туллии на каждом дереве вдоль реки По. На несколько лет Муцио стал её любовником, редактором, а также надолго остался другом. Когда 4 года спустя Туллия уехала из Феррары, по этой причине покончил с собой как минимум один человек.
В 1535 она родила дочь, Пенелопу д’Арагон (c которой, видимо, и обосновалась в Ферраре), тем не менее, в её семье утверждали, что Пенелопа - её младшая сестра. Также Туллия была матерью сына Челио, чьим отцом был Сильвестро Гвиккарди. За Гвиккарди, уроженца Феррары, она вышла замуж в Сиене в 1543 , что позволило ей обойти суровые законы, мешающие её комфортной жизни и определявшие выбор одежды и места жительства для незамужних «девиц». Гвиккарди быстро исчез из её жизни. Единственным свидетельством их отношений является злобный комментарий Аньоло Фиренцуолы, который утверждал, что Туллия позволила своему мужу умереть от голода.
В 1541 году властям на нее поступил донос, что де факто она является куртизанкой, однако не соблюдает установленных для них правил; процесс был решен в ее пользу .
В конце 1545 или начале 1546 года Туллия, покинув Сиену (вероятно, одновременно с изгнанием оттуда испанцев) , прибыла во Флоренцию, где стала близка ко двору Козимо I Медичи , великого герцога Тосканского, несмотря на то, что по приказу герцога был убит ее прежний любовник Филиппо Строцци. К концу 1546 года она жила на вилле недалеко от Флоренции, недалеко от реки Менсола.
Двор Медичи был именно тем местом, где поощрялось возрождение неоплатонизма, что в особенности видно в работах Марсилио Фичино , который также писал о природе плотского желания и любви с подобной точки зрения. Эти темы бвли близки Туллии. В этом же году вышло прекрасно изданное собрание стихотворений Туллии, которое она посвятила герцогине Элеоноре Толедской .
Туллия осуществила успешную кампанию, которая обезопасила её жизненный стиль: её мишенью оказался интеллектуальный король Флоренции Бенедетто Варки , которого она стала бомбардировать льстивыми сонетами, пока он не сдался. Вскоре за ним последовала остальная интеллектуальная элита. Туллия превратила свой дом в философскую академию для cognoscenti и продолжала восприниматься как серьёзный писатель. В эти годы она написала «Диалоги о бесконечности любви» ( 1547 ), которые являются неоплатоническим суждением о женской сексуальности и эмоциональности в рамках изменения концепции романтической любви. «Диалоги» построены как беседа между ней и Бенедетто Варки о природе любви .
Благодаря заступничеству Варки , дошедшему до Элеоноры Толедской (с помощью её племянника Педро де Толедо ) и затем к Козимо Медичи , Туллия была оправдана после нового доноса 1547 года о несоблюдении закона о роскоши. Она получила право не соблюдать предписание куртизанкам, запрещавшее им «носить драгоценности и шелковые платья», а также предписывающее «носить головной убор с жёлтой полосой, свидетельствующий о её профессии». Туллия получила от Козимо официальный статус «поэтессы» .
Вас и меня природа (иль Создатель) сотворили
По мерке сходной, очень старой; и материя одна.
Так в чем причина, что мне гордость с честью не дана,
И мыслить дар – коль Вас, Манелли, ими наделили?
Духовно я весьма проста, Вы как-то говорили,
На людях не осмелюсь петь, настолько смущена,
Вы знаете – отвага во мне страхом сожжена,
Ведь никогда мне с Вашим не сравняться стилем?
Нет, Пьетро, точно знаю, не сумеете поверить:
Я в точности как Вы тружусь, чтоб к небесам взлететь
Душой; а именем – внизу добиться славы вечной.
И коль судьба не будет злой – мечтаний не развеет,
То прежде чем наступит час покинуть тела клеть,
Увижу утоленье своей жажды вековечной.
Печать ее поэтических трудов, видимо, связана именно с легимитизацией этого статуса.
В эти же годы Туллия написала серию сонетов, которые воспевали достоинства выдающихся флорентийцев того времени, а также выдающихся литераторов. Кроме того, её творчеству свойственна и другая тематика.
После этого 38-летняя Туллия вернулась в Рим ( 1548 ), по причинам, которые остаются непонятными. 1 февраля 1547 года там умирает Пенелопа, а вскоре после этого Джулия.
Начиная с этого времени о её жизни известно немного. Инквизиция и ужесточившиеся консервативные нравы изолировали её от литературного круга, привычного Туллии, возможно, в Риме она не нашла друзей, подобных тем, которые были у неё во Флоренции.
Её последняя известная работа, видимо, написанная именно в эти годы, «Il Meschino» , представляет собой эпическую поэму об испытаниях юноши Джиаррино, который был взят в рабство и совершил путешествие по Европе, Азии, Африке, Чистилищу и Аду в поисках потерянных родителей (обратный перевод с испанского поэмы, итальянский оригинал которой был создан Андреа да Барберино веком ранее, однако это было неизвестно Туллии). Опубликована посмертно. В предисловии к «Il Meschino» Туллия яростно защищает право женщин на обучение. Тем не менее, сейчас предполагается, что книга была приписана ей посмертно — из-за низкого технического качества стихов, отличающегося от ее основного корпуса .
Туллия скончалась в 1556 , похоронена в церкви Сант-Агостино , рядом с матерью и дочерью.
Во время второй волны феминизма в 1970-х и 1980-х творческие и академические произведения Туллии нашли новых ценителей.
Туллия часто упоминается в произведениях современников: