Interested Article - Спор: Оберон и Титания

«Спор: Оберон и Титания» ( англ. Contradiction: Oberon and Titania ) — картина британского художника , представителя викторианской сказочной живописи Ричарда Дадда ( англ. Richard Dadd , 1817—1886).

Создание картины и её судьба

Предполагаемый портрет Уильяма Чарлза Худа (первого владельца картины), сделанный Ричардом Даддом в 1853 году

28 августа 1843 года краснодеревщик, владелец мебельной мастерской Роберт Дадд и его сын, художник Ричард Дадд, незадолго до этого прервавший путешествие на Восток, приехали в Чатем , чтобы посмотреть на военные манёвры. Юноша страдал от галлюцинаций, появившихся у него во время пребывания в Египте , побывал у известного психиатра Александра Сазерленда, который объявил его невменяемым. Отец не обратил внимания на диагноз специалиста. Придя в возбуждение от музыки, вида оружия, шума толпы, сын напал на отца. Ричард ударил его в грудь матросским ножом, а затем перерезал горло бритвой. Он бежал во Францию , где был арестован. Свои действия он объяснял волей бога Осириса . Юноша по решению суда был помещён в психиатрическую лечебницу .

Встречаются утверждения, что за сорок три года пребывания в психиатрической клинике Дадд написал только две картины на сказочные темы: «Спор: Оберон и Титания» и « Мастерский замах сказочного дровосека » . Картина «Спор: Оберон и Титания» создана художником в 1854—1858 годах. Техника — холст, масло, размер овальной картины — 61 на 75 сантиметров .

Британская исследовательница творчества Дадда и архивариус клиники Бедлам , где была создана картина, Патриция Олдридж ( англ. Patricia Allderidge ) установила, что картина была написана для заведующего клиники (должность его носила официальное название «first resident physician superintendent of Bethlem» ) в Бедламе доктора Уильяма Чарльза Худа ( англ. William Charles Hood ) . В 1851 году жалоба пациентки привела к проверке больницы со стороны Lunacy Commissioners . В результате проверки старое руководство клиники было отправлено в отставку. Уильям Чарльз Худ, ставший заведующим клиники в 1852 году, сделал целый ряд нововведений, например, впервые стал вести здесь истории болезни пациентов. Он постепенно заменил неимущих пациентов на состоятельных и образованных; этот процесс был дополнен переводом тех пациентов, которые находись здесь по приговору суда, в клинику (англ.) в 1864 году (среди таких пациентов был и Дадд). Многие из новых пациентов могли позволить себе платить за своё содержание, и Худ улучшил условия их содержания, чтобы обеспечить им, насколько это возможно, комфорт, к которому они привыкли до помещения в Бедлам .

Худ в своих записях и истории болезни художника оставил сведения о пребывании Ричарда Дадда в клинике: «В течение нескольких лет после его поступления к нам он считался одним из самых буйных и опасных больных. Он объяснял, что какие-то духи всё ещё овладевают его волей и заставляют тело делать то, чего он не хотел бы». В 1857 году Худ улучшил условия содержания Ричарда Дадда, так как он «в течение многих лет не проявлял буйности» .

Картина «Спор: Оберон и Титания» впервые была представлена публике только в 1930 году . Она была продана в 1984 году за 500 000 фунтов стерлингов . В настоящее время картина находится в частной коллекции композитора Эндрю Ллойда Уэббера , который приобрёл её на аукционе Кристис в 1992 году . Картина неоднократно принимала участие на выставках, в частности на выставке «The Art of Bedlam», которая проходила в 2015 году в городах Великобритании и США .

Сюжет картины и особенности его трактовки Даддом

Ричард Дадд за работой над картиной «Спор: Оберон и Титания», фото сделано около 1856 года

Основа сюжета картины — пьеса Уильяма Шекспира « Сон в летнюю ночь » (акт II, сцена I). Спор между Обероном и Титанией возник из-за малыша, похищенного у индийского султана (он — подменыш , существовало поверье, что феи похищают новорождённых детей и вместо них подкидывают своих младенцев ). Оберон требует от Титании отдать ему мальчика в пажи (II, 120—121), Титания непреклонна в своём отказе мужу, так как мать мальчика была её подругой (II, 136—137). В ссоре Титания обвиняет своего супруга в измене с Ипполитой, а он её — в связи с Тесеем . В этой картине отчётливо показано напряжённое противостояние двух главных героев. Оберон держит в руке копьё, его удерживает шкодливый лесной дух Пак . Пак, по мнению искусствоведов, на картине Дадда получает удовольствие от ссоры своих повелителей .

