Interested Article - Абу Тахир аль-Джаннаби
- 2021-02-14
- 1
Абу Тáхир Сулеймáн ибн аль-Хасáн аль-Джаннáби ( араб. أبو طاهر سليمان بن الحسن الجنابي ; 906 — 944 ) — правитель карматского государства ( ), возглавивший в 930 году вторжение в Мекку .
Сын Абу Саида Хасана ибн Бахрама аль-Джаннаби , основателя Карматского государства, Абу Тахир пришёл к власти в 923 году . Он немедленно приступил к проведению экспансионистской политики , вторгшись в Басру в том же году. В 927 году он совершил набег на Куфу , разгромив армию Аббасидов , и разграбил большую часть Ирака, едва не достигнув Багдада , столицы халифата , в 928 году .
В 930 году он возглавил атаку на Мекку, разграбив её и осквернив величайшие исламские святыни. Изначально столкнувшись с невозможностью занять город, Абу Тахир воззвал к мусульманам с просьбой войти, поклявшись, что он пришёл с миром. Войдя внутрь, карматы начали резню пилигримов , насмехаясь над их трактовкой стихов Корана . Тела пилигримов остались лежать на улицах или были сброшены в Замзам . Кааба была разграблена, а Чёрный камень был захвачен и увезён в Эль-Хасу .
Правление Абу Саида
Отец Абу Тахира, Абу Саид , был вождём племени Бану Джанаб, ответвления арабского племени . Он был инициатором карматской милитаризации . Абу Саид начал проповедовать против суннизма примерно в 890 году, по наставлению своего учителя Хамдана Кармата, сирийца , основоположника карматского исмаилизма . Абу Саид сильно воздействовал на Тахира и рано научил его сражаться плечом к плечу со своими последователями . Они начали c разворовывания караванов торговцев и персидских пилигримов, направлявшихся в Мекку, пока их круг последователей не вырос достаточно . Из своих приспешников отцом и сыном была собрана большая армия. В 899 году Абу Саидом была покорена большая часть исторического Бахрейна, захвачены Катиф и Эль-Хаса . После этого карматы выдвинулись в поход, чтобы осадить Басру . Однако правитель Басры узнал об их приготовлениях и доложил о сложившейся ситуации халифу аль-Муктафи Биллаху . На защиту города халиф отправил персидского генерала Аббаса ибн Умара с войском, однако тот погиб; уцелевшие из его отряда были казнены, а карматы заняли Басру .
Успехи в восточной Аравии воодушевили Абу Саида, и в 900 году он решил осадить — стратегически важный город у Персидского залива , на юге Аравии. Халифом было отправлено войско в 2 тысячи человек, однако оно потерпело поражение . После долгой осады Хаджр был покорён .
Приход к власти
Абу Саид погиб в 914 году . Его наследником стал старший брат Абу Тахира, . Такой шаг возмутил Абу Тахира, и в 916 году он поднял восстание и убил своего старшего брата . С этого момента Абу Тахир фактически стал вождём карматов, однако официально объявил об этом лишь в 923 году, семь лет спустя .
Ранний период правления
Вскоре после смерти аль-Муктафи , новый халиф аль-Муктадир Биллах отвоевал Басру у Абу Тахира и поручил укрепить город. Вождь карматов осадил Басру вновь и победил в битве армию Аббасидов. Войдя в город, карматы разграбили город и отступили . Вскоре Абу Тахир вернулся в Басру, на сей раз опустошив её полностью , разрушив соборную мечеть и спалив дотла городской рынок . В ранний период он успешно правил Бахрейном, вёл переписку с местными и зарубежными (североафриканскими) вождями, при этом отражая атаки персов, бывших союзниками Аббасидов . Была начата переписка и заключено соглашение с Фатимидами , которые тоже были исмаилитами: когда аль-Каим , сын имама аль-Махди , в 919 году начал кампанию против Аббасидов в Египте, Абу Тахир поспешил на помощь, однако не успел; после поражения аль-Каим повернул со своими войсками обратно в Магриб . В дальнейшем пакт между Джаннабидами и Фатимидами практически стал недействительным .
