Жилой дом Гусаровых
- 1 year ago
- 0
- 0
Жило́й дом на Котельническо́й на́бережной — одна из семи реализованных сталинских высоток в Москве . Здание расположено близ места слияния Яузы с Москвой-рекой таким образом, что два боковых корпуса стоят вдоль Котельнической и Подгорской набережных. Высотка строилась как «город в городе» в 1938—1940 и 1948—1952 годах . Авторы проекта — архитекторы Дмитрий Чечулин и Андрей Ростковский , а главный инженер — Л. М. Гохман .
Центральный высотный корпус насчитывает 32 этажа, его высота вместе со шпилем составляет 176 м , этажность боковых корпусов — от 8 до 10. Изначально в доме было 540 квартир .
Отечественные архитекторы начали активно обсуждать возможность строительства в Москве высотных зданий вскоре после Революции 1917 года . За непродолжительное время были предложены многочисленные идеи, в частности — проект небоскрёба ВСНХ на Лубянской площади , выполненный Владимиром Кринским в 1923 году . Возможность создания в городе высоток была официально одобрена советским правительством в рамках Генплана реконструкции Москвы 1935 года . Согласно документу, рядом с Кремлём предполагалось построить высотный Дворец Советов , а по городу - ещё несколько домов повышенной этажности в едином стиле, которые бы стали новыми архитектурными доминантами столицы .
Под одно такое здание отводилась территория близ слияния Яузы с Москвой-рекой, и в середине 1930-х архитекторы Дмитрий Чечулин и Андрей Ростковский предложили свой проект на конкурс, который получил одобрение правительства. Особенностью их варианта был центральный корпус, в котором насчитывалось 24 этажа .
Строительство первого корпуса в первоначальном виде, расположенного вдоль Котельнической набережной, началось в 1938-м и завершилось два года спустя . Но с началом Второй мировой войны советское правительство прекратило работу над дорогостоящим проектом . Вскоре после окончания Великой Отечественной руководство страны одобрило возобновление строительства. Согласно постановлению Совета Министров СССР «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий», следовало достроить к существовавшему дому на Котельнической набережной высотный 16-этажный корпус. За проектирование и строительные работы отвечало Министерство внутренних дел и лично министр Сергей Круглов . Постановление подписал 13 января 1947 года Секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин . Официально высотка была заложена вместе с другими — 7 сентября 1947 года, в день празднования 800-летия Москвы .
Проект высотного и второго бокового корпуса также разработали архитекторы Чечулин и Ростковский. Оба они получили в 1948-м Сталинские премии за выполненную работу. Ростковский получил премию второй степени за проектирование дома на набережной, а Чечулин удостоился награды первой степени за разработку высотного здания в Зарядье , которое так и не было построено .
Строительство велось высокими темпами, при этом в процессе работы в изначальный план постоянно вносились коррективы. Сопоставляя воспоминания свидетелей и анализируя косвенные данные, современные историки приходят к заключению, что непосредственным куратором всех работ был лично Сталин. Так, в 1949 году Ростковский написал:
Рассматривая первые эскизы дома, выполненные ещё два года назад, и сравнивая их с окончательным проектом здания, вновь и вновь убеждаешься в том, что только в результате огромной помощи, оказанной авторам проектов, только в результате неоценимых по значению руководящих указаний партии и правительства оказалось возможным успешно справиться со сложнейшими творческими задачами, которые были выдвинуты перед советскими архитекторами в связи с проектированием многоэтажных зданий столицы .
Историки полагают, что в рамках сталинской модели управления под словом «правительство» подразумевался непосредственно Секретарь ЦК ВКП(б) .
В окончательном плане здание вместе с боковыми корпусами и прилегающей территорией расположилось на площади, где прежде существовали четыре переулка: Курносов, Свешников, Большой и Малый Подгорные . Хотя расположенные здесь строения не представляли культурной ценности, высотное здание закрыло вид со стороны реки на историческую застройку Вшивой горки .
