Курдистанский динар
- 1 year ago
- 0
- 0
Курдиста́нский уе́зд ( курд. Арәма Köpдьстанә , азерб. Kürdüstan qəzası ), также известный как Кра́сный Курдиста́н ( курд. Köpдьстана Сор , азерб. Qızıl Kürdistan ) — административная единица в составе Азербайджанской ССР , существовавшая с 1923 по 1929 годы .
Как отмечает российский учёный В. Шнирельман , пытаясь ослабить армянских меликов Нагорного Карабаха путём отделения их от основных армянских территорий, персидские шахи из династии Сефевидов переселяли курдские племена в район, расположенный между Нагорным Карабахом и Зангезуром . В 1924 году советский учёный Е. Пчелина, побывав с экспедицией в новосозданном уезде, отмечала, что в средние века здесь проживало христианско-армянское население, о чём говорили и встретившиеся ей археологические памятники. Вытеснение армян с этих земель было зафиксировано ею в курдских народных сказаниях и родословных, говорящих о пришлости курдов в регионе .
По мнению Д. Бабаяна , название « Курдистан » по отношению к данному региону официально было использовано в 1921 году (за два года до создания Курдистанского уезда) . А. Букшпан отмечает, что до 1923 года районы расселения курдов на Южном Кавказе в целом и в Азербайджане в частности никогда не именовались Курдистаном, так как ни в одном из этих районов курды не составляли компактного большинства .
16 июля 1923 года указом президиума Центрального исполнительного комитета (ЦИК) Азербайджанской ССР под руководством С. Кирова был образован Курдистанский уезд . Курдистан становится самостоятельной административной единицей в следующих территориальных границах: на севере Курдистанский уезд был отделён от Гянджинского водоразделом Муровдагского хребта , далее граница с Нор-Баязетским уездом Армянской ССР проходила по Кангуро-Алангёзскому хребту, на юго-западе Курдистан граничил с Шаруро-Даралагезским и Зангезурским уездами Армении. На юго-востоке его границы с бывшим Джебраильским уездом соприкасались по реке Акера , начинаясь от селения Эфендиляр до впадения в Акеру реки Малхалаф, её левого притока. Граница уезда с Нагорным Карабахом начиналась от впадения Малхалаф в Акеру и продолжалась вплоть до Муровдагского хребта . Изначально уездным центром Курдистана было село Пириджан , позже центр был перенесён в село Абдаляр, переименованное в Лачин .
При общей численности населения уезда около 50 000 человек, менее 10% владело курдским языком, при этом «Красный Курдистан» никогда не был курдской автономией по форме или существу . Административная единица была названа «Курдистанским», а не «курдским» уездом, то есть название было географическим, а не этническим. Будучи уездом, он не имел никакого особого статуса, и был на том же положении, что и другие уезды. Возможно, что такое название было выбрано преднамеренно, поскольку оно могло допускать разные трактования: курды могли предполагать в нём автономию, тогда как власти могли рассматривать его как простую административную единицу, каковой она и являлась на самом деле, хотя и носила несколько необычное название. Таким образом, советские власти оставляли открытыми разные варианты .
Курдистанский уезд был упразднён в 1929 году при переходе на окружное деление . С 25 мая по 8 августа 1930 года существовал Курдистанский округ с центром в Лачине . Постановлением ЦИК и СНК СССР от 23 июля 1930 года «О ликвидации округов» округа были ликвидированы. В соответствии с этим решением, окружное деление в Азербайджанской ССР было также упразднено, и на месте Курдистанского округа было образовано несколько районов. Таким образом, Курдистанский округ просуществовал всего 75 дней .
В 1937 году последовала депортация курдов из Азербайджанской и Армянской ССР в республики Средней Азии и Казахстан . В 1944 году туда же были выселены и курды из Грузинской ССР , депортированные вместе с турками-месхетинцами и хемшилами .
Административный центр уезда — город Лачин (до 1923 года имел статус посёлка, до 1926 года назывался Абдаляр) . Делился на 6 дайрэ ( волостей ): Каракишлагскую, Кельбаджарскую, Кубатлинскую, Котурлинскую, Кюрд-Гаджинскую и Мурадханлинскую .
В 1926 году в Курдистанском уезде проживало 51,2 тыс. человек, 73 % которых составляли курды , 26 % — азербайджанцы (указаны как «тюрки»). В абсолютном выражении число курдов уезда по переписи 1926 года определялось в 37182 человека . При этом общая численность курдов в Азербайджанской ССР составляла 41,2 тыс. человек (1,8 % населения республики) .
Многие из курдов в Азербайджанской ССР ассимилировались в доминирующую культуру азербайджанцев . Неясно, произошло ли это в результате физического принуждения или естественного результата схожести культур и образа жизни . Известно, что к 1926 году только 17 % из 41,2 тыс. курдов, живущих в Азербайджанской ССР, признавали курдский язык как свой родной . Из общего числа курдов Курдистанского уезда говорящих на курдском языке было 3123 человека (6,1 % населения уезда) .
Согласно А. Букшпану, языковая ассимиляция была связана с рядом причин. Наибольшее влияние на процесс оказывала оторванность от других курдских племён Закавказья, нахождение в окружении тюркоязычного населения, а также смешанные браки. Вместе с тем отмечается, что до 1930 года было сделано недостаточно для развития курдского языка, письменности, а также обучения на родном языке .
Наступательный процесс курдской миграции шел, по-видимому, в связи с рядом войн Персии и Турции.
В нынешнем Курдистанском у. Азербайджана курды появились не ранее XV — XVI вв. Об этом говорят прежде всего народные сказания. Например, родословная фамилии Ильясовых из сел. Огундара, выводящая свой род из Диарбекира, или рассказы о вытеснении армянского населения с земель района сел. Шальва — Ардашев и занятие их курдами из Хорасана в Персии. О том же говорят и встретившиеся мне археологические памятники в этом районе, указывающие на христианско-армянское население, бытовавшее здесь в средние века. За то, что курды осели в этих местах около 1589 г., т. е. во время турецко-персидской войны, говорит принадлежность курдов Азербайджанского уезда к Шиитам (под влиянием Персии), тогда как те же племена курдов „Курманджи“, живущие в Эриванской губ. бывш. Турции, в настоящее время или сунниты шафиитского толка, или иезиты.
Некто Хаджи-Хусан, о котором говорят, что он был Сеид, прибыл в Зангезурский участок с десятью семействами ив курдов в царствование Персидского государя Шаха Исмаила. При его появлении деревнями Шальва и Карабайрамлы, составлявшими одно селение, управлял армянин Зур-Кешиш. Земля означенной деревни называлась Шальва, а Кара-Байрамлы было имя племени, пришедшего из Хорасана. Другой армянин, в заведовании которого были следующие деревни, а именно: Ардашав, Вагазин, Печаниз и Курт-Каджи, был некто Ширин-бек; Хаджи-Хусан убил Зур Кешиша, а Ширин-бек убежал.. Армянские деревни были разорены, и жители разбежались. Затем Хаджи-Хусан с означенными 10-ю семействами занял пустыни „в Ардашаве и Вагазине"