Interested Article - Сербская православная церковь
- 2020-04-09
- 1
Се́рбская правосла́вная це́рковь ( серб. Српска православна црква ) — автокефальная поместная православная Церковь на территории государств, ранее составлявших Югославию . Занимает 6-е место в диптихе Константинопольского патриархата .
История
Возникновение церковной организации в Сербии
На территории соседней Македонии христианство известно ещё со времён апостола Павла . С IV по VI века Церковь в Македонии попеременно зависела то от Рима, то от Константинополя.
По сообщению византийского императора Константина VII Багрянородного , первое массовое крещение сербов произошло при византийском императоре Ираклии (610—641). Дальнейшее распространение христианство восточного обряда получило среди сербов в IX веке, когда в 869 году по просьбе князя Мутимира византийский император Василий I Македонянин послал к ним греческих священников. Окончательному утверждению христианства у сербов во многом способствовала деятельность святых Кирилла и Мефодия . Влияние миссии просветителей славян особенно усилилось, когда их ученики, среди которых были святые Климент и Наум , переселились из Моравии в Охридский край .
Первый период автокефалии XIII—XV века
В 1219 году с согласия « никейского » (в Константинополе тогда была Латинская империя ) патриарха Мануила I Сербскую Церковь возглавил автокефальный архиепископ. Мануил I рукоположил святителя Савву (Неманича) в сан архиепископа . По возвращении на родину святитель занялся устроением своей Церкви. Он основал восемь новых епархий, епископами в которых поставил своих учеников — подвижников Хиландара и Студеницы . В разные концы сербских земель посылались священники с поручением проповедовать и совершать церковные таинства. В жизнь сербских монастырей вводились традиции и уставы Афонской горы , монастырей Малой Азии и Палестины .
После завершения строительства Жичского монастыря в него была перенесена архиепископская резиденция. В Жиче собирались поместные соборы Сербской Церкви, в которых принимали участие все епископы, игумены и многие священники. Из-за слабой защищённости Жичи пребывать в ней было небезопасно, особенно после нашествия татар (1242), а позднее — болгар и куманов (1253). Поэтому архиепископ Арсений I (1233—1263) перенёс кафедру архиепископии из Жичи в Печский монастырь , основанный святителем Саввой. Архиепископы, в зависимости от обстоятельств, пребывали то в Пече, то снова в Жичи. Такое перемещение продолжалось до конца XIII века, когда резиденция архиепископа была окончательно перенесена в Печ.
На Соборе, созванном королём Сербии Стефаном Душаном в Скопье в 1346 году, Печская архиепископия получила статус Патриархата с резиденцией Патриарха в городе Печ , откуда получила наименование Печской, что было признано Константинополем в 1375 году.
При османском владычестве и в Австрийской империи (конец XV — начало XX века)
В 1459 году, после падения Сербского государства и аннексии его земель Османской империей , патриархат был упразднён. При этом сохранила свою самостоятельность от Константинополя и рассматривала себя как преемницу Печской патриархии.
Печский патриархат был восстановлен в 1557 году и вновь упразднён в 1766 году. Церковь (то есть православное население) в Сербии управлялась фанариотскими епископами.
В связи с отступлением австрийских войск в ходе войны с Турцией значительное количество сербов во главе с патриархом Сербским Арсением III Черноевичем , бывших на стороне Австрии, в 1690 году по приглашению императора Леопольда I переселились на север , на территорию Габсбургской империи . Император, нуждавшийся в людских ресурсах для продолжения войны, предоставил сербам и православной церкви особый привилегированный статус на территории Габсбургской монархии, где в 1690-е годы Арсением была создана обособленная церковная организация, руководимая сербским клиром. Центр созданной таким образом в Австрийской империи сербской иерархии с 1713 года находился в Карловице; автономная (впоследствии автокефальная) Карловацкая митрополия была в 1710 году признана патриархом Печским , который был поставлен Константинополем на печский престол в 1691 году .
Карловацкая митрополия функционировала в стабильном государстве, где доминировал римо-католицизм , и часто испытывала давление прозелитизма , выражавшееся в попытках склонения к униатству . Главы Карловацкой митрополии имели духовную власть над сербами Венгерского королевства , гражданской Хорватии, Военной границы и над частью православных румынских подданных империи Габсбургов. В 1848 году Карловацкая митрополия была возведена в ранг патриархата . С 1870-х годов у Трансильванской и Буковинской митрополий появилась широчайшая автономия.
