В 1943 году выполнил четыре портретных бюста полководцев прошлого:
А. В. Суворова
,
М. И. Кутузова
, знаменитого партизана
Отечественной войны 1812 года
Дениса Давыдова
и генерала
П. И. Багратиона
. В стенах студии окончательно сформировался как скульптор. В своём творчестве с большой силой реалистического обобщения воссоздал важнейшие события истории государства. Созданные им образы нередко имели значение героического символа.
Указом Президиума Верховного Совета СССР № 204/80 от 06.08.1946 года капитан интендантской службы Е. В. Вучетич был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени
.
Однако несмотря на послевоенное награждение, есть серьёзное сомнение в том, что его переаттестация из интенданта 3-го ранга с получением равного воинского звания «капитан интендантской службы», введённого в марте 1942 года, была оформлена должным образом. Вот как эпизод несостоявшегося неприятного разбирательства описывает его
пасынок
, историк искусств
Игорь Евгеньевич Светлов
:
Как-то мать вызвала меня. На ней не было лица: «Я не знаю, что мне делать. Жуткая история: Евгению Викторовичу хотели присвоить новое звание. Но когда в Политуправлении Армии стали просматривать документы предшествующих отличий, выяснилось, что документов о присвоении Вучетичу каких-либо званий в годы войны нет». Единственное, что подтверждали фотографии, — он был художником фронтовой газеты. Потрясённая всей этой ситуацией, мать ожидала неприятного разбирательства. Но когда изображение памятника в Берлине обошло все газеты, а его автору была присуждена Сталинская премия первой степени, оно полностью исключалось.
—
Светлов, И. Е.
В орбите культа. Разрыв
// Рельеф памяти. —
М.
: Канон-плюс, 2017. — С. 78. — 296 с. —
1000 экз.
—
ISBN 978-5-88373-028-2
.
Работая в соавторстве с архитекторами, стал одним из создателей стиля «сталинского классицизма». Впитал также элементы пластики модерна, с её тяготением к сверхчеловечески-грандиозным ансамблям. Разработал важные для программы социалистического реализма типы многофигурного
горельефа
-картины (Клянёмся тебе, товарищ Ленин… (Клятва И. В. Сталина), 1949, Третьяковская галерея, Москва) и триумфального портретного бюста
.
Изваял целую галерею скульптурных портретов
В. И. Ленина
и
И. В. Сталина
, политических деятелей, советских военачальников, героев труда. Романтически взволнованно, с пафосом драматизма и жизнеутверждения скульптор раскрывал тему подвига советского народа в годы войны.
Член Президиума Академии художеств СССР, секретарь отделения скульптуры (1957—1966), член Президиума (1968—1970). Вице-президент
Академии художеств СССР
в 1970—1974 годах.
Рядом со своим домом (
Тимирязевская улица
, 33) в дачном посёлке на севере Москвы организовал собственную художественную мастерскую. После смерти скульптора на её территории сохранились макеты самых известных работ художника и различные скульптурные наброски: голова монумента «Родина-мать» для памятного ансамбля «Героям Сталинградской битвы», а также неоконченный проект гигантского памятника В. И. Ленину («Голова Ленина») и иные произведения.
Мать — Анна Александровна Вучетич (урождённая
Датченко
, 1890—1965) имела французские корни
.
Два сына от первого брака:
Виктор Евгеньевич Вучетич (1935—?), писатель, заведующий редакцией журнала «Сельская жизнь».
Вторая жена —
Сарра Самуиловна Майзель
(в первом браке Валериус), искусствовед, автор монографий «Проблемы современной советской скульптуры» (М.: Искусство, 1961), «Скульптор Владимир Ефимович Цигаль» (М.: Художник РСФСР, 1963) и «Скульптура нового мира» (М.: Изобразительное искусство, 1970); с 1957 года возглавляла Секцию критики и искусствознания
МОСХ
.
Сын — Василий Евгеньевич Валериус (род. 1943), художник-график, сценограф, преподаватель. Внучки — Анастасия Вучетич (род. 1967), дизайнер, и Татьяна Валериус-Балахонцева (род. 1973), художник-дизайнер, преподаватель.
Третья жена — Вера Владимировна Вучетич (урождённая
Покровская
, род. 1922).
Сталинская премия
первой степени (1947) — за памятник генерал-лейтенанту М. Г. Ефремову в Вязьме Смоленской области (1946)
Сталинская премия
второй степени (1948) — за скульптурный портрет гвардии генерал-полковника В. И. Чуйкова (1947)
Сталинская премия
второй степени (1949) — за создание скульптурных портретов дважды Героя Советского Союза Т. Т. Хрюкина и Героя Социалистического Труда Н. Ниязова
В 1946 году скульптор был назначен руководителем крупного художественного проекта по созданию величественного
ансамбля-памятника воинам Советской Армии
в
берлинском
Трептов-парке
, который находился в
восточной зоне оккупации
(1946—1949, совместно с архитектором
Я. Б. Белопольским
). Это монументальное произведение по замыслу авторов должно было олицетворять высокое благородство освободительной миссии советского народа в годы
Второй мировой войны
. Ключевой фигурой композиции является бронзовая скульптура
«Воин-освободитель»
(установлена 8 мая 1949 года) работы скульптора.
