Палаццо Массимо
- 1 year ago
- 0
- 0
Палаццо Торлония , Палаццо Жиро , Жиро-Торлония , или Палаццо Кастеллези ( итал. Palazzo Torlonia, Palazzo Giraud, Giraud-Torlonia, Palazzo Castellesi ) — дворец эпохи итальянского Возрождения . Расположен в центре Рима в районе Борго на Виа делла Кончилиационе ( итал. Via della Conciliazione — Улица Примирения), улице, пролегающей от площади Святого Петра до набережной западного берега Тибрa .
Дворец построен между 1496 и 1507 годами как резиденция кардинала Адриано Кастеллези да Корнето, секретаря пап Александра VI и Юлия II . Дворец носит имя семьи банкиров Торлония, которые приобрели его в 1820 году. До настоящего времени он принадлежит этой семье. Дворец Торлония следует отличать от другого Палаццо Нуньес-Торлония , также в Риме.
В 1504 году, до завершения строительства, кардинал Кастеллези, впавший в немилость папы, подарил палаццо королю Англии Генриху VII . В 1507 году кардинал участвовал в заговоре кардиналов Петруччи и Саули против папы Льва X и был вынужден покинуть Рим, передав дворец английскому послу в Риме. Джорджо Вазари писал о здании, что оно «строилось медленно и, в конце концов, осталось незавершённым из-за бегства названного кардинала» .
Позднее английский король Генрих VIII передал его Лоренцо Кампеджо, последнему кардиналу-протектору Англии, который жил в недостроенном палаццо с 1519 по 1524 год. После отделения Англии от Римской церкви в 1534 году дворец в 1538 году был конфискован Святым Престолом. Семья Кампеджи продолжала жить во дворце до 1609 года, когда дворец служил резиденцией английского посла в Ватикане .
С 1609 по 1635 год им владела семья Боргезе . В 1760 году граф Пьетро Жиро, член банкирской семьи Жиро из Марселя, приобрел здание и дал ему своё имя вместе с фамильным гербом над большим порталом .
В 1820 году дворец стал собственностью семьи принца Джованни Торлония. В XIX веке его часть была сдана в аренду американскому писателю Дж. К. Хейвуду. В 1936 году, после заключения Латеранского договора (Patti Lateranensi), официального примирения между Королевством Италия и Святым Престолом от 11 февраля 1929 г. Бенито Муссолини приказал снести так называемую Спину ди Борго ( итал. Spina di Borgo — «Городской хребет, позвоночник»), ряд домов вдоль Виа Алессандрина, включая церковь Сан-Джакомо-а-Скоссакавалли, и проложить новую, прямую и широкую Виа делла Кончилиационе, открывающую вид на площадь Святого Петра. Палаццо Торлония осталось единственным сохранённым зданием, фасад которого выходит на улицу, получившую название от этого исторического события: «Улицу примирения».
Фасад палаццо имеет очевидное сходство с Палаццо делла Канчеллерия , одним из первых городских дворцов эпохи Возрождения в Риме, строительство которого было завершено несколькими годами ранее. Поэтому традиционно фасад здания приписывали ватиканскому архитектору, одному из создателей «римского классицизма» Высокого Возрождения Донато Браманте . Однако вопрос об авторстве проекта остаётся нерешённым. Помимо Браманте в истории римской архитектуры упоминались также имена Антонио да Сангалло Старшего и Андреа Бреньо .
Джорджо Вазари, а также Якоб Буркхардт приписывали проект и строительство здания Браманте . Арнальдо Бруски также называл Браманте автором оригинального проекта. Огюст Шуази писал, что «для дворца Жиро» Браманте «воспроизвёл общий план и даже самый профиль Канчеллериа» .
Аркады внутреннего двора (кортиле) также характерны для творчества Браманте и его последователя в архитектуре Рафаэля . Строгая симметрия, мерный ритм . С которым стена второго и третьего яруса фасада расчленена парными пилястрами и, наконец, типичные брамантовы окна , свидетельствуют, как минимум, о решающем влиянии Браманте или «А. Бреньо, который использовал проекты Л. Б. Альберти либо Д. Браманте» .
Члены семьи Торлония, тесно связанные с папским двором через высокие должности, дарованными им особыми привилегиями, с большими затратами реставрировали здание. Архитектор Энрико Дженнари добавил ещё одно крыло вместо сада. Во дворце располагалась значительная коллекция статуй, бюстов, рельефов и старинных архитектурных фрагментов, которую князь Торлония сделал доступной для публики. Он также владел незаконченной скульптурой Антонио Кановы «Геркулес и Лихас» до 1892 года, когда она стала собственностью Королевства Италии (в настоящее время экспонируется в Галерее современного искусства в Риме ) .