В 1927 году дебютировал как театральный художник, оформив ряд спектаклей в Белорусском еврейском театре в
Минске
. Среди спектаклей, оформленных А. Тышлером, числится драматический памфлет в 11 картинах Самуила Годинера «Джим Куперкоп». Премьера состоялась 15.02.1930. В 1930-х годах работал в
Москве
, сотрудничал со многими столичными и
ленинградскими
театрами; с 1935 года оформлял спектакли
Московского еврейского театра
. В «
Лирическом цикле
» 1928 г. и других полотнах того времени создавал, по словам
Эфроса
, непроницаемые для рационального истолкования «композиции из плетёных корзин, женских тел и звериных голов».
В первые годы театральным работам Тышлера были присущи черты
экспрессионизма
, вообще характерные для его творчества этого периода: подчёркнутая причудливость, нередко произвольность сценических образов, — в дальнейшем стиль художника менялся. С середины 30-х годов, начиная с «
Короля Лира
» в ГОСЕТе и «
Ричарда III
» в
Ленинградском БДТ
(оба — 1935 год), центральное место в театральном творчестве Тышлера занял
Шекспир
. Многие его работы внесли вклад в мировую «шекспириану»; Тышлер создавал сценические образы, пронизанные экспрессией и напряжённой эмоциональностью, легко трансформирующиеся конструкции, основанные на принципе устройства народного площадного театра
. В
1940
году осуществил постановку оперы «
Семён Котко
»
С. С. Прокофьева
.
В послевоенные годы эти черты зрелого Тышлера по-разному трансформировались в постановках советской и современной зарубежной драматургии, в том числе в спектаклях «Мистерия-Буфф»
В. В. Маяковского
в «
Театре сатиры
» (1957), «Оптимистическая трагедия»
Вс. В. Вишневского
в Московском театре драмы и комедии (1956), «Святая Жанна» Б. Шоу в «
Ленкоме
» (1958), оперы «Не только любовь»
Р. К. Щедрина
в
ГАБТ
(1962). Как художник так и не примкнул к господствующему направлению
социалистического реализма
, по этой причине до 1960-х гг. его живописные работы практически не экспонировались
.
В военные годы эвакуировался с театром в
Ташкент
, где ему не раз позировала
Анна Ахматова
. По возвращении в Москву жил с супругой Анастасией Степановной (урожд. Гроздова)
в квартире на Мясницкой, а с 1950-х — на Верхней Масловке. Вторая жена — искусствовед
(04.08.1920 — 19.08.2000), дочь академика
Якова Сыркина
; шурин — востоковед, византинист, индолог, филолог-санскритолог, переводчик
Александр Сыркин
. В 1950-е годы увлёкся созданием сказочных скульптурных образов из веток, найденных в лесу
. В последние годы жизни создавал повторения своих ранних абстрактных работ. Умер в 81 год и был похоронен на
Кунцевском кладбище
.
Признание
Сталинская премия
второй степени (1946) —
за оформление спектакля «Фрейлехс» З. Шнеера
Александр Тышлер: Выставка произведений: Живопись, скульптура, графика, театральные эскизы: Каталог выставки / Сост. Ф. Сыркина. М., 1966.
Александр Тышлер: Живопись, графика, скульптура: Каталог выставки / Сост. Ф. Сыркина. (Первая публикация очерка А. Тышлера «Моя краткая биография»). М., 1978.
Александр Тышлер: Живопись, графика, скульптура, театр: Каталог выставки к 85-летию со дня рождения / Сост. Ф. Сыркина; вступ. ст.
Д. В. Сарабьянова
. М., 1983.
Александр Тышлер. Живопись, графика, скульптура из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина [каталог. авт.-сост.: А. Чудецкая, О. Антонов, К. Безменова]. — М.: Кучково поле, 2017. —
ISBN 978-5-9950-0825-5
.
Александр Тышлер и мир его фантазий. —
М.
: Галарт, 1998. — 96 с. —
ISBN 5-269-000950-1
(ошибоч.)
.
Кумок В. Н, Воловник С. В.
Евреи Мелитополя. — Т. 1. — Мелитополь: ООО «Издательский дом МГТ», 2012. — С. 668—670.
Кумок В. Н, Карабач И. К.
Семья Тышлер. Судьбы на фоне эпохи //Мелитопольский краеведческий журнал, 2018, № 12, с. 76-81.
Орлова М.
Театральность как способ выживания и робкого протеста //
Коммерсантъ
. — 1998. — 3 апр.