Аллея саркофагов.
«Мать-Родина». Именно этот памятник сделал его имя широко известным не только в СССР, но и за рубежом.
В 1964 году макет памятника «Воин-освободитель» был доставлен в
Серпухов
. В 2008 году, после реставрации, скульптура заняла новое место на территории мемориального комплекса «Соборная гора» (также в Серпухове).
В 1953 году в посёлке
Пятиморск
напротив тринадцатого шлюза
Волго-Донского судоходного канала
, — в том месте, где 23 ноября 1942 года было завершено окружение группировки фашистских войск под Сталинградом, — был установлен Монумент «Соединение фронтов» (архитектор
Л. М. Поляков
).
В 1957 году
скульптор стал автором аллегорической статуи «Перекуём мечи на орала», установленной в 1959 году у
здания ООН в Нью-Йорке
(
США
)
. Название статуи — призыв к отказу от распрей и вражды, к мирной, созидательной жизни —
взято из Ветхого завета
(
Ис.
,
Иоил.
,
Мих.
), где предсказывается, что народы мира перестанут воевать, а оружие переделают в
плуги
и
серпы
.
Копия статуи сейчас находится в парке филиала
Третьяковской галереи
на
Крымском валу
в Москве. Другая авторская копия установлена в 1962 году в
Усть-Каменогорске
(Восточный Казахстан), на улице Протазанова, перед Центральным домом культуры (ЦДК). Ещё одна авторская копия статуи «Перекуём мечи на орала» находится в Волгограде, у проходной завода «Газоаппарат». Скульптура подарена автором заводчанам за их вклад в дело возведения памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане. В одном из цехов завода располагалась мастерская, в которой мастер занимался изготовлением элементов мемориала. Там же скульптор ваял с натуры голову главной скульптуры мемориала Матери-Родины.
В 1958—1967 годах по проекту и под непосредственным руководством скульптора был сооружён мемориальный ансамбль героям Сталинградской битвы на
Мамаевом кургане
в
Волгограде
(совместно со скульпторами М. С. Алешенко,
В. Е. Матросовым
,
В. С. Зайковым
,
, А. Н. Мельником,
, В. С. Новиковым,
; архитекторами
Я. Б. Белопольским
,
В. А. Дёминым
,
и др.; руководитель группы инженеров —
Н. В. Никитин
), произведено «озвучивание»
Мамаева кургана
— создание звуковых композиций
(вместе с диктором
Ю. Б. Левитаном
и режиссёром
В. К. Магатаевым
.)
Идея создания звуковых композиций на Мамаевом кургане в Волгограде возникла у скульптора во время посещения Италии. Он обратился к волгоградскому журналисту
В. П. Ершову
, который и познакомил его со звукорежиссёром волгоградского радио Александром Ивановичем Гераськиным, принявшим в дальнейшем непосредственное участие в «озвучивании» Мамаева кургана
.
На возвышении кургана был установлен один из самых известных и величественных памятников монументального искусства, посвященных теме героического подвига советского народа в борьбе с
фашистскими
оккупантами — композиция «
Родина-мать
» (автор Е. В. Вучетич). В ней искренне и проникновенно воплотился призыв Отечества, в лице кричащей женщины с мечом в руках, защитить родную землю от врага-захватчика.
«Память поколений» — многофигурная композиция горельеф (длина — 17 м, ширина — 3 м, высота — 8 м).
«Стоять насмерть» (высота — 16,5 м).
Стены-руины (длина — 46 м, высота до 18 м у начала лестницы).
«Площадь Героев». Шесть двухфигурных изваяний (на постаментах 2,4 х 2,4×1 м, высота скульптур — около 6 м).
Зал Воинской славы, с рукой, держащей горящий факел, посередине.
Площадь Скорби с изваянием скорбящей матери (высота — 11 м).
Все скульптуры комплекса, включая главную, изготовлены из бетона.
22 августа
1991 года
, после неудачной попытки
ГКЧП
отстранить от власти
М. С. Горбачёва
, памятник демонтирован по постановлению
Моссовета
и перенесён
в
Парк Искусств
. За прошедшие годы общее состояние бронзового монумента Ф. Э. Дзержинскому значительно ухудшилось, ему необходима капитальная реставрация
.