В ходе строительства всех сталинских высоток инженеры столкнулись с многочисленными проблемами. Во-первых, слабые московские грунты — супеси , пески , суглинки — не подходят для строительства высоких тяжёлых зданий. Чтобы решить эту задачу, пришлось создавать массивные дорогостоящие фундаменты. Во-вторых, у отечественных специалистов отсутствовал соответствующий опыт, поэтому учиться им приходилось непосредственно на строительной площадке. В-третьих, в стране отсутствовала необходимая техника .
Закономерно, что создание небоскрёбов стимулировало развитие строительной промышленности. Поскольку высотные дома возводились из монолитного железобетона с использованием готовых плит, в Люберцах и Кучине были созданы соответствующие заводы . Конструкторы П. П. Велихов, И. Б. Гитман и Л. Н. Щипакин разработали башенные краны УБК, максимальная грузоподъёмность которых составляла 15 тонн. Машина поднимала сама себя с этажа на этаж по мере роста здания . Строители начали использовать новые стеновые материалы, например, «многодырчатые» кирпичи и пустотелые керамические камни, которые выпускало предприятие в селе Кудиново .
Скорость работ обеспечивалась в том числе использованием труда заключённых, что было не исключением (подобный пример был при строительстве высотки МГУ ). Согласно данным, опубликованным организацией « Мемориал », в строительстве дома на Котельнической набережной в 1948—1954 годах принимали участие заключённые ГУЛАГа . Вплоть до 1953-го тюремный лагерь находился непосредственно на строительной площадке, а последний год заключённых возили из лагеря, расположенном в Заморинском переулке . Не исключено также, что арестанты работали на строительной площадке и в 1930-х .
В Музее истории ГУЛАГа хранится дверной наличник, на внутренней стороне которого надпись: «Астахов Иван Емельянович Год рождения 1896 осуждён по указу на 10 годов отделывал высотный дом Вот как мы жили в стране» . По воспоминаниям жительницы дома С. Н. Перовской, когда она въехала в 1954 году, на окнах 5-го и 8-го этажей, где были большие карнизы, «стояли решётки, чтобы не могли выбраться заключённые» . Факт работы заключённых породил немало легенд дома, например, что на стёклах верхних этажей здания сохранились выцарапанные надписи «строили зеки» , это же говорят о технических этажах и в подвалах: «строили ЗЭКи» и «10 отряд», что заключённые позировали для барельефов и что был побег с верхних этажей на фанерных крыльях .
«Лагерное отделение № 4» по адресу Котельническая набережная, 1/15 был создан приказом от 22 июня 1948 года. В лагере содержались мужчины и женщины. Они жили в бараках и палатках. Согласно заявлению начальника лагеря, сделанному в начале 1949-го, запланированная вместимость — 2200 человек, а фактическое среднее значение — 1602 человека. Для обеспечения охраны лагерь и строительную стройку огораживал забор высотой до 3 метров , поверх которого было натянуто пять линий колючей проволоки. Перед забором существовала полутораметровая предупредительная зона, где было запрещено находиться любому человеку. Параллельно с 4-м отделением с того же года действовал лагерь заключённых на Лихоборском строительном заводе, где производились стройматериалы для высотного здания. До лета 1951-го на стройке работали и военнопленные, которых называли «спецконтингент» .
Первые жители стали заселяться в новые корпуса в 1953 году. Хотя в хрущёвское время здание и архитекторов подвергли критике, государство выделяло квартиры известным деятелям искусства и науки, что подчёркивало элитарный статус высотки. В разное время в доме проживали актрисы Фаина Раневская , Клара Лучко , Нонна Мордюкова , Лидия Смирнова , актёры Михаил Жаров , Борис Новиков , Александр Ширвиндт , певица Людмила Зыкина , балерина Галина Уланова , поэты Александр Твардовский , Андрей Вознесенский , Евгений Евтушенко , Роберт Рождественский , писатели Василий Аксёнов и Константин Паустовский , композитор Никита Богословский , документалист Роман Кармен .
Хотя Чечулин и подвергся опале после смерти Сталина, он тоже получил ключи от квартиры в спроектированном им доме. Впрочем, квартира находилась на первом этаже, то есть была не самой престижной .
