Interested Article - Челеста

Челе́ста ( итал. celesta от celeste «небесный» ) — клавишный металлофон , по технике игры и внешне напоминающий небольшое пианино или фисгармонию . Ударный музыкальный инструмент, звучащим телом которого являются стальные пластинки. Один из наиболее популярных дополнительных инструментов симфонического оркестра . Изобретён французским музыкальным мастером в 1886 году. Впервые представлен на Всемирной выставке в Париже в 1889 году. Челеста нашла применение не только как академический инструмент, но используется и в джазе, рок-музыке, других направлениях популярной музыки.

История

Челеста ведёт своё происхождение от «камертонного клавира», изобретённого в 1788 году английским мастером Ч. Клаггетом из Лондона . В этом инструменте молоточки ударяли по камертонам разных размеров. В 1860-х годах французский мастер Виктор Мюстель создал похожий инструмент под названием «дульситон», а его сын позднее заменил камертоны на металлические пластины с резонаторами. В 1886 году он получил патент на новый инструмент под названием «челеcта», от итальянского прилагательного celeste — «небесный» . Первая публичная демонстрация оркестровой челесты Мюстеля прошла на Всемирной выставке в Париже в 1889 году .

Описание и устройство

Схема механики челесты системы Мюстеля

По своему внешнему виду, размеру и отделке челеста похожа на небольшую фисгармонию или маленькое пианино . Звук извлекается молоточками, приводимыми в движение клавишами клавиатуры фортепианного типа. Механизм молоточков напоминает фортепианный, но более простой конструкции . Молоточки ударяют по стальным пластинкам (иногда стеклянным, обтянутых замшей , войлоком) , укреплённым на упругих деревянных коробчатых резонаторах . Такая конструкция усиливает основные тоны и делает звук очень мягким, глубоким и отдалённо напоминающим «небесный» перезвон колокольчиков, с чем и связано название инструмента. Чешский музыковед Антонин Модр отмечал, что по своему звучанию инструмент находится посредине между звуками рояля и колокольчика или же стеклянной гармоники . По его мнению звук челесты «нежный, почти эфирный и напоминает тембр арфы» .

Единственная педаль челесты выполняет ту же функцию, что и у пианино (педаль форте) и расположена в современных моделях справа от середины по корпусу инструмента . Несмотря на внешнее сходство, способ звукоизвлечения челесты отличается от других клавишно-молоточковых инструментов, как механики фортепиано (молоточки ударяют по струнам вертикально), так и рояля (молоточки ударяют по струнам снизу). Диапазон челесты ― от c 1 ( до первой октавы ) до c 5 ( до пятой октавы) . В настоящее время изготавливается немецкой компанией Schiedmayer и японским производителем музыкальных инструментов Yamaha . Schiedmayer, являющийся продолжателем традиций мастера Мюстеля, изготавливает модели различного размера в следующих диапазонах: 4 октавы (с1—с5); 5 октав (c—с5); 5 ½ октав (c—f5) октав .

Звукоряд хроматический . Ноты для челесты пишутся в скрипичном ключе (реже в басовом) на двух нотоносцах (как в фортепиано) на октаву ниже действительного звучания . В партитуре симфонического оркестра её партия располагается под партией арфы и над партиями струнных инструментов .

Вопрос к какой группе инструментов следует отнести челесту является довольно дискуссионным. Антонин Модр включил её в группу идиофонических (самозвучных) ударных музыкальных инструментов, у которых звук образуется путём колебания упругого материала из которого они изготовлены ( колокола , тарелки , там-там , гонг , ксилофон , тубафон, треугольник , кастаньеты ) . В музыкознании её относили также к ударно-клавишным , ударным или клавишным инструментам . По мнению композитора и музыковеда Георгия Дмитриева несмотря на то, что по способу звукоизвлечения челеста, в строгом понимании, не совсем классифицируется как ударный инструмент , но по характеру звучания, напоминающего колокольчики, её всё же принято относить к этой группе музыкальных инструментов .

В академической музыке

Модель челесты «Студио» (c—f5) фирмы Schiedmayer

Введена в симфонический и камерный оркестры французскими и русскими композиторами . Первым челесту в оркестре применил Эрнест Шоссон в музыке к пьесе Шекспира «Буря» ( 1888 ) . Во время своего визита в Париж «челесту Мюстель» услышал Пётр Ильич Чайковский и был так очарован её звучанием, что ввёл партию этого инструмента в свои сочинения: симфоническую балладу «Воевода» (1891) и балет « Щелкунчик » (1892). Балетмейстер Мариус Петипа в либретто указал, что в сцене «Вариация феи Драже» должен слышаться звук падающих капель в фонтане. О приобретении этого инструмента композитор просил своего издателя Петра Юргенсона , но с условием, чтобы он эту покупку осуществил скрытно и о ней не стало бы известно другим российским композиторам раньше времени . В письме от третьего июня 1891 года Чайковский писал Юргенсону:

«Я открыл в Париже новый оркестровый инструмент, нечто среднее между маленьким фортепиано и глокеншпилем , с божественно чудным звуком. Называется он Celesta Mustel и стоит тысячу двести франков. Инструмент этот я хочу употребить в симфонической поэме „Воевода“ и в балете. <…> Купить его можно только в Париже у изобретателя, г. Мюстель. Я хочу тебя попросить выписать этот инструмент. <…> Так как инструмент этот нужен будет в Петербурге раньше, чем в Москве, то желательно, чтобы его послали из Парижа. Но при этом я желал бы, чтобы его никому не показывали, ибо боюсь, что Римский-Корсаков и Глазунов пронюхают, раньше меня воспользуются его необыкновенными эффектами. Я предвижу колоссальный эффект от этого нового инструмента» .

Узнав о приобретении этого «чудного инструмента», композитор в письме от 22 августа благодарил издателя и повторил просьбу о том, чтобы никто из посторонних его не услышал до премьеры «Воеводы». Также он писал, что челеста будет иметь «большую роль в моём новом балете» .

Инструмент нашёл применение в симфоническом и камерном оркестрах. Густав Малер неоднократно применял челесту, например, в Симфониях № 6 (1903—1904) и № 8 (1906), а также в « Песне о земле » (1908—1909). Челеста используется почти исключительно как оркестровый инструмент для создания особого колорита Густавом Холстом в сюите « Планеты », Дмитрием Шостаковичем в четвёртой , шестой , тринадцатой , пятнадцатой симфонии, другими академическими композиторами . На челесте также исполняется партия стеклянной гармоники ― инструмента, вышедшего из употребления, но предусмотренного в сочинениях некоторых композиторов XIX века . Как правило, на челесте играет штатный пианист оркестра (в случае отсутствия челесты её партия может быть исполнена на фортепиано ). В области инструментовки нашла применение для передачи различных колористических эффектов и наиболее часто используется в соединении с различными деревянными духовыми инструментами оркестра, арфой , колокольчиками, а также при таком приёме игры на струнных смычковых инструментах как пиццикато .

Также среди композиторов XX века использовали челесту в своих произведениях Клод Дебюсси Море » 1903—1905; «Образы» 1905), Франц Шрекер (опера «Дальний звон», 1912), Имре Кальман ( оперетта « Королева чардаша » (традиционное название для России — «Сильва»), 1915), Джордж Гершвин («Американец в Париже», 1928), Карл Орф Кармина Бурана », 1935—1936), Бела Барток (Музыка для струнных, ударных и челесты , 1936), Бенджамин Бриттен (опера «Сон в летнюю ночь», 1960), Филип Гласс (опера «Эхнатон», 1984), Мортон Фельдман («Филиппу Густону», 1984) и другие .

Инструмент используется и в музыке для спектаклей и кинофильмов, например: Чарли Чаплин Огни большого города »), Бернард Херрманн Гражданин Кейн »), Ли Харлин и Пол Смит (« Пиноккио »), Шостакович («Гамлет»). Особенно часто использовал челесту при создании музыки, в том числе и для фильмов американский композитор Джон Уильямс .

В джазе

Первые применения челесты в джазе относят к концу 1920-х годов к Хоуги Кармайклу и Эрлу Хайнсу . В 1930-е годы Фэтс Уоллер иногда играл на челесте правой рукой и одновременно на фортепиано левой. Среди других джазовых пианистов, иногда применявших челесту, отмечены , , Арт Тэйтум , Дюк Эллингтон , , Телониус Монк , Оскар Питерсон , Маккой Тайнер , Сан Ра , Херби Хэнкок , .

В саундтреках

Наиболее яркий пример — начало «Hedwig’s theme» Джон Таунер Уильямса , саундтрека «Гарри Поттера»

В рок-музыке

Челеста нашла применение и в рок-музыке. К известным композициям с её использованием можно отнести: « Everyday » Бадди Холли ; « Real Love », « Baby It’s You » The Beatles ; «Girl Don’t Tell Me» The Beach Boys ; « Set the Controls for the Heart of the Sun » ( A Saucerful of Secrets ), « Time » ( The dark Side of the Moon ) Pink Floyd ; « Sunday Morning » ( The Velvet Underground & Nico ) The Velvet Underground и другие .

