Урбанистика
- 1 year ago
- 0
- 0
Ревитализа́ция (от лат. re… — возобновление и vita — жизнь, дословно: возвращение жизни ) в контексте урбанистики обозначает процесс воссоздания и оживления городского пространства. Основной принцип ревитализации заключается в раскрытии новых возможностей старых территорий и построек. В процессе ревитализации используется комплексный подход с целью сохранения самобытности, аутентичности, идентичности и исторических ресурсов городской среды .
Ревитализация зародилась в развитых странах во второй половине XIX века , оказав значительное влияние на облик, инфраструктуру и демографическую ситуацию многих городов. Ревитализация может предполагать перемещение промышленных предприятий, переселение людей и изменение функционального назначения тех или иных городских пространств и построек.
Концепция ревитализации городских пространств возникла в Англии в XIX веке как реакция на сопутствующие индустриализации и урбанизации всё более тесные и антисанитарные условия в городах. Возникшая доктрина ревитализации предполагала улучшение социально-экономической обстановки и жилищных условий в отдельно взятом городе. Параллельно с Британией, спрос на ревитализацию появляется и во Франции , где в 1853 году барон Жорж Эжен Осман был нанят для перепланировки Парижа (процесс вошёл в историю как « османизация Парижа ») .
В 1850-е годы ревитализация предполагала обновление города путём расселения трущоб и масштабного строительства новых жилых домов, что неоднократно делалось в Лондоне во второй половине XIX века. Процесс получил дополнительный импульс благодаря изданному Парламентом в 1875 году закона об общественном здравоохранении, что санкционировало участие властей . К примеру, в 1890 году Совет Лондонского графства постановил расселить и перестроить часть бедняцкого Ист-Энда площадью 15 акров .
Если ревитализация в XIX веке предполагала изменение облика городов путём улучшения жилищных условий (в первую очередь для рабочих, число которых возрастало по мере индустриализации), то в настоящий момент данное явление обозначается термином джентрификация , а понимание ревитализации несколько видоизменилось, и теперь это, в первую очередь, преобразование объектов городского пространства, утративших свою первоначальную функцию в силу изменения потребностей общества, но при этом имеющих историческую ценность, не позволяющую их уничтожать . Большой популярностью пользуется ревитализация уже недействующих промышленных комплексов, находящихся в черте города, что связано с противоречиями между потребностями общества и сложившейся структурой городской среды. В таких случаях ревитализация рассматривается как реконструкция промышленной архитектуры с изменением её функций. Например, переоборудование промышленных зданий под жилые помещения — лофты . Степень изменения городской среды в процессе ревитализации зависит от степени ценности историко-культурных объектов .
Ревитализация промышленных территорий последовала за деиндустриализацией ряда крупных городов, начавшемся в XX веке в связи с переносом промышленных мощностей из развитых стран в развивающиеся , а также выносом их за пределы жилых городов с последующей концентрацией в специально выделенных для этого территориях (к примеру, 16 «индустриальных бизнес-зон» в Нью-Йорке ) . Сокращение промышленности в городах Европы и Америки приводило, во-первых, к росту безработицы и депопуляции (см. деградация городской среды ), а во-вторых, к появлению невостребованных заброшенных зданий, которые, при этом, могли иметь историческую ценность: наиболее яркие примеры — Детройт в США , Рурская область в Германии , Барселона в Испании . Тенденции требовали «оживления» городов как в аспекте создания новых рабочих мест, так и в возрождении заброшенных зданий .
