Interested Article - Диана Габийская

Диана Габийская ( фр. La Diane de Gabies ) — статуя, изображающая древнеримскую богиню охоты Диану . Мраморное повторение древнегреческого бронзового оригинала статуи Артемиды , которое по традиции приписывают работе выдающегося афинского скульптора поздней классики IV века до н. э. Праксителю . Скульптура хранится в Париже , в Музее Лувра зал 348, Крыло Денон под инвентарным номером Ma 529 ( Зал Кариатид ).

История

Статуя была обнаружена в 1792 году шотландским живописцем, скульптором, антикваром и собирателем древностей Гэвином Гамильтоном на территории виллы семьи Боргезе в Габииях (откуда её название), недалеко от Рима . Скульптура вошла в состав знаменитой коллекции антиков семьи Боргезе. Однако в 1807 году, испытывая финансовые трудности, Боргезе продали скульптуру Наполеону Бонапарту. С 1820 года она экспонируется в Лувре . Статуя «Дианы Габийской» стала очень известной в XIX веке — её гипсовый слепок был помещен в лондонском клубе «Атенеум» (Athenaeum Club, London), мраморная копия скульптуры была среди статуй, изготовленных для украшения центрального двора Лувра, а чугунная отливка украшала фонтан в местечке Грансе-ле-Шато-Нёвель в департаменте Кот-д’Ор . Для любителей искусства и коллекционеров изготавливали уменьшенные копии из терракоты и фарфора . Уменьшённые бронзовые отливки «Дианы Габийской» XIX века производства парижской мастерской Барбедьенн, Фердинанд Ф. Барбедьенна хранятся в разных музеях и частных коллекциях .

Иконография и атрибуция

Статуя изображает богиню в позе классического контрапоста : вес тела перенесён на правую ногу, но за ней виден ствол дерева (что свидетельствует о реплике бронзового оригинала в хрупком мраморе, в бронзе были излишни подобные подпорки); левая нога, слегка согнутая в колене, отведена назад. На ногах — тщательно выполненные сандалии римского, а не греческого образца. Голова богини слегка повернута вправо, она касается правой рукой броши-заколки на одежде. Её волосы, собранные в пучок, стянуты выше шеи повязкой.

Это произведение атрибутируется специалистами в качестве изображения Артемиды прежде всего из-за её одеяния. На богине — хитон с просторными рукавами, перевязанный двумя поясами: один виден вокруг талии, а другой скрыт — обнажает колено правой ноги и нижнюю часть левой. Богиня изображена как бы примиряющей одежды на себе. Эта тема связана с культом статуи Артемиды Брауронии , существовавшем в Афинах. Краткое упоминание о такой статуе на Афинском акрополе работы Праксителя имеется у Павсания . В Брауроне, у восточного побережья Аттики, находился храм Артемиды Брауронии (Бравронии). В этот храм посвящали одежды умерших при родах женщин, что связано с функцией Артемиды как родовспомогательницы . Во время справлявшегося раз в четыре года праздника Брауроний, одетые в хитоны, выкрашенные шафраном (крокусом, красителем золотистого цвета), они справляли церемонии в честь Артемиды. На этом основании историки искусства считают Диану Габийскую позднейшей репликой статуи Артемиды Брауронии работы Праксителя. Дата прототипа известна точно: 345 г. до н. э. «Пракситель в этом произведении выбирает чисто жанровый, интимно женский мотив… Главное же художественное воздействие статуи покоится на грации её жеста и на тонком колористическом контрасте между гладкой поверхностью тяжёлого плаща и тонких складок хитона из лёгкой ткани» . Многие историки искусства также считают Диану Габийскую позднейшей репликой статуи Артемиды Брауронии работы Праксителя.

Голова Дианы напоминает голову статуи Афродиты Книдской и Аполлона Савроктона , оигиналы которых также приписывают Праксителю. Но некоторыми специалистами такая атрибуция была поставлена под сомнение. В IV веке короткий хитон был бы анахронизмом, поэтому статуя скорее может быть скорее отнесена к эллинистическому периоду. Наконец, ещё одна гипотеза сопоставляет Артемиду Брауронию с головой богини из музея Древней Агоры в Афинах, получившей название «Голова Деспини» .

Однако Диана из Габий впечатляет высоким качеством пластики и соответствует тому, что принято считать праксителевским стилем .


Примечания

  1. Haskell F., Penny N. Pour l’amour de l’antique. La Statuaire gréco-romaine et le goût européen [Taste and the Antique. The Lure of Classical Sculpture, 1500—1900]. — Paris: Hachette. Bibliothèque d’archéologie, 1988 (édition originale 1981). — P. 218. — ISBN 2-01-011642-9
  2. The Diana of Gabii | Musée du Louvre от 1 марта 2020 на Wayback Machine
  3. Диана Габийская [ от 1 марта 2020 на Wayback Machine ]
  4. Павсаний. Описание Эллады: В 2-х т. — М.: Ладомир, 1994. — Т. 1. — С. 63 (I, 23:7)
  5. . Дата обращения: 12 марта 2022. 24 ноября 2009 года.
  6. Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. — М.: Наука, 1972. — С. 253
  7. Despinis G. Neues zu einem alten Fund // Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts. Athenische Abteilung, no. 109 (1994). — Рp. 173—198
  8. Rolley notes «a striking charm». Р. 262; Ridgway [1997]: «a very successful composition». Р.329

Литература

  • Francis Haskell , Nicholas Penny . «Taste and the Antique. The Lure of Classical Sculpture, 1500—1900», Bibliothèque d’archéologie, 1981, no 101, ISBN 2-01-011642-9 .
  • Claude Rolley . La Sculpture grecque, vol. II : La période classique, Manuels d’art et d’archéologie antiques, Picard, 1999, ISBN 2-7084-0506-3 .

Ссылки

Источник —

Same as Диана Габийская