Значительное число квартир, особенно в корпусе А, получили чиновники НКВД-МВД — ведомства, курировавшего строительство здания. В корпусах Б и В заселили физиков-ядерщиков , которые работали под начальством бывшего наркома внутренних дел Лаврентия Берии .
В конце 1990-х в доме поселился автор-исполнитель песен в жанре русский шансон Вилли Токарев . По его мнению, « В доме есть все необходимое: почта, банк, ателье, магазины, массажные салоны, ресторан, уникальная детская площадка, подобной которой нет нигде в Москве. По всей длине внутреннего двора проходят ряды крытых гаражей, построенные ещё в военное время. Сейчас на их крыше расположилось футбольное поле. Неподалёку находится теннисный корт и баскетбольная площадка ». Токарев отмечает и особый микроклимат дома: « с одной стороны высотки течет Москва-река , с другой — Яуза . Летом проявляется парниковый эффект : вода испаряется и тем самым препятствует проникновению пыли в окна дома. Именно поэтому у меня окна всегда чистые » .
Оценка высотки менялась в зависимости от исторического периода. В сталинское время, в 1953-м, была опубликована книга архитектора Вячеслава Олтаржевского «Строительство высотных зданий в Москве», в которой подробно описан каждый небоскрёб, а характеристика дома на Котельнической набережной получилась очень эмоциональной. По мнению автора, здание является «одной из ярких иллюстраций заботы партии и правительства о трудящихся, проявлением сталинской заботы о человеке» .
Дмитрий Чечулин в автобиографии «Жизнь и зодчество» сравнил сталинские высотки с лучшими образцами классической русской архитектуры:
Они [небоскрёбы] одеты в белокаменный наряд, их башни, увенчанные ажурными переплётами арок, устремлены ввысь, как шатровые крыши древнего Кремля , а весь облик соответствует нашей русской природе, близок её поэтическому характеру… Неудивительно поэтому, что высотные здания слились с историческим силуэтом Москвы .
С приходом к власти Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва отношение правительства к дорогостоящим нетипичным постройкам кардинально меняется. В 1954—1957 годах проводился ряд публичных мероприятий, направленных на «выявление ошибок» при проектировании и строительстве в послевоенное десятилетие. Главным лозунгом кампании стала «борьба с украшательством», что и было, по мнению партийного руководства, одной из причин высоких затрат на создание сталинских высоток. 4 ноября 1955 года ЦК КПСС и Совмин СССР издали Постановление « Об устранении излишеств в проектировании и строительстве ». В числе лиц, якобы виновных в дорогом и неправильном строительстве, в документе назван и Дмитрий Чечулин .
В 1984 году историк архитектуры Андрей Иконников отметил неудачность стилистического оформления здания. По его мнению, нельзя признать удачными и облицовку нижних пяти этажей гранитом, которые должны производить ощущение мощного цоколя, и «чудовищно огромные обелиски». Однако Иконников отмечает, что «силуэт здания вписался в сложившийся архитектурный ландшафт центра Москвы» .
В XXI веке дом на Котельнической набережной сохранил статус престижной недвижимости. Цена квартир в высотке достигла рекордного уровня. Новые жильцы стали проводить перестройки помещений без согласований с контрольными организациями, что стало причиной нескольких аварий . В январе 2017 года в одной из квартир на восьмом этаже произошла утечка горячей воды из трубы, установленной без согласования с эксплуатирующей организацией. В результате протечки пострадала музей-квартира Улановой, открывшийся в 2004 году: были повреждены библиотека, мебель и коллекция графики, принадлежавшие балерине . В октябре того же года жители провели митинг, чтобы обратить внимание властей на незаконные работы. По их заявлению, один из жильцов на одиннадцатом этаже построил персональный лифт, из-за чего появились трещины в расположенных ниже квартирах .
