Interested Article - Поклонение волхвов (картина Веронезе)

«Поклонение волхвов» ( итал. Adorazione dei Magi ) — картина венецианского художника Паоло Веронезе из собрания Государственного Эрмитажа .

Картина иллюстрирует новозаветный эпизод « Поклонение волхвов », связанный с Рождеством и описанный в Евангелии от Матфея (2: 1—12). В ночь рождения Христа в небе зажглась яркая звезда . Появление нового светила было истолковано как знак рождения нового иудейского царя. Ведомые звездой волхвы (восточные мудрецы) прибыли в Вифлеем на поклон к Младенцу : «И вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши поклонились Ему; и, открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» . Т. К. Кустодиева считает, что в виде св. Иосифа художник изобразил себя .

Картина имеет размеры 45 × 34,5 см и первоначально была написана на доске, но впоследствии переведена на медный лист. Слева внизу красной краской написаны цифры « 524. » — под этим номером картина фигурирует в рукописном каталоге Эрмитажа 1797 года. Датой создания картины считаются 1570-е годы .

Ранняя история картины неизвестна. В XVII веке она принадлежала маршалу дю Плесси-Пралену , далее находилась в собрании шевалье Ависа и после его смерти была приобретена fr . Далее была в собственности М. де Ванлоо, от которого перешла в собрание Кроза . В 1772 году была выкуплена вместе с большей частью собрания Кроза императрицей Екатериной II для Эрмитажа .

Картина традиционно считается собственноручной работой Паоло Веронезе , однако высказывались гипотезы, что к работе над ней художник привлекал учеников . Также предполагается, что картина является эскизом к большому холсту на этот же сюжет из венецианской церкви it , размещённого там на потолке в качестве плафона — обе работы близки по типажу персонажей и общей композиции. Однако Т. Д. Фомичёва не согласна с этим предположением; она считает, что по степени законченности и подробной детальной проработке картина не может быть эскизом и является законченным самостоятельным произведением. В свою очередь, она высказывает мнение, что эрмитажная картина могла послужить в качестве первоосновы для увеличенного повторения из Венеции . Мнение Фомичёвой поддержала и Т. К. Кустодиева .

Картина в 222-м зале Большого Эрмитажа (в углу, вторая справа)

Картина выставляется в зале 222 здания Большого (Старого) Эрмитажа .

Г. Ф. Вааген охарактеризовал картину как вещь «великой силы и ясности» . Хранитель эрмитажного собрания итальянской живописи эпохи Возрождения Т. К. Кустодиева в своём обзоре итальянского искусства XIII—XVI веков, анализируя картину, отмечала:

Отказываясь от центрического построения сцены, художник помещает мадонну с младенцем в левой части картины, но закрепляет за ней ведущее место, благодаря общей направленности движения всех персонажей <…>. Типичен для Веронезе и архитектурный фон в виде живописных античных руин. Стройные коринфские колонны, небо в пушистых облаках, зелёные ветви деревьев создают как бы парадную декорацию для первого плана, заполненного фигурами людей и животных. <…> Сказочным блеском отмечены волхвы и их свита. Богатство цветового решения маленькой композиции ещё раз подтверждает великолепный дар Веронезе-колориста .

Примечания

  1. , с. 98.
  2. Мф. 1: 11
  3. , с. 166.
  4. , с. 375—376.
  5. , с. 376.
  6. , с. 375.
  7. Дата обращения: 26 декабря 2021. 26 декабря 2021 года.
  8. , S. 377.

Литература

  • Буслович Д. С. , Персианова О. М. , Руммель Е. Б. Мифологические и исторические сюжеты в живописи, скульптуре и шпалерах Эрмитажа / Изд. 3-е, дополненное. — Л. : Аврора , 1978. — 160 с.
  • Кустодиева Т. К. Итальянское искусство эпохи Возрождения XIII—XVI веков. Очерк-путеводитель. — Л. : Искусство, 1985. — 184 с.
  • Фомичёва Т. Д. Венецианская живопись XIV—XVIII веков. Каталог (Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи). — Л. : Искусство, 1992. — 407 с.
  • Waagen G. F. Die Gemäldesammlung in der Kaiserlichen Ermitage zu St. Petersburg nebst Bemerkungen über andere dortige Kunstsammlungen. Zweite Ausgabe. — СПб. : Verlag der Kaiserlichen Hofbuchhandlung H. Schmitzdorff (C. Röttder), 1870. — S. 448.
Источник —

Same as Поклонение волхвов (картина Веронезе)