1970
—
1973
. Решение о строительстве
памятника В. И. Ленину
было принято коллегией Министерства культуры РСФСР в канун празднования 100-летия со дня рождения вождя. В 1952 году, когда
Волго-Донской судоходный канал
был только построен, недалеко от его первого шлюза на высоком постаменте был сооружён гигантский памятник вождю страны Советов, —
И. В. Сталину
. Проект возглавлял Е. В. Вучетич (архитектор
Л. М. Поляков
). Монумент закончили в кратчайшие сроки, на отливку фигуры «отца народов» пошла самородная медь, добытая по спецзаказу Управлением медных месторождений
Алмалыка
и
Джезказгана
. Этот памятник простоял несколько лет, возвышаясь на 40 метров над уровнем Волги. 26-метровый Сталин, одетый в привычный френч и увенчанный фуражкой, задумчиво смотрел вдаль реки, крепко сжав в руках свернутую в рулон партийную газету. В ходе процесса десталинизации, начатого
XX съездом КПСС
в 1956 году, памятник был убран, но остался пустой железобетонный постамент, переходящий в монолитное свайное основание набережной
. Несколько лет спустя скульптора снова пригласили для работы на Волго-Доне, но уже над Ленинским монументом. Первоначально скульптор, вероятно, раздражённый варварским отношением к его предыдущему произведению, предложил всё сделать достаточно скромно — увенчать постамент многометровым бюстом. Заведующая музеем канала Римма Эдельман вспоминала, что скульптора долго уговаривал лично директор Вартан Чмшкян, который был его хорошим другом, чтобы памятник Ленину был выполнен в полный рост
. Материалом для скульптуры послужил облегченный железобетон, то есть была применена та же технология, что и при создании монумента «Родина-мать» на Мамаевом кургане. Торжественное открытие памятника В. И. Ленину состоялось в 1973 году. При высоте скульптуры в 27 метров, а постамента — в 30 метров, она была занесена в Книгу рекордов Гиннеса, как самый большой в мире памятник, установленный реально жившему человеку
.
Сочинение
Художник и жизнь. М., 1963.
Память
В память о скульпторе 19 сентября 1975 года улица
Старое шоссе
(север Москвы,
Тимирязевский район
), где располагалась художественная мастерская скульптора, стала носить его имя, о чём свидетельствует памятная табличка на одном из домов.
На доме 9А по
переулку Сивцев Вражек
(Москва), где скульптор жил в 1972—1974 годах, установлена мемориальная доска.
В 1981 году недалеко от здания Тимирязевского райкома КПСС Москвы (ныне — Префектура Северного административного округа) был открыт
памятник-бюст Е. Вучетичу
работы скульптора
З. И. Азгура
.
В
Днепре
(
Украина
) именем скульптора названы площадь
и Государственное художественное училище
.
Мемориальная доска в Москве; Сивцев вражек, 9
Мемориальная доска в Ростове-на-Дону; Университетский переулок, 113
Памятник-бюст в Москве. Скульптор З. И. Азгур, 1981 год
Могила на Новодевичьем кладбище в Москве
Воспоминания
Шевцов И. М.
Евгений Вучетич // Шевцов И. М. Голубой Бриллиант. Соколы. — М.: Голос-Пресс, 2008. — С. 248—265.
(неопр.)
. pamyat-naroda.ru. Дата обращения: 28 декабря 2015.
31 марта 2017 года.
25 октября
1948 года
Совет Министров СССР постановил возобновить работу
ВСХВ
с
1950 года
. С 1950 по 1954 годы обветшавший комплекс 1939 года был масштабно перестроен. Руководили реконструкцией академик архитектуры, профессор, главный архитектор ВСХВ
, на должность главного скульптора был приглашён Вучетич, который, в свою очередь, пригласил скульптора
А. В. Пекарева
стать своим заместителем
Евгений Волокитин.
(неопр.)
. Вести.ru (22 июня 2013). Дата обращения: 1 февраля 2015.
25 декабря 2014 года.
Колесов Владимир, Ершова Лариса.
Фильм "
Страницы Сталинградской битвы
" и его авторы // "Реквием" : Российский ритуально-духовный журнал. — Санкт-Петербург: Издательство Александра Сазанова, 2014. —
№ 4 (105)
. —
С. 4—14
.
↑
(неопр.)
(Видео).
Вести. Волгоград
. Россия 1 (21 июня 2013). Дата обращения: 1 февраля 2015.
21 ноября 2015 года.
(неопр.)
. Всё для Вас — Волгоград (16 июля 2013). Дата обращения: 1 февраля 2015.
21 ноября 2015 года.
Н. Ф. Ватутину // Подвиг народа : Памятники Великой Отечественной войны, 1941—1945 гг. / Сост. и общ. ред. В. А. Голикова. —
М.
:
Политиздат
, 1980. — С. 180—181. — 318 с.
А. М. Василевскому // Подвиг народа : Памятники Великой Отечественной войны, 1941—1945 гг. / Сост. и общ. ред. В. А. Голикова. —
М.
:
Политиздат
, 1980. — С. 180. — 318 с.
Г. К. Жукову // Подвиг народа : Памятники Великой Отечественной войны, 1941—1945 гг. / Сост. и общ. ред. В. А. Голикова. —
М.
:
Политиздат
, 1980. — С. 194. — 318 с.
Александру Мматросову // Подвиг народа : Памятники Великой Отечественной войны, 1941—1945 гг. / Сост. и общ. ред. В. А. Голикова. —
М.
:
Политиздат
, 1980. — С. 205—206. — 318 с.
(рус.)
.
soldat.moypolk.ru
. Дата обращения: 7 декабря 2020.
(неопр.)
. www.welcomevolgograd.com. Дата обращения: 13 февраля 2016. Архивировано из
11 марта 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 16 апреля 2011.
5 октября 2013 года.