Первым сентября 1526 года даруется владычная грамота
Соловецкому монастырю
, которую «по господинову слову Преосвещеннаго Архиепископа Великого Новагорода и Пскова владыки Макария подписал диак Васьян Воробьев»
.
Исполнял отдельные ответственные поручения митрополита Московского и всея Руси святителя Макария: так, например, отвозил его денежный вклад в
Троице-Сергиеву обитель
, о чём имеется запись во Вкладной книге монастыря: «…архиепископ Макарей Новгородцкий прислал со своим дъяком Васьяном Воробьевым вкладу денег 50 рублев»
. 11 декабря 1552 года митрополит Макарий принимал в своих палатах литовского посланника Яна Гайко. Во время приёма «Ян Гайко подал Митрополиту грамоту. И Митрополит велел у него грамоту взяти диаку своему Васьяну Воробьеву»
.
Лета 7071-г(о) мая 30 д(е)н(ь) преставис
Василеи Александров сын Воробъев
.
Супруга дьяка и владычного боярина Воробьёва Василия Александровича также была погребена в Богоявленском монастыре Москвы рядом с ним, вероятно, в начале 1560-х годов, о чём написано на её могильном надгробии:
Имя и дата её смерти на могильной плите не читаются из-за повреждения последней. Оба надгробия изготовлены в начале 1560-х годов одним и тем же ремесленником
.
См. также
Воробьёво
— царская резиденция, бывшее село на юго-западе современной Москвы
↑
Веселовский С. Б.
Дьяки и подьячие XV—XVII вв. : Акад. наук СССР, Отд-ние истории, Арх. АН СССР Москва : Наука, 1975
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 30 декабря 2015.
30 января 2016 года.
Архимандрит Досифей
. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. Т. 3. М., 1836. — С.184
Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря / Изд. подготовили
Клитина Е. Н.
,
Манушина Т. И.
,
Николаева Т. В.
Москва, 1987. — С. 38.
Сб. Русского исторического общества. Т. 59. СПб., 1887. — С. 365.
Плешанова И. И.
,
Лихачёва Л. Д.
Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собрании Государственного Русского Музея. Л., 1985
(неопр.)
. Дата обращения: 15 апреля 2014.
(неопр.)
. Дата обращения: 13 июля 2013.
24 июля 2013 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 20 февраля 2015.
19 февраля 2015 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 13 июля 2013.
12 ноября 2013 года.
↑
Беляев Л. А.
Русское средневековое надгробие. Белокаменные плиты Москвы и Северо-Восточной Руси XIII—XVII вв. М., 1996. — С. 301—302, 560
Комментарии
В 1542 году по заказу владычного боярина Симеона Александровича в Новгороде была изготовлена шитая хоругвь с изображением святой Софии Премудрости Божией и пелена с изображением
Боголюбской Богоматери
(«Пречистому образу Твоему поклоняемся…». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995;
Плешанова И. И.
,
Лихачёва Л. Д.
Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собрании Государственного Русского Музея. Л., 1985. — С. 17, 198—199).
Прим.
Иногда дьяка
Григория Шемета Воробьёва
от 19 февраля 2015 на
Wayback Machine
как Шемета Мотякина (у них одинаковое имя — Григорий и прозвище — Шемет), однако это две разные исторические личности; последний никогда дьяком не был. — См. Указатель личных имён
Полного собрания русских летописей
: Т.29. Летописец начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича. Александро-Невская летопись. Лебедевская летопись. М.: Наука. 1965: (стр.364 — Шемет Мотякин), (стр.369 — Шемет Воробьёв Григорий Александров, дьяк —
(неопр.)
. Дата обращения: 15 апреля 2014.
). В связи с чем никакого отношения к роду Мотякиных дьяк
Григорий Александрович Шемет Воробьёв
, как и все его братья — дьяки, не имеет; они древнего московского боярского рода
Воробьёвых
.
Фото надгробий четы Воробьёвых смотреть в книге «
Беляев Л. А.
Русское средневековое надгробие. Белокаменные плиты Москвы и Северо-Восточной Руси XIII—XVII вв. М., 1996» под № 28,29.
Литература
Полное собрание русских летописей
: Т.29. Летописец начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича. Александро-Невская летопись. Лебедевская летопись. М.: Наука. 1965
Веселовский С. Б.
Дьяки и подьячие XV—XVII вв. : Акад. наук СССР, Отд-ние истории, Арх. АН СССР Москва : Наука, 1975
Каптерёв Н. Ф.
Светские архиерейские чиновники в Древней Руси. М., 1874
Архимандрит Досифей
. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. Т. 3. М., 1836
Макарий (Веретенников)
, архим. Макарьевские соборы 1547 и 1549 годов и их значение // Русская художественная культура XV—XVI веков: Материалы и исследования. М., 1998
Голубинский Е. Е.
История канонизации святых в Русской Церкви // Богословский вестник. 1894. Т. 3 № 8
Сб. Русского исторического общества. Т. 59. СПб., 1887
Зимин А. А.
Тысячная книга 1550 г. и Дворцовая тетрадь 50-х годов XVI в. М.-Л. АН СССР. 1950
Назаров В. Д.
Свадебные дела XVI в. // Вопросы истории, № 10. 1976
Беляев Л. А.
Русское средневековое надгробие. Белокаменные плиты Москвы и Северо-Восточной Руси XIII—XVII вв. М., 1996
Плешанова И. И.
,
Лихачёва Л. Д.
Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собрании Государственного Русского Музея. Л., 1985
Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря / Изд. подготовили
Клитина Е. Н.
,
Манушина Т. И.
,
Николаева Т. В.
Москва, 1987