Примечания

  1. .
  2. .
  3. , с. 201—202.
  4. (англ.) (7 мая 2016). Дата обращения: 21 мая 2020. 25 сентября 2020 года.
  5. Челеста // Товарный словарь / И. А. Пугачёв (главный редактор). — М. : Государственное издательство торговой литературы, 1961. — Т. IX. — Стб. 509—512.
  6. Дмитриев Г. П. Челеста // Ударные инструменты. Трактовка и современное состояние. — М. : Советский композитор, 1991. — С. 66—67. — 145 с.
  7. В настоящее время размер клавиш совпадает со стандартными фортепианными.
  8. Хащеватська С. С. Челеста // Інструментознавство. Підручник для вищих навчальних закладів культури і мистецтв ІІІ–ІV рівнів акредитації (укр.) . — Вінниця: НОВА КНИГА, 2008. — С. 224. — 256 с.
  9. Челеста // Энциклопедический музыкальный словарь / Г. В. Келдыш. — М. : Большая советская энциклопедия, 1959. — С. 302. — 328 с.
  10. В ранних моделях инструментов несколько звуковых пластин были прикреплены к резонатору.
  11. Модр, Антонин. Музыкальные инструменты // Пер. с чеш. Л. А. Александровой. — М. : Государственное музыкальное издательство, 1959. — С. 12, 186—187. — 266 с.
  12. У первых модификаций челест педаль располагалась по середине.
  13. .
  14. (англ.) . Yamaha — United States . usa.yamaha.com. Дата обращения: 24 мая 2020. 19 сентября 2020 года.
  15. (англ.) . Дата обращения: 20 мая 2020. 7 августа 2020 года.
  16. По схожему принципу изготавливаются клавишные колокольчики, а также вставные клавишные колокольчики или вставная челеста для духового органа.
  17. Blades, James and Holland, James. «Celesta»; Gallois, Jean. «Chausson, Ernest: Works», от 16 мая 2008 на Wayback Machine (Accessed 8 April 2006) (subscription required)
  18. . — М. : Эксмо, Алгоритм-Книга, 2010. — (Гении и злодеи). — ISBN 978-5-6994-2166-1 .
  19. П. И. Чайковский. Переписка с П. И. Юргенсоном. — М. : Государственное музыкальное издательство, 1952. — Т. 2. 1884—1893 гг.. — С. 215. — 344 с. — (Труды Государственного дома-музея П. И. Чайковского).
  20. Шостакович Д. Д. Полное собрание сочинений. — М. : Музыка, 1982. — Т. 2. Симфония №3 и Симфония №4. — С. 148. — 381 с.
  21. Шостакович Д. Д. Полное собрание сочинений. — М. : Музыка, 1980. — Т. 3. Симфония №5 и Симфония №6. — С. 160. — 321 с.
  22. Шостакович Д. Д. Полное собрание сочинений. — М. : Музыка, 1984. — Т. 7. Симфония №13. — 241 с.
  23. Кандаурова, Ляля. . — М. : Альпина Паблишер, 2018. — 438 с.
  24. Bartok, Béla. Music for Strings, Percussion and Celesta: Celesta Part (англ.) . — New York: Boosey & Hawkes, 1939. — 6 p.
  25. (англ.) (2 апреля 2020). Дата обращения: 21 мая 2020. 25 сентября 2020 года.
  26. Gioia, Ted. (англ.) . — New York: Oxford University Press, 2012. — P. 29. — 544 p. — ISBN 98-0-19-993739-4.
  27. Womack, Kenneth. The Beatles Encyclopedia: Everything Fab Four (англ.) . — Santa Barbara: Greenwood; Abridged edition edition, 2017. — P. 28. — 656 p. — ISBN 978-1440844263 .
  28. . web.archive.org (2 ноября 2009). Дата обращения: 20 мая 2020. Архивировано из 2 ноября 2009 года.

Литература

  • Дмитриев Г. П . Челеста // Ударные инструменты. Трактовка и современное состояние. — М. : Советский композитор, 1991. — С. 66—67. — 145 с.
  • Модр, Антонин. Музыкальные инструменты // Пер. с чеш. Л. А. Александровой. — М. : Государственное музыкальное издательство, 1959. — 266 с.
  • // Большая российская энциклопедия. Том 34. — М. : Большая российская энциклопедия, 2017. — С. 428. — 799 с. — ISBN 978-5-85270-372-9 .
  • Челеста // Музыкальные инструменты. Энциклопедия. — М. : Дека-ВС, 2008. — С. 676. — 786 с.
  • Мирек, А. М. Челеста // Хейнце — Яшугин. Дополнения А — Я. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор , 1982. — Стб. 201—202. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 6).
  • Челеста // Товарный словарь / И. А. Пугачёв (главный редактор). — М. : Государственное издательство торговой литературы, 1961. — Т. IX. — Стб. 509—512. .

Ссылки

  • . YouTube . Дата обращения: 10 февраля 2020.
Источник —

Same as Челеста