На картине реальный мир переходит в мир волшебной фантазии. Главные герои — король и королева фей и эльфов — изображены в полный рост и выглядят великанами на фоне малышей-эльфов. Оберон с чёрной бородкой в шлеме странной формы напоминает, по мнению искусствоведов, арабского шейха , которых художник видел во время путешествия по арабским странам. Индийский мальчик в колпаке, виновник ссоры, прячется за спиной Титании, держась за край шлейфа её платья: он предпочитает общество королевы фей Оберону. Справа от них пара влюблённых — Деметрий и Елена. На переднем плане находится сложный узор, состоящий из сплетения цветов и листьев, на заднем — огромное количество волшебных существ и фантастических животных. Существуют различные объяснения причудливости подобной декоративности картины . Оберон в пьесе Шекспира говорит, что естественный порядок вещей оказался в смятении, что мог отразить в своей работе Дадд. Однако картина может отражать и борьбу самого художника с его «лабиринтом» мыслей, внутреннее его состояние .

По мнению искусствоведов, картина «Спор: Оберон и Титания» может считаться самым необычным произведением в английской живописи .

См. также

Примечания

  1. Cooke, Rachel. (англ.) // The Guardian : Газета. — 2015. — 1 June. 15 декабря 2015 года.
  2. Лалаянц, Игорь. Гений из Бедлама // Наука и жизнь : Журнал. — 1993. — № 2 .
  3. , с. 410.
  4. . The Athenaeum (29 октября 2012). Дата обращения: 8 января 2017. 22 ноября 2017 года.
  5. Andrews, Jonathan; Briggs, Asa; Porter, Roy; Tucker, Penny; Waddington, Keir. . — London, New York: Routledge, 2013. — С. 486. — 768 с. — ISBN 0-145-01773-4 .
  6. . Bethlem Royal Hospital Archives and Museum (29 октября 2012). Дата обращения: 5 января 2017. Архивировано из 30 января 2014 года.
  7. Allderidge, Patricia. (неопр.) . — Tate Gallery, 1974. — ISBN 978-0-900874-79-6 .
  8. The History of Bethlem // . — London: London County Council, 1955. — Т. 25. St George's Fields (The Parishes of St. George the Martyr Southwark and St. Mary Newington). — С. 76—80. 8 января 2017 года.
  9. . Lumalena Productions. Дата обращения: 8 января 2017. 1 апреля 2013 года.
  10. , с. 113.
  11. Lloyd Webber, Julian. . Andrew Lloyd Webber. Дата обращения: 8 января 2017. Архивировано из 27 августа 2016 года.
  12. Sooke, Alastaire. // The Telegraph : Газета. — 2015. — 29 июня. 2 июня 2016 года.
  13. // The BBC. — 2015.
  14. Шекспир У. // Укрощение строптивой. Ромео и Джульетта. Сон в летнюю ночь. — М. : ОЛМА Медиа Групп, 2003. — 240 с. — 5000 экз.
  15. Banerjee, Jacqueline. . The Victorian Web. Дата обращения: 5 января 2017. 17 марта 2017 года.

Литература

  • Кирюхина Е. М. // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского : Журнал. — 2012. — № 3 (1) . — С. 410—416 .
  • Михайлина О. Ю. // Культура народов Причерноморья : Сборник. — 2004. — Т. 2 , № 56 . — С. 111—116 . 9 января 2017 года.
  • Allderidge, Patricia. (неопр.) . — Tate Gallery, 1974. — ISBN 978-0-900874-79-6 .
  • . Tate Glossary . Tate Collection. Дата обращения: 5 января 2017.
  • Maas, Jeremy. Victorian Fairy Painting (неопр.) . — Merrell Holberton, 1997. — ISBN 978-0-900946-58-5 .


Источник —

Same as Спор: Оберон и Титания