Interested Article - D’om le vrai sens
- 2020-07-13
- 1
«D’om le vrai sens» (с фр. — «Истинное чувство человека») — концерт для кларнета с оркестром финского композитора Кайи Саариахо .
Написан в 2010 году для кларнетиста ; впервые исполнен им 8 сентября 2010 года во дворце «Финляндия» вместе с Симфоническим оркестром Финского радио под управлением . Те же исполнители осуществили 18—20 апреля 2011 года первую студийную запись произведения.
В концерте используются элементы : во время исполнения кларнетист, в соответствии с указаниями в партитуре, перемещается по концертному залу.
Описание
Концерт вдохновлён циклом из шести позднесредневековых гобеленов « Дама с единорогом », аллегорически изображающих, согласно распространённой интерпретации, пять чувств человека и некое дополнительное «шестое чувство». Каждая часть сочинения соответствует одному из гобеленов; кларнет , по словам композитора, представляет присутствующего на всех шести гобеленах единорога .
- L’Ouïe («Слух»). Солист скрыт от глаз — например, находится позади аудитории — и может быть только слышим. Спокойное, размеренное дыхание оркестра несколько раз прерывается громкими, резкими выкриками кларнета.
- La Vue («Зрение»). Солист выходит на сцену, появляясь перед глазами слушателей. На соответствующем гобелене единорог глядится в зеркало, и в музыке этой части важную роль играют симметричные построения: в оркестре отражаются мотивы, подаваемые солистом. К примеру, вступительная трель кларнета подхватывается маримбой .
- L’Odorat («Обоняние»). Солист располагается позади оркестра, если необходимо — на подиуме. В тихой, расслабленной музыке внимание композитора сосредоточено на красочных гармонических сочетаниях и необычных тембрах: используются тыквенная тёрка гуиро , музыкальные подвески из стекла и из ракушек.
- Le Toucher («Осязание»). Начав играть позади оркестра, солист постепенно выходит вперёд. Самая оживлённая часть концерта. В её концовке кларнет имитирует лошадиное ржание.
- Le Goût («Вкус»). Солист — в обычном положении возле дирижёра.
- A mon seul Désir («По моему единственному желанию»). Солист покидает сцену; вслед за ним могут сойти со сцены и скрипки. Последние такты — импровизация кларнетиста с использованием заданных композитором музыкальных элементов. Название этой части, вытканное на последнем гобелене, представляет собой анаграмму названия всего концерта.
Общее время звучания — 30—35 минут.
Состав оркестра
- Кларнет соло.
- 2 флейты (1-я заменяется на флейту-пикколо , 2-я — на альтовую флейту ), 2 гобоя (2-й заменяется на английский рожок ), 2 кларнета (2-й заменяется на малый кларнет ), бас-кларнет , фагот (заменяется на контрафагот ).
- 4 валторны , труба .
- Литавры , другие ударные (4 исполнителя).
- Арфа , челеста .
- Первые и вторые скрипки , альты , виолончели , контрабасы .
Ссылки
- на сайте композитора saariaho.org
- 2020-07-13
- 1