С вхождением в состав империи Габсбургов Далмации , Боснии и Герцеговины последовал запрет на пастырское подчинение местного сербского населения этих областей сербскому митрополиту (патриарху), восседавшему на престоле в городе Сремски-Карловци. Габсбургская политика в отношении православной церкви сводилась к оставлению Боснии и Герцеговины под шаткой властью Константинопольского патриархата, при этом Далмация и Бока-Которска входили в состав , гибридной сербско-румынско-русинской церковной организации, охватывавшей области, географически разделённые друг от друга сотнями километров, а Синод и центральные церковные институты размещались в Вене .
В Княжестве и Королевстве Сербия
По обретении Сербией автономии в составе Османской империи (1815), в Белграде , в августе 1831 года, под юрисдикцией Константинопольского патриархата была учреждена автономная митрополия. С установлением международно признанного государственного суверенитета и независимости Княжества (после Берлинского конгресса ) Белградская митрополия в 1879 году получила автокефалию от Константинопольской патриархии.
Восстановленная православная церковь вскоре оказалась подчинена государству. В 1862 году в Сербии был принят Закон об органах церковной власти православной веры, который предусматривал, что члены консисторий должны были утверждаться князем (как и работники их канцеляриций), приносить ему клятву как гражданские судьи и соблюдать общегражданские законы . Кроме того, консистории были обязаны соблюдать общегосударственные законы и получали жалованье как чиновники . Кроме того, этот закон ограничил церкви и монастыри в праве распоряжения недвижимым имуществом — для его продажи, покупки, дарения, сдачи в аренду требовалось согласие министерства . Закон также ограничил права Архиерейского собора, любое важное решение которого теперь должно было утверждаться в Министерстве просвещения и религиозных дел . Даже выбранный собором новый архиепископ не мог быть хиротонисан , пока не будет утвержден князем . Раз в три года каждый архиерей должен был объехать свою епархию и отчет о поездке направить Архиерейскому собору, который передавал его Министерству .
В 1859 году Белградскую митрополию возглавил митрополит Михаил (Йованович) , смещённый в 1881 году. В 1882 году контроль над церковью был ужесточён — теперь митрополита избирал не собор, а специальный орган, включавший Архиерейский собор и представителей гражданских властей (министра просвещения и религиозных дел, председателей Государственного совета и кассационного суда, а также пять членов Скупщины) . После избрания митрополит должен был быть утвержден в сане королём . Архиереи стали получать государственное жалованье в 10 тыс. динаров в год . 20 марта 1883 года, несмотря на протесты ряда сербских епископов, были проведены выборы (без участия архиереев) митрополита, которым стал архимандрит (1883—1889). Его хиротонию с разрешения императора Франца-Иосифа совершил Патриарх Карловицкий Герман (Анджелич) (1882—1888). Недовольные архиереи были сняты с должностей, а их епархии в 1886 году упразднены королём. С изменением политической ситуации (отречение короля Милана от престола) в стране митрополит Феодосий в 1889 году ушёл на покой, а митрополит Михаил — возвращён.
В 1890 году был принят новый Закон о церковных властях восточно-православной церкви, который провозгласил православие государственной религией страны и зафиксировал деление Сербии на пять епархий . Архиерейский собор снова состоял только из архиереев, но подчинение их королевской власти сохранялось: для поездки митрополиту или епископу за границу требовалось разрешение от короля, епископ до хиротонии должен был быть утвержден королём, а после неё назначался на епархию королевским указом . Закон 1890 года закрепил избрание митрополита Архиерейским собором, но с участием государственных чиновников и с утверждением королём избранного кандидата . Также закон зафиксировал обязательное государственное жалованье архиереям. Этот закон с некоторыми изменениями действовал до 1918 года .
По итогам балканских войн (1912—1913) в Белградскую митрополию вошли: Скоплянская , Велешско-Дебарская и Призренская епархии .