Обретая новую жизнь, бывшие промышленные территории в целом сохраняют свой архитектурный облик, получая новое предназначение: это могут быть музеи (посвящённые как истории города или промышленности, которая размещалась в этих стенах, так и другой тематике, — к примеру, художественные), и т. д. Ярким примером является бывшая текстильная фабрика XIX века в английском Солтейре , преобразованная в 1980-е годы в художественный центр , который посещает около 100 тысяч человек ежегодно . В британском Шеффилде в 1986 году был основан Cultural Industries Quarter («квартал культурной промышленности»), в который были включены заброшенные заводские постройки . В польском городе Лодзь на базе бывшей хлопчатобумажной мануфактуры Израиля Познаньского , построенной в середине XIX века, был создан торгово-развлекательный центр , ставший одним из крупнейших в Восточной Европе; он считается одним из наиболее удачных проектов восстановления отживших свой век промышленных объектов . В польской же Познани действует торгово-развлекательный центр Stary Browar на территории бывшего пивзавода . В городе Форсса в Финляндии здания в прошлом градообразующей текстильной фабрики, построенные в конце XIX века, заняты музеем, торговым комплексом, офисным центром, а также университетом прикладных наук Хяме .
Россия с проблемой массовой деиндустриализации столкнулась в основном в постсоветский период (начиная с 1990-х годов ). Сокращение промышленности вкупе с историко-архитектурной ценностью многих промышленных зданий также создало предпосылки для ревитализации .
Одними из самых ярких примеров ревитализации в России можно считать два торгово-выставочных и офисных комплекса, возникших в Москве в 2000-е годы: один из них — Дизайн-завод «Флакон» , основанный в 2009 году предпринимателем Николаем Матушевским на территории бывшего Хрустального завода имени Калинина ; а другой расположен в старых зданиях кондитерской фабрики « Красный Октябрь », перенесённой в 2007 году на новое место .
Примеры ревитализации промышленных зданий можно встретить и в других городах России. В Санкт-Петербурге действует лофт-проект «Этажи» на территории бывшего хлебозавода; также в 2010-е годы на набережной Обводного канала в заброшенном газгольдере открылось креативное пространство «Люмьер-Холл» и пространство « Ткачи » в здании бывшей прядильно-ткацкой фабрики им. Петра Анисимова . Существуют и примеры создания музеев на базе заводских зданий: Завод-музей истории горнозаводской техники в Нижнем Тагиле , расположенный в зданиях старого металлургического завода, остановленного в 1989 году ; в Туле и Невьянске ( Свердловская область ) были открыты городские краеведческие музеи в реконструированных зданиях закрывшихся электростанций дореволюционной постройки.
Большое количество недействующих промышленных зданий формирует потенциал для их ревитализации, поскольку они, занимая полезную площадь, никак при этом не эксплуатируются . Существует множество проектов по созданию арт-кластеров, торговых и офисных центров на базе бывших заводов, — к примеру, завода ЗиЛ в Москве и « Красный Треугольник » в Санкт-Петербурге . В Калининграде рассматриваются проекты ревитализации территорий закрывшихся в постсоветские годы целлюлозно-бумажных комбинатов «Дарита» и «Цепрусс», а также мясокомбината, пивоваренного завода и мукомольного завода . Также в обозримом будущем возможна ревитализация заброшенного пивоваренного завода Альберта Суркова в Архангельске . В 2016 году остановлен Никелевый завод в Норильске ; дальнейшая судьба его зданий в данный момент не решена, однако рассматривается и возможность размещения в них музея и офисного центра в соседстве друг с другом .
Ревитализация промышленных зданий отличается от реконструкции тем, что предполагает изменение функционального назначения здания, сохраняя его как ценный историко-культурный объект, то есть не изменяя его внешний облик, — практически все изменения самого здания касаются интерьеров . Ревитализированные здания могут служить разным целям — культурным или рекреационным (музеи, арт-центры, креативные пространства), торговым (магазины, торговые центры), экономическим (офисные центры, коворкинги ). Особенность ревитализации в том, что вышеназванные цели могут быть удачно совмещены с сохранением исторических зданий .
Экономическая поддержка процессов ревитализации может быть различной. Американский урбанист Бренд Райан выделяет два типа ревитализации, в зависимости от источника инициативы и финансов: «top-down» (сверху вниз) и «bottom-up» (снизу вверх). Проекты первого типа, как правило, дорогостоящие и инициируются городскими властями, нередко оказывающими финансовую поддержку. Проекты второго типа более дёшевы, и их инициатива исходит от местных предпринимателей, культурных сообществ и т. д.