Хэмптон, Лайонел
- 1 year ago
- 0
- 0
Лайонел Джей Стэндер ( англ. Lionel Jay Stander ; 11 января 1908 , Бронкс , Нью-Йорк , США — 30 ноября 1994 , Лос-Анджелес , США ) — американский актёр кино, театра, радио и телевидения. Сыграл более 130 ролей, среди которых первое кинематографическое воплощение Арчи Гудвина — героя цикла романов Рекса Стаута . Подвергался в 1940 -х — 1950 -х годах гонениям за свои политические взгляды, был занесён в «чёрный список» Голливуда .
Лайонел Джей Стэндер родился в Бронксе, Нью-Йорк в 1908 году в семье евреев - эмигрантов из России . После завершения школы поступил в Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл , где впервые принял участие в студенческих театральных постановках. Профессиональная карьера началась в 1928 году ролью полицейского в пьесе Э. Э. Каммингса «Him» в одном из театров в Гринвич-Виллидж . В 1932 году Лайонел Стэндер получает первую небольшую роль в кинокомедии «In the Dough» . Спустя три года, в течение которых ему удаётся сняться только в нескольких эпизодических ролях, он приглашён в фильм « Подлец » ( англ. ) с Ноэлом Кауардом в главной роли. Стэндер переезжает в Голливуд и заключает контракт с Columbia Pictures , в соответствии с которым снимается в нескольких картинах, в том числе в фильме « Звезда родилась » ( 1937 ), завоевавшим 2 премии Оскар . Ценителям творчества Рекса Стаута Лайонел Стэндер известен по роли Арчи Гудвина . В кино этот образ появился именно в его исполнении в фильмах « » ( 1936 ) и « » ( 1937 ). Работа Стэндера не понравилась автору романов, считавшему, что лучшим исполнителем роли Арчи мог стать только Хамфри Богарт . На основании этого он отказался продавать права Голливуду на экранизацию своих последующих произведений . Запоминающийся хриплый голос Стэндера, создающий образ невозмутимого «крутого парня», делают его популярным радио актёром. В программах CBS он создаёт десятки образов в радио-постановках и развлекательных программах. Лайонел Стэндер всегда придерживался либеральных взглядов и выступал сторонником деятельности профессиональных союзов . Он был одним из создателей в 1933 году Гильдии киноактёров США . В 1936—1937 годах активно боролся против засилия ставленников мафии в профсоюзах, участвовал в забастовках. В 1938 году Columbia Pictures пригрозила использовать всё своё экономическое влияние в Голливуде в отношении студии, которая заключила бы контракт со Стэндером. Если к 1937 году он снялся в 15 фильмах, то в 1937—1938 годах только в 6, ещё столько же ролей исполнил до 1943 года.
В 1940 году общественной активностью Лайонела Стэндера заинтересовалась комиссия по расследованию антиамериканской деятельности (HUAC), посчитавшая его взгляды прокоммунистическими . Из-за недостаточности фактов и в связи с переключением внимания комиссии на начавшуюся Вторую мировую войну обвинения в отношении Стэндера были сняты. До начала 1950-х давление на него было ослаблено. Он снялся в нескольких фильмах независимых студий. В 1951 актёр Марк Лоуренс сообщил HUAC, что Стэндер был руководителем его коммунистической «ячейки» и активно вёл политическую пропаганду. Стэндер опроверг эти заявления и выдвинул против Лоуренса иск о клевете. Не дожидаясь судебного разбирательства последний уехал в Европу. Спустя два года Лайонел Стэндер на очередном заседании выступил с заявлением, в котором отказался сотрудничать с комиссией. Один из тезисов его речи (о его «одурманивании» коммунистами):
Я не был одурачен или одурманен, никакой дури-шмури. Я абсолютно осознавал, что делаю, и не стыжусь того, что сказал публично или в частной беседе... // англ. I am not a dupe, or a dope, or a moe, or a schmoe...I was absolutely conscious of what I was doing, and I am not ashamed of anything I said in public or private...
Эта фраза сейчас высечена на памятном камне в Университете Южной Калифорнии с пометкой «Первая поправка к Чёрному списку». Лайонел Стэндер был внесён в «чёрный список» Голливуда , его актёрская карьера в США завершилась.
После неудачных попыток найти любую работу, Стэндер уехал в Европу. В Лондоне он участвует в ряде постановок по Бертольту Брехту , снимается у Романа Полански в фильме « Тупик ». Перебравшись в Рим, Стендер играет в нескольких Спагетти-вестернах . Известна его эпизодическая роль бармена Макса в « Однажды на Диком Западе » Серджо Леоне . Не имея каких-либо ограничений на въезд в США, он снимается и в некоторых американских фильмах: Банда, не умевшая стрелять (1977), « Нью-Йорк, Нью-Йорк » (1977) Мартина Скорсезе , « Тысяча девятьсот сорок первый » (1979) Стивена Спилберга .
В 1979 году Лайонел Стэндер окончательно возвращается в Америку. Он снимается в телесериалах, и даже получает премию Золотой глобус за роль второго плана в сериале « Супруги Харт » 1979—1984. Одной из последних работ актёра стало озвучивание персонажа Кап в мультфильме « Трансформеры ».