В Королевстве Югославия
По образовании в 1918 году Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 — Югославия ), которое объединило Сербию с македонским и албанским населением, Королевство Черногорию , земли бывшей Австро-Венгрии ( Босния и Герцеговина ; Хорватия ; Словения ; Банат, Бачка и Баранья ), в соответствии с решениями конференций сербских епископов и с согласия Синода Вселенской патриархии, произошло объединение православных церквей Сербии, Черногории и Австро-Венгрии в единую Сербскую Церковь, которое получило государственно-правовую санкцию указом регента Александра Карагеоргиевича 17 июня 1920 года . 12 сентября 1920 года, в день Собора сербских святых, в Сремски-Карловцах состоялось торжественное провозглашение объединения и восстановления Сербской (Печской) патриархии. В состав восстановленной патриархии вошли следующие епархии: Белградская, Банялукско-Бихачская , Бачская , , Бококоторско-Дубровницкая, Будимская , Велешско-Дебарская, Вршачская, Горнокарловацкая , Дабро-Боснийская , Далматинско-Истрийская, Дорянская, Жичская , Захолмско-Рашская, Захолмско-Грецеговинская , Зворницко-Тузланская , Злетовско-Струмичская, Нишская , , Пакрачская, Печская, Рашко-Призренская , Скоплянская , Сремско-Карловацкая, Шабачская , Темишоарская, Тимокская и Черногорско-Приморская . К канонической территории Церкви было отнесено не только Королевство СХС, но также вся территория бывшей Австро-Венгрии за пределами Польши и Румынии — от Форарльберга до Подкарпатской Руси . Однако территория Трансильвании и Буковины была утрачена в пользу Румынской Церкви .
Межвоенный период стал эпохой расцвета сербского православия. В 1920 году был открыт Богословский факультет Белградского университета . С начала 1920-х годов в Югославии, чисто сельской тогда стране, до того не имевшей учреждений высшего православного богословского образования, находилось значительное число (около 44 тысяч в начале 1920-х годов ) беженцев из Российской империи , большинство из которых были лица с высшим и средним образованием: военные, учёные, духовенство во главе с митрополитом Киевским Антонием Храповицким . Русским архиереям во главе с митрополитом Антонием (который в свое распоряжение получил дворец Карловацких патриархов ) было дозволено создать в Сремских Карловцах собственный церковный центр, который с половины 1920-х годов притязал на юрисдикцию над всеми русскими приходами и епархиями за пределами СССР (известен как « карловацкий синод »).
В 1929 году по новой конституции Сербская православная церковь была формально отделена от государства, но при этом осталась под контролем монарха: король сохранил право утверждать епархиальных архиереев, а по закону 1930 года в выборах патриарха участвовали не только архиереи, но и государственные чиновники .
В 1930-е годы Сербская патриархия активно противодействовала сближению Югославии с папством . Особенно жёсткая борьба разгорелась вокруг конкордата , заключённого со Святым престолом и ратифицированного скупщиной Югославии в июле 1937 года по предложению регента Югославии Павла Карагеоргиевича . Против конкордата выступил патриарх Варнава Росич в меморандуме, направленном 3 декабря 1936 года премьер-министру Югославии Стоядиновичу . 24 июля скончался патриарх Варнава; его похороны превратились в массовую антиправительственную демонстрацию. В итоге конкордат был де-факто отменен, так как не был послан для утверждения в сенат и не получил силу закона .
21 февраля 1938 г. на патриарший престол был избран Гавриил Дожич .
В период Второй мировой войны
Руководство Сербской церкви, включая патриарха Гавриила , публично выступило против подписанного 25 марта 1941 года премьер-министром Королевства Югославии Д. Цветковичем протокола о присоединении его страны к Тройственному пакту ; протесты против союза с Германией привели к организованному разведывательными службами Британии и СССР и поддержанному патриархом Гавриилом государственному перевороту 27 марта, что в свою очередь спровоцировало вторжение Германии в Югославию в апреле того же года и последующее расчленение Королевства и оккупацию Сербии .
Германская оккупация Югославии, в особенности режим марионеточного Независимого государства Хорватия (НГХ), нанесли урон Сербской православной церкви: многие священнослужители были убиты, а храмы и монастыри разрушены. В НГХ была запрещена Сербская церковь и вместо неё учреждена Хорватская православная церковь , во главе которой в июне 1942 года стал русский эмигрантский архиерей Гермоген (Максимов) .
