Кэндзи
- 1 year ago
- 0
- 0
Мукаллаф ( араб. مکلف ) — в терминологии исламского права : совершеннолетний мусульманин (или мусульманка), обязанный выполнять предписания шариата и при этом не являющийся муджтахидом — экспертом в области фикха и других религиозных наук . Тем самым, предполагается, что мукаллаф также является и мукаллидом , то есть совершает таклид тому или иному мазхабу (в суннизме ) или муджтахиду (в шиизме ) .
С точки зрения ислама , таклиф — это следование шариату во всех его аспектах, то есть исполнение обязательного ( ваджиб ) и воздержание от запрещённого ( харам ) .
С точки зрения арабской морфологии , слово «таклиф» является масдаром второй породы от глагола «каллафа» — «вменять в обязанность», «обязывать», «поручать». Тем самым, таклиф тесно связан с выполнением обязательств, накладываемых на мусульман шариатом (ваджибат) .
«Мукаллаф» — это причастие пассивного залога от глагола «каллафа». Таким образом, мукаллаф — это человек, на которого возложены определённые обязанности.
Мукаллаф должен быть приверженцем ислама , достигшим зрелости (совершеннолетия) и вменяемым ( психически больной человек не несёт ответственности за неисполнение обязательных шариатских предписаний и совершение деяний, запрещённых исламом) .
Различные исламские мазхабы расходятся в том, когда наступает возраст зрелости ( булуг ), в котором исполнение предписаний шариата начинает вменяться в обязанность.
В общем и целом, учёные различных мазхабов выделяют следующие объективные признаки совершеннолетия ( булуг ): оволосение на лобке , поллюции у юношей, начало менструаций у девушек. Когда организм подростка начинает претерпевать такие свойственные пубертатному периоды изменения, шариат начинает вменять ему в обязанность совершение намаза и поста , а девушкам — ношение хиджаба .
Однако, помимо этих объективных признаков, основатели мазхабов называют дополнительным критерием совершеннолетия достижение определённого возраста. И если половое созревание подростка задерживается, тогда возраст становится фактором, определяющим границу наступления шариатского совершеннолетия ( булуг ).
Согласно ханафитскому мазхабу, зрелость ( булуг ) у юношей наступает в 18, а у девушек — в 17 лунных лет . Однако по другим суннитским мазхабам ( маликитскому , шафиитскому и ханбалитскому ) совершеннолетие и у юношей, и у девушек наступает в 15 лунных лет .
По джафаритскому фикху этот возраст составляет 15 лунных лет для юношей и 9 лунных лет для девочек. Шиитские факихи также считают появление поллюций (семяизвержения) и менструаций базовым критерием достижения зрелости .
Все мусульмане , кроме приверженцев салафитских трактовок ислама, считают, что мукаллаф, не являющийся муджтахидом , то есть экспертом в области шариатского права, должен совершать таклид фетвам и хукмам религиозных учёных, получивших квалификацию в таких шариатских науках, как , илм аль-усуль , хадисоведение , , илм ар-риджал и т.д .
В суннитском исламе это таклид одному из — ханафитскому, маликитскому, шафиитскому или ханбалитскому. Хотя в прежние века этот таклид был довольно жёстким (вплоть до того, что представители разных мазхабов молились отдельно и даже старались не вступать друг с другом в брак), сегодня границы между мазхабами стираются, и получил распространение такой феномен, как комбинирование норм разных мазхабов рядовыми мукаллафами. Помимо этого, стал развиваться и « », уходящий корнями в и салафитские идеи, и связанный с призывом к « , которые в суннитском фикхе были закрыты начиная с X века н. э.
В шиитском исламе это таклид ныне живущим муджтахидам. В трудах шиитских учёных говорится, что муджтахид, которому можно делать таклид, должен быть, согласно обязательной предосторожности ( ихтият ваджиб), живым, мужчиной, совершеннолетним ( балиг ), умным, шиитом двенадцати Имамов, законнорождённым, праведным, справедливым ( ‘адил ) и компетентным .
Впрочем, если человек начал следовать фетвам ныне умершего муджтахида ещё при его жизни, ему разрешается продолжать совершать ему таклид .
Кроме того, многие шиитские муджтахиды разрешают частичное следование одному муджтахиду в одних вопросах, а другому — в других.
Если те или иные действия были совершены мукаллафом без таклида, то они считаются верными, если соответствовали либо ихтияту, либо фетве компетентного муджтахида .
На практике большинство мукаллафов-шиитов всё же предпочитают таклид ихтияту.