Завоевания
Абу Тахир начал совершать частые набеги на мусульман-пилигримов, доходя до территории Хиджаза . В одном из рейдов он захватил аббасидского командира Абу аль-Хаиджу Абдаллаха ибн Хамдана . Абу Тахир предрекал скорое явление Махди , толкуя совпадение Сатурна и Юпитера в 928 году как знамение конца эры ислама и наступление эры «последней религии» . Воодушевлённая таким пророчеством, в 926 году его армия направилась в Ирак, достигнув на севере эль-Куфы, и заставила Аббасидов выплатить огромную сумму денег, чтобы его войска оставили город. На обратном пути Абу Тахир разорил окраины Эль-Куфы . По возвращении он приказал строить дворцы для своих соплеменников в Эль-Хасе и объявил её вечной столицей . В 928 году аббасидский халиф аль-Муктадир Биллах почувствовал себя уверенно в противостоянии с вождём карматов, призвав своих генералов: Йусафа ибн Аби Ассаджа из Азербайджана, Муниса Хадима, Музаффара и Харуна . После тяжёлой битвы все аббасидские генералы были побеждены и отброшены к Багдаду . Абу Тахир сделал последнее предупреждение Аббасидам , опустошив , после чего вернулся со своим войском в Эль-Хасу .
Вторжение в Мекку
В 930 году Абу Тахир возглавил вторжение в Мекку, разграбив её и осквернив величайшие исламские святыни. За некоторое время до инцидента он обратился ко всем жителям Бахрейна и Лахсы: «Возьмитесь за оружие, вам предстоит дело» . Карматское войско подошло к стенам Мекки 12 января , в разгар священного для мусульман месяца Зу-ль-Хиджа , в который предписано совершать паломничество — Хадж . Абу Тахиром был отдан приказ: «Обнажите сабли, убивайте всех, кого удастся. Старайтесь, чтобы убить больше живущих рядом с Меккой». Однако мекканцы закрыли ворота города и начали вооружаться против захватчиков. Узнав об этом, Абу Тахир отправил посланника :
Мы пришли на хаджж, а не на войну. Грех на вас, так как вы закрыли перед нами святилище, вот мы и прибегли к оружию. Удалитесь, не обижайте паломников, дайте и нам совершить хаджж, не то путь сей закроется и вы опозоритесь. Не мешайте нашему хаджжу.
Мекканцы поверили увещеванию вождя карматов и открыли ворота. Войдя внутрь, захватчики начали резню пилигримов , насмехаясь над их трактовкой стихов Корана . Некоторые жители Мекки примкнули к карматам и подключились к погромам . Резня продолжалась 17 дней . Согласно Ибн Мискавейху , во время этой резни был убит эмир Мекки . Тела пилигримов остались лежать на улицах или были сброшены в Замзам . Кааба была разграблена, был разрушен золотой жёлоб на её крыше, были разорваны завесы. Согласно « » Низама аль-Мулька , карматы «увели жён и детей мусульман; убили счётом с двадцать тысяч человек мужчин, не считая тех, что бросились в колодцы. Бу-Тахир приказал бросать на них убитых, дабы те умерли под мёртвыми. Они унесли всё золото, серебро, благовония и утварь» . Драгоценности, награбленные в ходе вторжения в Мекку, были направлены в качестве подношений карматским проповедникам и союзнику Абу Тахира, фатимидскому имаму, который, несмотря на дары карматского вождя, довольно резко отреагировал на его святотатственный поступок . Также был увезён в Эль-Хасу священный для мусульман Чёрный Камень , с которым обращались в течение двух десятков лет безо всякого почтения и благоговения. Он был разбит Абу Тахиром на две части, которые были положены по разные стороны отходной ямы, и каждый раз, когда карматский вождь справлял свои естественные потребности, он вставал ногами на куски Камня .
Набег на Мекку символизировал разрыв карматов с суннизмом . Как предполагалось, опустошением Мекки они приблизят появление Махди , которое ознаменует приближение конца времён и конец эры ислама .
Реакция Фатимидов
Имам Фатимидов , Убайдаллах аль-Махди , ближайший союзник Абу Тахира, был глубоко шокирован произошедшим . Имамом было написано письмо, в котором он сильно упрекал и в итоге проклял Абу Тахира .
Презренно, что ты совершил этот тяжкий грех под моим именем. Где ты его совершил? В доме Аллаха и его соседей. Это священное место, где убийство наказывалось даже в период Невежества, и клевета в отношении его жителей бесчеловечна. Ты совершил преступление, даже выкрал Чёрный камень и увёз его на свою землю, и ты считаешь, я могу быть тебе признателен? Будь ты проклят Аллахом, и будь проклят ещё раз и мерзостен. Мир ему и благословение Аллаха [о пророке Мухаммеде ] , чьи высказывания и поступки являются источником целостности мусульман, кто будет готов отвечать далее за то, что они совершили сегодня.
Инцидент с «Лже-Махди»
Абу Тахир посчитал, что узнал Махди (скрытого имама в шиизме ) в молодом пленнике из Исфахана , персе по имени Абу аль-Фадль аль-Исфахани , якобы утверждавшем, что он является потомком персидских шахов . Аль-Исфахани попал в плен в ходе рейда в Ирак в 928 году .
