Памятник Ивану Шувалову (Москва)
- 1 year ago
- 0
- 0
Па́мятник первопеча́тнику Ива́ну Фёдорову — московский скульптурный памятник создателю первой русской датированной печатной книги Ивану Фёдорову . Открыт в 1909 году перед Китайгородской стеной , рядом с Третьяковским проездом . Выполнен скульптором Сергеем Волнухиным по проекту архитектора Ивана Машкова . Памятник неоднократно переносился, с 1990-х годов расположен возле дома № 2 по Театральному проезду . Памятнику присвоен статус объекта культурного наследия России .
В 1864 году председатель Московского археологического общества граф Алексей Уваров выступил с инициативой установить памятник первопечатнику Ивану Фёдорову . Официально о намерении возвести монумент было объявлено на торжественном заседании Общества 4 января 1870 года . В том же году для сбора денежных средств на разработку проекта монумента и его возведение была объявлена подписка , по которой Общество получило 25 тысяч рублей .
В конце 1870-х годов Уваров заказал эскиз памятника у скульптора Марка Антокольского . Последний изначально отказался от заказа, однако к 1881-му изменил своё решение. Антокольский приступил к работе над проектом монумента, но закончил его после смерти Уварова 29 декабря 1884 года ( 10 января 1885 года ). По решению комиссии Московского археологического общества, эскиз Антокольского был отклонён. В отчёте Общества «О сборе пожертвований и возведению памятника Ивану Фёдорову» от 1914 года проект охарактеризован как «модель простого чернорабочего у станка, с засученными рукавами и в костюме неподобающем дьяконскому сану» .
В 1901 году Московское археологическое общество повторно объявило конкурс на лучший проект памятника первопечатнику . Для выбора автора будущего монумента была созвана комиссия, в которую вошли историк Василий Ключевский и художник Аполлинарий Васнецов .
На конкурсе были представлены 27 работ мастеров из Российской Империи , Австро-Венгрии , Франции , Сербии и Болгарии . Популярный в начале XX века скульптор Николай Андреев также участвовал в конкурсе совместно с архитектором Иваном Жолтовским . По итогам конкурса жюри отобрало два совместных проекта Сергея Волнухина и Ивана Машкова под названиями «Плёс» и «Ярославль» .
Монумент планировалось установить на Театральной площади , однако Московская городская управа выступила против этой инициативы . В 1907 году памятник был заложен у основания Китайгородской стены . Для него было выбрано историческое место: неподалёку, на Никольской улице , располагались палаты бывшего Государева Печатного двора , возведённые в XVII веке на месте мастерской Ивана Фёдорова .
Сергей Волнухин работал над памятником около двух лет. Отсутствие прижизненных изображений Ивана Фёдорова и описания его внешности в исторических источниках создавало сложности при создании монумента. По одной из версий, моделью для памятника послужил бородатый мужчина, которого скульптор случайно увидел на улицах Москвы . Для изготовления костюма первопечатника Волнухин консультировался с историком и археологом Иваном Забелиным .
Торжественное открытие памятника состоялось 27 сентября 1909 года ( 12 октября 1909 года ) в присутствии городских властей и представителей различных организаций и сопровождалось крестным ходом . В своих воспоминаниях государственный деятель Владимир Джунковский описал это событие следующим образом:
Все рабочие печатного дела, находящиеся в Москве, явились отдать долг памяти первопечатнику. Налево от памятника стояла масса депутаций, в сквере – вся администрация, профессора, Археологическое общество, разные другие учёные сообщества и другие. Епископ Анастасий произнёс прекрасное слово о значении Ивана Фёдорова для просвещения и церкви… Памятник был очень талантливо исполнен, но, к сожалению, место для него, в узком небольшом сквере, по-моему, выбрано неудачно .
На следующий день после открытия монумента у его постамента появился анонимный венок с надписью «Первому мученику русской печати» , намекавший на подвижничество первопечатника и обвинения в ереси, с которыми ему пришлось столкнуться в Москве .
Местоположение монумента несколько раз менялось. До 1934 года памятник первопечатнику стоял у Китайгородской стены . При расширении Театрального проезда и сносе стены в рамках сталинского проекта реконструкции Москвы монумент был перенесён вглубь улицы . В 1990-е годы, при строительстве торгового центра «Наутилус» , памятник переместили ближе к гостинице «Метрополь» . В 2011-м глава Департаментa культурного наследия города Москвы Александр Кибовский выступил с предложением повторно передвинуть монумент Ивану Фёдорову, однако комиссия Московской городской думы не поддержала данную инициативу .
Памятник представляет собой образец монументальной реалистичной скульптуры , выполненной согласно художественным традициям второй половины XIX века . К его характерным чертам искусствоведы относят историческую достоверность, убедительность трактовки образа первопечатника и гармоничное соотнесение памятника с городским пространством .
Скульптор придал чертам лица Ивана Фёдорова спокойное и сосредоточенное выражение: он изображён в момент работы, рассматривающим свежий оттиск страницы « Апостола ». Левой рукой он придерживает печатную наборную доску , на скамье рядом с ним — ручной инструмент для нанесения типографской краски .
Несмотря на принадлежность к духовенству , первопечатник представлен в мирской одежде. Скульптор изобразил его с ремешком, перехватившим волосы, подчеркнув тем самым, что Фёдоров был в том числе ремесленником. В XVI веке многие представители низшего духовенства были вынуждены заниматься каким-либо ремеслом , чтобы не впасть в нищету .
Постамент решён Машковым в простой, лаконичной форме и по высоте в два раза превышает скульптурную фигуру, чтобы силуэт Фёдорова возвышался над Китайгородской стеной и смотрелся на фоне неба. На передней стороне постамента из чёрного полированного лабрадорита надпись: « Николы Чудотворца Гостунского диакон Иван Фёдоров» . Под текстом указана дата начала печатания «Апостола» — 19 апреля 1563 года . Эту дату принято считать началом книгопечатания на Руси. В центре пьедестала на отлитой из бронзы доске изображён печатный знак Ивана Фёдорова — рука, держащая щит с буквами «И» и «Ф». Между буквами — изогнутая полоса в виде латинской «S», над ней — деталь, напоминающая наконечник стрелы . В соответствии с древним изречением «книги — суть реки, наполняющие вселенную», исследователи расшифровывают эти стилизованные изображения как изгиб реки и угольник — инструмент, использовавшийся при наборе букв. Однако Иван Фёдоров такой знак стал использовать для обозначения своих изданий позже, уже обосновавшись во Львове : после того, как был сожжён Московский печатный двор в 1565 году , первопечатник вместе со своим помощником Петром Мстиславцем вынуждены были бежать из Москвы .
С обратной стороны пьедестала помещены цитата из послесловия к изданной им книге: «Первее нача печатати на Москве святые книги» и девиз первопечатника: «Ради братии моих и ближних моих» .