Игроки ВК «Модена»
- 1 year ago
- 0
- 0
Джованни да Модена , Джованни ди Пьетро Фалоппи ( итал. Giovanni da Modena, Giovanni di Pietro Faloppi ; 1379, Модена ( Эмилия-Романья ) — 1455) — итальянский живописец периода кватроченто — раннего Возрождения .
Вероятно, происходит из Модены ( Эмилия-Романья ), о чём свидетельствует его прозвание. Впервые упоминается в Болонье в 1409 году. Самая известная из его сохранившихся работ — росписи капеллы Болоньини в базилике Сан-Петронио , выполненные по завещанию Бартоломео Болоньини в 1408 году. Они приписываются Джованни на основании его более поздних работ (1420—1421) в соседней Капелле Сант-Аббондио: фрески на темы Аллегории Искупления первородного греха и Триумфа католической церкви над синагогой .
Стены Капеллы волхвов (Cappella dei Re Magi), ранее называвшейся Капеллой Болоньини, расписаны фресками Джованни да Модены и Франческо Альберти с циклом, изображающим эпизоды из жизни Святого Петрония (на задней стене); «Истории волхвов» (на правой стене); и сценами Страшного суда на левой стене с Коронованием Девы в мандорле , Рая и Ада (сходных с описаниями в «Божественной комедии» Данте ), с гигантской фигурой Люцифера и с редким изображением пророка Мухаммеда в Аду .
Болоньини оговаривал, что в росписях капеллы должен быть показан Рай со святыми, сидящими на скамьях и созерцающих Коронование Мадонны, а также Ад «настолько ужасный, насколько это возможно» и Путешествие волхвов в Вифлеем. На алтарной стене Джованни с помощью Якопо ди Паоло (расписавшего запрестольный образ и витражи ) изобразил Легенду о святом Петронии, епископе и защитнике Болоньи. Фреска с изображением епископа (возможно, Джованни ди Микеле из Болоньи, 1412—1417) подтверждает датировку 1412—1420 годами .
Другие произведения художника: «Распятие», хранящееся в Национальной пинакотеке Болоньи , и алтарный образ Святого Бернардина Сиенского с рассказами о его жизни, созданный около 1451 года для церкви Сан-Франческо. Среди последних работ его мастерской — два больших панно с изображением «Пути на Голгофу» и «Распятия», находящихся в пресбитерии церкви Распятия монастыря Санто-Стефано.
Джорджо Вазари в своих « Жизнеописаниях » (1568) ошибочно приписал авторство фресок Джованни да Модена флорентийцу Буонамико Буффальмакко , автору росписей в соборе Ареццо и в пизанском Кампосанто , также на тему Страшного суда, который, однако, жил гораздо раньше. Забвение Джованни да Модена в последующей истории искусства отчасти связано с дезинформацией Вазари .