В СФРЮ
Последующий коммунистический период Сербская Церковь также подвергалась давлению и притеснениям со стороны государства. Обострились националистические тенденции. Стремление властей контролировать сербскую диаспору привело к её расколу: в 1963 году была Свободная сербская православная церковь . В 1967 году под давлением властей была провозглашена неканоническая Македонская православная церковь .
После распада Югославии
После распада Югославии , в том числе и выхода Черногории из союза с Сербией (2006), Сербская патриархия продолжала осуществлять юрисдикцию над всеми православными христианами во всех странах на территории бывшей Югославии, невзирая на существование неканонических Черногорской православной церкви и Македонской православной церкви (МПЦ) , единственной признанной государством «православной» организации в Северной Македонии . В интервью газете « Политика » в феврале 2019 года (вскоре после предоставления автокефалии православной церкви на Украине ) патриарх Константинпольский Варфоломей I в ответ на вопрос о том, нет ли у него намерения изменить положения патриаршего томоса, данного Сербской церкви в 1920 году, заявил следующее: «Разница в отношении Украины, канонически и экклезиологически (церковно), состоит в том, что Россия вторглась и оккупировала Киевскую митрополию , которая ей никогда не была уступлена, в то время как Сербии принадлежит всё, что она имеет, и канонически и экклезиологически. Это означает, что Вселенский Патриархат не намерен вносить изменения в Устав Сербской Православной Церкви или изменять её границы — без наличия согласия и сотрудничества» .
В период 2019—2021 годов наблюдалось резкое обострение отношений между СПЦ, с одной стороны, и властями Черногории и национально ориентированной частью общества, с другой: до августа 2020 года в Черногории, а также в Сербии, проходили массовые протесты приверженцев СПЦ и просербских сил, явившиеся одним из факторов падения власти коалиции во главе с президентом Мило Джукановичем ; в начале сентября 2021 года протесты и беспорядки возникли как реакция черногорски ориентированной части общества, а также приверженцев Черногорской православной церкви, на планы СПЦ провести интронизацию новоизбранного митрополита Черногорско-Приморского Иоанникия Мичовича в Цетинском монастыре , что рассматривалось ими как посягательство на культурно-государственную независимость страны со стороны СПЦ и Сербии .
В мае 2022 года СПЦ признанала автокефальный статус МПЦ . Прошедший в мае 2023 года Архиерейский собор Сербской церкви принял решение о предоставлении канонического отпуста Православной Охридской архиепископии (автономной структуре СПЦ в Северной Македонии ) и «её интеграции в Синод Македонской Православной Церкви в соответствии со священными канонами и Уставами двух наших поместных Церквей» (согласно тексту официального сообщения СПЦ)
Устройство, управление, современное состояние
Патриарх
Состоявшийся 18 февраля 2021 года Архиерейский собор СПЦ избрал на патриарший престол митрополита Загребско-Люблянского Порфирия Перича . Интронизация в соборном храме Белграда была совершена 19 февраля 2021 года .
Органы управления и власти
Председатель всех общецерковных органов власти, кроме Высшего церковного суда, — патриарх.
Территориальные структуры
Имеет епархии в странах своей основной юрисдикции, а также за её пределами (в Европе, Америке, Австралии), в частности 1 архиепископию , 4 митрополии, 34 епископии. Охридская архиепископия в составе СПЦ имеет статус автономной церкви (Северная Македония).
Богослужебные особенности и численность
В богослужении в настоящее время используется сербский язык наряду с церковнославянским . В литургической жизни придерживается юлианского календаря и в целом следует греческому богослужебному укладу.
Число членов Сербской православной церкви по состоянию на 2018 год оценивается в 8 млн человек .
См. также
- Православие в Сербии
- Православие в Хорватии
- Православие в Черногории
- Список предстоятелей Сербской православной церкви
- Список ныне живущих архиереев Сербской православной церкви
- Список сербских православных монастырей
Комментарии
Примечания
- Штольц Б. Нация и язык: влияние русского языка на развитие сербохорватского и болгарского языков. // . от 26 августа 2018 на Wayback Machine / Отв. ред. В. И. Злыднев. — М.: Институт славяноведения и балканистики, 1990. — С. 38
- Хулап В. Ф. . от 1 мая 2013 на Wayback Machine
- см. Список ныне живущих архиереев Сербской православной церкви
- ↑ Дата обращения: 11 сентября 2020. 17 августа 2021 года.
