Interested Article - Доссо Досси

Доссо Досси ( итал. Dosso Dossi , настоящее имя итал. Giovanni di Niccolò de Luteri ; ок. 1490, Мантуя — 1542, Феррара ) — итальянский живописец и гравёр эпохи Позднего Возрождения , крупнейший представитель феррарской школы .

Биография и творчество

Учился у Лоренцо Косты и в мастерской Джорджоне , сложился как живописец под влиянием венецианских мастеров. Работал вместе с Беллини , Тицианом , Романино . С 1516 года — официальный живописец феррарского двора. Почти всю жизнь провел на службе у герцогов Эсте: Альфонсо I д’Эсте , Эрколе II д’Эсте , где занимался не только живописью, но выполнял дипломатические поручения. Вместе с братом Батистой он писал для герцогов мифологические композиции, портреты, создавал декоративные фрески и росписи стен дворцов и замков. Росписей и фресок к настоящему моменту практически не сохранилось. Наиболее интересной стороной в творчестве Досси является его интерес к развернутому пейзажному фону, подчас занимающему господствующее положение в картине («Мелисса», 1515, Галерея Боргезе ). Доссо Досси принадлежит также ряд законченных пейзажных композиций, представляющих для того времени большую редкость, образцом которых может служить «Пейзаж с фигурами святых» ( Москва , Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина ).

В 1520 году с ( ) посетил Рим и встретился с Рафаэлем . Потом работает над алтарем для соборов в Модене и Ферраре. В 1530-е гг проявляет себя как мастер пейзажа. Один из представителей феррарской школы . Иллюстрировал Ариосто , оставил его портрет, упомянут им в поэме « Неистовый Роланд ».

В портрете Альфонсо д’Эсте ясно различается влияние Тициана . Позднее, под воздействием живописи венецианцев и Корреджо , в творчество братьев Досси входит мотив полуфантастического пейзажа, освещенного таинственным, мерцающим светом. Сохранились их станковые картины и портреты, свидетельствующие о том, что Доссо значительно превосходил брата талантом (он считался одним из ведущих представителей феррарской школы живописи ).

Объединяя традиции феррарской и венецианской школ живописи, писал отмеченные повышенной эмоциональностью и романтичной взволнованностью картины с мифологическими, аллегорическими, религиозными сценами, часто помещенными на фоне поэтически-сказочного, проникнутого движением пейзажа (« Аполлон и Дафна », 1530-е годы, Галерея Боргезе , « Юпитер , Меркурий и Добродетель», 1518, Музей Истории искусства, Вена; « Бахус », 1524, Частное собрание; «Поэт и муза», Лондонская Национальная галерея ). Большинство композиций зрелого Досси отличает блестящая холодная живопись, мощь несколько тяжеловесных фигур, перегрузка декоративными деталями («Правосудие», Дрезденская картинная галерея , «Святой Себастьян»; Пинакотека Брера , Милан ).

Досси работал также в области монументально-декоративной живописи (росписи виллы Империале близ Пезаро , 1530).

Полотна

Портрет Лукреции Борджиа , (1514—1516), Национальная галерея Виктории , Мельбурн
Портрет герцога Феррары Альфонсо I д’Эсте , Галерея Модены
  • Пейзаж с фигурами святых , ГМИИ, Москва;
  • Колдовство , Галерея Питти, Флоренция.
  • Святое семейство и два донатора , 1514, Музей искусства Филадельфия
  • Эней в Елисейских полях , 1518—1521, Национальная галерея Канады, Оттава
  • Кондотьер , 1520, Гарвардский художественный музей , Кембридж (Массачусетс)
  • Явление Пресвятой Девы Иоанну Крестителю и Иоанну Богослову , 1520-е, Галерея Уффици, Флоренция
  • Юпитер, Меркурий и Добродетель , 1524, Вавельский замок, Краков
  • Мифологическая сцена , около 1524; Масло, холст, 164 x 145 см, Музей Гетти, Лос-Анджелес
  • Аллегория Фортуны , ок. 1530; холст, масло, 178 x 216.5 см, Музей Гетти, Лос-Анджелес
  • Сельская идиллия ; 77.5 x 11.8 см, Метрополитен-музей, Нью-Йорк
  • Эней , Художественный институт Барбера, Бирмингем
  • Геркулес и пигмеи , Старая галерея Йоханнеум, Грац
  • Аллегория музыки , Музей Хорн, Флоренция
  • Выбор Геркулеса между пороком и добродетелью , Галерея Уффици, Флоренция
  • Архангел Михаил , Картинная галерея, Дрезден
  • Святой Георгий и Дракон , Картинная галерея, Дрезден
  • Портрет воина , Галерея Уффици , Флоренция
  • Портрет девушки , портрет Лукреции Борджиа, Национальная галерея Виктории
  • Сивилла , Эрмитаж , Санкт-Петербург

Примечания

Литература

  • Puppi L. Dosso Dossi. Milano: Fabbri, 1965
  • Humfrey P. a.o. Dosso Dossi: pittore di corte a Ferrara nel Rinascimento. Ferrara: Ferrara arte, 1998
  • Campbell S.J., Welch E.S. Artists at court: image-making and identity, 1300—1550. Boston: Isabella Stewart Gardner Museum, 2004
  • Macioce S. L’incantesimo di Circe: temi di magia nella pittura da Dosso Dossi a Salvator Rosa. Roma: Logart Press, 2004
  • Алешин П.А. "Пейзаж со сценами из жизни святых" Доссо Досси из ГМИИ им. А.С. Пушкина // Искусствознание 3\4. 2013. С.336-353:

Ссылки

  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме
  • Доссо Досси на
  • Gibbons, Felton. Dosso and Battista Dossi; court painters at Ferrara (англ.) . — Princeton, NJ: Princeton University Press, 1968.
  • Francis P. Smyth and John P. O'Neill (Editors in Chief. The Age of Correggio and the Carracci: Emilian Painting of the 16th and 17th Centuries (англ.) / National Gallery of Art, Washington D. C.. — 1986. — P. 111—128.
  • Freedberg, Sydney J. (неопр.) / Pelican History of Art. — 1993. — С. —322 Penguin Books Ltd.
  • Ciammitti, Luisa; Steven F. Ostrow; Salvatore Settis. (англ.) . — Los Angeles: (англ.) for the History of Art and the Humanities, 1998. — ISBN 0-89236-505-6 .
Источник —

Same as Доссо Досси