В 2015 году мэрия Москвы объявила тендер на проведение капитального ремонта высотного здания на Котельнической набережной, для чего из городского бюджета планировалось выделить 3,36 млрд рублей . После определения подрядчика предполагалось, что все работы будут завершены до 31 декабря 2017 года. Работы включали реставрацию фасадов и интерьерных росписей, замену электропроводки, установку нового лифтового оборудования, модернизацию системы мусороудаления. В январе 2018 года стало известно, что ремонтные работы продлятся на полгода дольше запланированного .
В середине 2016 года стало известно, что генеральный подрядчик фасадных ремонтных работ ФГУП «Атэкс», принадлежащий Федеральной службе охраны , заключил контракт с фирмой «Стройфасад», принадлежащей холдингу арестованного петербургского миллиардера Дмитрия Михальченко . Также выяснилось, что в ходе реставрации было нарушено законодательство в сфере охраны памятников : советские входные двери со стороны двора заменили на новые .
20 августа 2014 года, во время конфликта на востоке Украины , на шпиле высотки был замечен украинский флаг , который провисел там около трёх часов. Тогда же половина звезды, венчающей шпиль высотки, была покрашена в голубой цвет, из-за чего она приобрела расцветку украинского флага . По данному случаю, охарактеризованному как вандализм , было возбуждено уголовное дело, позже переквалифицированное в хулиганство. По подозрению в причастности полиция задержала четырёх граждан России .
26 августа появилась информация, что украинский руфер Павел Ушивец, известный под именем Mustang Wanted , продал фотоматериалы с высотки на набережной телеканалу LifeNews за 5000 долларов, а деньги обещал направить батальону «Донбасс» . 11 сентября Таганский суд Москвы объявил о заочном аресте и международном розыске Ушивца по делу о вандализме и хулиганстве . Глава МВД Украины Арсен Аваков , получив запрос на выдачу Павла Ушивца российскому отделению Интерпола , отказал на своей странице в фейсбуке . Также он написал, что Павел якобы выполнял в Москве секретное задание, за что был награждён именным оружием. В подтверждение была выложена фотография Ушивцева с пистолетом в руках .
Судебный процесс над пятерыми обвиняемыми по данному делу завершился 10 сентября 2015 года. Таганский суд Москвы приговорил руфера Владимира Подрезова в пособничестве неустановленному лицу — предположительно Ушивцу — в вандализме и приговорил к 2 годам и 3 месяцам лишения свободы, остальные фигуранты- бейсджамперы , совершившие прыжок с высотки после покраски звезды, были оправданы, поскольку сговор был не доказан . 17 декабря Мосгорсуд смягчил наказание Вадиму Подрезову, заменив его на ограничение свободы на 2 года и 10 месяцев, а также подтвердил оправдательный приговор остальным фигурантам .
В июле 2016 года руководитель Фонда борьбы с коррупцией Алексей Навальный обвинил первого заместителя председателя правительства Игоря Шувалова во владении десятью квартирами общей площадью более 700 м² на 14-м этаже здания, рыночная стоимость жилья оценивается более чем в 600 млн рублей . Согласно расследованию, квартиры приобретались с 2014 года юристом Сергеем Котляренко, знакомым с Шуваловым со времён работы в Росимуществе и администрации президента . Навальный предположил, что в дальнейшем имущество будет передано в собственность одной из компаний Шувалова, как это уже было сделано с тремя другими купленными им квартирами в Москве . Неделей позже Навальный рассказал о возможных планах владельца присоединить к квартирам вестибюль и заявил о связи капитального ремонта здания со скупкой квартир для Шувалова. Ремонт жилых зданий, на который была выделена рекордная сумма, согласно законодательству ведётся исключительно за счёт регионального фонда капремонта .
В апреле 2019 года российские СМИ опубликовали информацию, что миллиардер Владимир Лисин , якобы, продает одну из самых больших и дорогих квартир в Москве в высотном доме на Котельнической. По их данным, на продажу за 900 миллионов рублей выставлена пятиэтажная квартира площадью 873 квадратных метра. На сайте Сотбис действительно была выставлена такая квартира с 15 комнатами, 12 ваннами за 14 000 000 $ . Однако официальный представитель бизнесмена заявила, что Лисин не имеет пятиэтажной квартиры, а его рабочий офис в здании на Котельнической не выставлен на продажу . По данным Росреестра , у Лисина действительно есть нежилое помещение в этом здании площадью 931 м², оно занимает 8 этажей и антресоль .