- ↑ . Дата обращения: 4 сентября 2014. Архивировано из 14 ноября 2018 года.
- Радосавлевич Н. // Православная энциклопедия . — М. , 2012. — Т. XXIX : « К — Каменац ». — С. 512—513. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-025-7 .
- ↑ Пилипович Р. 15 марта 2016 года.
- ↑ Колиненко Ю. В. Государственное законодательство в области церковного регулирования в Сербии середины XIX — начала XX вв. // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. — 2014. — Т. 2. — № 3 (19). — С. 16
- ↑ Колиненко Ю. В. Государственное законодательство в области церковного регулирования в Сербии середины XIX — начала XX вв. // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. — 2014. — Т. 2. — № 3 (19). — С. 17
- ↑ , с. 18.
- , с. 19.
- , с. 20.
- , с. 20—21.
- . Дата обращения: 12 марта 2019. 31 мая 2019 года.
- . от 22 февраля 2015 на Wayback Machine . проект портала Православие.Ru
- к. и. н. Елена Бондарева. . от 22 декабря 2018 на Wayback Machine
- , с. 21.
- Масленникова Н. В. Священномученик Варнава, патриарх Сербский // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. — 2009. — № 4. — С. 136
- . от 25 мая 2014 на Wayback Machine . 24.10.2001.
- Рой Медведев , Жорес Медведев . . от 29 августа 2019 на Wayback Machine . 19.10.2014.
- Pavel Sudoplatov . Special Tasks: The Memoirs of an Unwanted Witness — A Soviet Spymaster. — Boston, Massachusetts, 1994, pp. 118—119.
- . от 19 сентября 2020 на Wayback Machine / А. В. Шестаков. «Военно-исторический журнал», № 2, 2008.
- . от 24 марта 2019 на Wayback Machine . // « Политика », 21.02.2019.
- (серб.) . Политика (5 сентября 2021). Дата обращения: 5 сентября 2021. 5 сентября 2021 года.
- . от 5 сентября 2021 на Wayback Machine , BBC, 5.09.2021
- . 19 мая 2022 года.
- . от 31 мая 2022 на Wayback Machine . 23.05.2022
- (серб.) . Информационная служба СПЦ (20 мая 2023). Дата обращения: 21 мая 2023. 24 мая 2023 года.
- . от 18 февраля 2021 на Wayback Machine . Информационная служба СПЦ, 18.02.2021.
- . от 27 февраля 2021 на Wayback Machine . Информационная служба СПЦ, 19 февраля 2021.
- . psmb.ru. Дата обращения: 29 июля 2016.
Литература
- Скурат К. Е. // История Поместных Православных Церквей
- Колиненко Ю. В. Государственное законодательство в области церковного регулирования в Сербии середины XIX — начала XX вв. // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. — 2014. — Т. 2 , № 3 (19) . — С. 15—21 .
- Монастыри Сербской Православной Церкви: путеводитель / гл. ред. Стоядин Павлович, Елена Триван ; фот. Слободан Милованович. — Белград: Сербская православная церковь : Службени гласник, 2015. — 455 с. — 1000 экз. — ISBN 978-86-89479-05-8 .
- Шкаровский М. В. Русская и Сербская Православные Церкви в XX веке (история взаимоотношений). — Санкт-Петербург: Изд-во СПбПДА, 2016. — 222 с. — (История Поместных Церквей). — 1000 экз. — ISBN 978-5-906627-22-3 .
- Јањић, Јован Српска црква у комунизму и посткомунизму (1945—2000). — Београд : Новости, 2018. — 958 с. — ISBN 978-86-7446-272-0 — 3000 экз.
- Евдокимов И. В., Семикопов Д. В. // Православная церковная наука: традиции, новации, актуальные контексты. Сборник статей по материалам ежегодной научно-богословской конференции. Под редакцией А. В. Ворохобова. 2020. — С. 78-87.
Ссылки
- 2020-04-09
- 1