Interested Article - Арете

Арете́ ( др.-греч. ἀρετή ) — термин древнегреческой философии , означающий « добродетель », «доблесть», « совершенство », «достоинство» или «превосходство» любого рода.

В своём самом раннем появлении в греческом языке это понятие было связано с понятием соответствия цели или функции, обозначая «собранность, слаженность, пригодность» всякой вещи или существа.

Применительно к человеку понятие арете принимает значение «доблести» и шире — добродетели: нравственного качества, присущего достойному человеку. Приобретение этого качества требует усилий: «Порок достигается легко, а овладеть арете трудно», — говорит Гесиод (Орр. 287). При этом первоначально арете воспринималось не только как состояние, требующее усилий для своего достижения, но и как «некое природное свойство благородного человека», доступное не всякому ; это отразилось в однокоренном понятии « аристократия »:

Корень слова тот же, что у ἄριστος , превосходной степени «прекрасного» и «превосходного», которая во множественном числе устойчиво употребляется для обозначения знати .

Однако уже софисты объявляют арете «дисциплиной, которой за скромную мзду можно обучить всякого так же, как грамоте, музыке и т. п.»; таким образом, происходит «демократизация» этого понятия, а «вместе с этим создаются предпосылки для его интеллектуализации, что делает арете центральной проблемой воспитания гражданина, а впоследствии — воспитания философа» .

Содержание понятия арете было подробно разработано в концепциях Платона , Аристотеля и более поздних эллинистических философов .

Примечания

  1. Под редакцией В. С. Стёпина. Арете // Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . — 2001. / Ю. А. Шичалин // Новая философская энциклопедия: В 4 т. / под редакцией В. С. Стёпина. М.: Мысль, 2001.
  2. Йегер В. Пайдейя: Воспитание античного грека. Т. 1. М., 2001. С. 32.

См. также

Источник —

Same as Арете