Согласно прорицаниям зороастрийских астрологов , именно из Исфахана должен был выйти потомок персидских царей, который должен был восстановить персидскую династию и свергнуть власть арабского Халифата .
В 931 году, когда огнепоклонники отмечали 1500 лет Зороастру , Абу Тахир передал управление государством Аль-Исфахани . «Махди» тотчас повелел предавать всех пророков проклятиям, восстановил поклонение огню , взялся поощрять всевозможную распущенность и сжигание религиозных книг . Апогеем его восьмидесятидневного правления стали казни членов именитых бахрейнских семейств, в том числе и членов семьи Абу Тахира . Опасаясь за собственную жизнь, Абу Тахир сказал, что он ошибся, и был вынужден признать, что выбрал на роль Махди самозванца . В знак искупления вины перед народом аль-Исфахани был казнён , тем самым был положен конец едва наступившей «эре последней религии» . Однако само происшествие чрезвычайно смутило карматов и сказалось на их движении в целом . Многие карматы переменили свои убеждения и перешли на сторону войска Аббасидов .
Ведущие идеологи и проповедники карматов пересмотрели свои взгляды, утверждая, что «конец эры ислама» наступил не с первым приходом седьмого имама Мухаммада ибн Исмаила , но должен наступить только после его эсхатологического пришествия «из укрытия» . Благодаря этому проповедь карматов и исмаилитов вновь набрала силу, хотя в большей степени в литературной сфере, нежели в сфере революционной политики .
Последние годы жизни и смерть
Абу Тахир правил государством карматов до самой смерти, продолжая совершать атаки на пилигримов, шедших через Аравию . Попытки Аббасидов и Фатимидов уговорить вождя карматов вернуть Чёрный камень были тщетны. Однако в 939 году Абу Тахир достиг соглашения с аббасидским правительством, обязуясь охранять паломников за ежегодную дань в сто двадцать тысяч динаров . Помимо этой дани, и сами паломники вынуждены были платить ему за охрану караванов .
Абу Тахир умер в 944 году. Его наследником стал его старший брат, .
См. также
Примечания
- , с. 160.
- ↑ , S. 255.
- ↑ .
- .
- ↑ .
- ↑ .
- ↑ .
- ↑ , с. 162.
- النفوذ الفاطمي في بالعد الشام والعراق (Al-Nufudh al-Fatimid fi bilad al-Sham wa'l Iraq). — Каир, 1950. — С. 36.
- Аббас Аманат, Магнус Торкелл. Воображая Конец: представления об Апокалипсисе . — С. 123.
- Делия Кортезе, Симонетта Кальдерини. Женщины и династия Фатимидов в мире Ислама . — С. 26.
- Уолк, Пол Эрнест. Философия раннего Шиизма: исмаилический неоплатонизм Абу Якуба аль-Сиджистани . — С. 161.
- Стоянов, Юрий. Другой Бог: дуалистические религии с Античности до ереси катаров .
- Густав Эдмунд фон Грюнебаум. Классический ислам: история (600-1258) . — С. 113.
- , S. 257.
- Дафтари, Фархад. Легенды ассасинов: мифы об исмаилитах . — IB Tauris, 1994. — С. 21.
Литература
- Элм , 1988. — 124 с. 19 марта 2022 года. / отв. ред Э. Р. Агаева. — Б. :
- Дафтари Фархад . Исмаилиты: Их история и доктрины = / предисловие Вилферда Маделунга ; перевод Лейлы Р. Дохыхудоевой под научной ред. . — М. : Наталис, 2011. — 848 с. — ISBN 58-062-0341-7 . — ISBN 978-5-806-20341-1 .
- Halm Heinz . Das Reich des Mahdi: Der Aufstieg der Fatimiden (нем.) . — München: C.H.Beck , 1991. — 470 S. — ISBN 3-406-35497-1 . — ISBN 978-3-406-35497-7 .
- Наджибабади Акбар Шах Хан. . — Дар эс-Салам, 2001. — Т. 2. — ISBN 978-9960-892-93-1 .
- James Wynbrandt. // (англ.) . — Infobase Publishing, 2014. — P. 317. — 353 p. — ISBN 978-1-4381-0830-8 .
- Бухараев Равиль. . — СПб. : Алетейя, 2014. — ISBN 978-5-90670-503-7 .
- Низам аль-Мульк . .
- Мумтаз Али Тадж ад-Дин. История исмаилитов. — 1998.
- 2021-02-14
- 1