Тараканы в высотном доме –
бог не спас,
Моссовет не спас.
Все в трагической панике –
кроме тараканов,
штурмующих нас.
Адмиралы и балерины,
физик-атомщик и поэт
забиваются под перины,
тараканоубежища нет.
На столе у меня ода –
тяжкий труд,
а из мусоропровода
гости прут.
Только Зыкина запела,
с потолков
подпевать пошла капелла
прусаков.
Композитор Богословский
взял аккорд,
а на клавиш вспрыгнул скользкий
рыжий чёрт …
Высотка, г-образная в плане, состоит из трёх корпусов: центрального, в котором насчитывается 32 этажа, и двух боковых высотой в 8—10 этажей. Особенностью центрального корпуса является планировка в виде трёхлучевой звезды, один луч которой направлен в сторону двора . Герб, венчающий шпиль здания, расположен на высоте 176 м .
Оформление типично для сталинского ампира . На прилегающей к дому территории был создан сквер с клумбами и фонтанами. Нижние пять этажей облицованы розовым гранитом , остальное здание — керамическими блоками. Высотка украшена скульптурными группами. На одном монументе скульптор по неизвестной причине изобразил комсомолку в разорванном платье, где видно пышную грудь .
В отделке жилых помещений и вестибюлей использовался мрамор , ценные породы дерева, цветные металлы . В центральном корпусе было установлено 10 лифтов, отделанных похоже . Холл высотки украшен барельефами и потолочными росписями, на которых изображены счастливые советские граждане .
В жилом доме был создан уникальный для советского времени уровень обслуживания. Непосредственно в здании действовали бюро заказов и бытового обслуживания проживающих, а также четыре магазина. В центральном корпусе было помещение для хранения колясок и велосипедов. Под внутренним двором находится подземная парковка на 212 машиномест .
С середины 1950-х в здании действовал кинотеатр, первоначально носивший имя «Знамя». В 1966-м его переименовали в « Иллюзион », тогда же и адаптировали под показ фильмов из Госфильмфонда . В высотке проживали сотрудники НКВД , партийная элита и множество советских деятелей искусства. В репертуаре кинотеатра были фестивальные зарубежные фильмы, фактически, избежавшие цензуры .
Изначально в доме насчитывалось 540 квартир, из которых в высотном объёме — 344, в том числе 7 однокомнатных и 13 четырёхкомнатных. По аналогии с доходными домами царского времени в сталинской высотке существовали выходы из квартир на «чёрную» лестницу . Как и в других высотках, в доме были реализованы передовые инженерные сети. В доме функционировала и обычная вентиляция, и централизованная система кондиционирования . Воздух с улицы поступал в квартиры круглый год, проходил специальные фильтры, нагревался или охлаждался до нужной температуры. В стены была вмонтирована централизованная система пылеудаления: пыль собиралась с помощью шлангов и попадала в фильтрующие станции, откуда её сбрасывали в канализацию, а очищенный воздух попадал на улицу. А для отопления в подвальных помещениях были установлены бойлеры .
Во всех квартирах на кухнях были установлены электрические холодильники, встроенная мебель, мойки с дробилкой для уничтожения крупных отходов. Непосредственно на кухнях были установлены люки мусоропровода . Именно это конструктивное решение вскоре после ввода дома в эксплуатацию стало источником крупных неудобств: дом был поражён тараканами, из-за этого жильцы постепенно стали заваривать металлические люки. Электрическая проводка здания создавалась с расчётом актуальных на тот момент нагрузок, поэтому в двухкомнатных квартирах существует всего три розетки, причём ни одной на кухне. По современным стандартам, в межэтажных перекрытиях недостаточное количество звукоизолирующих материалов. Современные жильцы отмечают высокую слышимость из квартир сверху .