Максим Горький
- 1 year ago
- 0
- 0
Макс Стайнер (также нем. вариант Штайнер , неправильно: Штейнер, Стейнер) ( нем. Maximilian Raoul Steiner , 10 мая 1888 , Вена — 28 декабря 1971 , Беверли-Хиллз , штат Калифорния ) — американский кинокомпозитор, трёхкратный обладатель премии «Оскар» за лучшую музыку к фильму .
Макс Штайнер родился 10 мая 1888 года в Вене в театральной семье. Его дед, Максимилиан Штайнер, был директором венского театра « Театр ан дер Вин », его отец, Габор Штайнер, был импресарио венского колеса обозрения на Пратере . Крёстным отцом будущего композитора стал Рихард Штраус .
Штайнер с детства имел выдающиеся музыкальные способности, уже в 16 лет он окончил Венскую высшую школу музыки и изобразительных искусств , пройдя четырёхлетний курс обучения за два года. Среди его преподавателей были в числе прочих Иоганнес Брамс и Густав Малер . В 15 лет состоялся его дебют в качестве композитора и дирижёра с опереттой «Прекрасная гречанка» .
В 1904—1914 годах Штайнер был дирижёром и аранжировщиком в Великобритании , преимущественно в Лондоне . После объявления Первой мировой войны , находясь в Англии он был отнесён к категории граждан враждебного государства и мог быть интернирован . Лишь благодаря дружбе с герцогом Вестминстерским он смог уехать в Нью-Йорк с 32 долларами в кармане.
В Нью-Йорке он поначалу работал дирижёром, художественным руководителем и аранжировщиком бродвейских оперетт и мюзиклов, написанных, среди прочих, Виктором Гербертом , Джеромом Керном , Винсентом Юмансом и Джорджем Гершвиным .
В 1916 году он впервые стал сочинять для кинематографа. Предположительно в это же время он американизировал своё имя, став Стайнером вместо Штайнера.
В 1929 году на Стайнера обратил своё внимание Голливуд и пригласил его для оркестровки киноверсии шоу бродвейского импресарио Флоренза Зигфелда «Рио Рита» для кинокомпании « RKO Pictures », затем последовали ещё несколько фильмов. Дебют Стайнера в качестве кинокомпозитора состоялся в фильме « Симаррон » в 1931 году.
Настоящий успех пришёл к композитору после выхода на экраны в 1933 году фильма « Кинг-Конг ». Музыку к этому фильму он писал в соавторстве с начинающим композитором . Впервые в истории кино они наложили диалоги на музыку, что значительно усилило драматический эффект фильма, и создали один из первых в истории кино музыкальных сценариев. По словам американского кинокомпозитора Дэвида Рэксина , эта работа Стейнера открыла «второй этап в звуковом кино», а «её воздействие на зрителей было поразительным». Ему вторил американский критик Поль Коут, который отмечал: «Будь „Кинг-Конг“ единственным фильмом Стайнера, он всё равно оставался бы одной из легенд кинематографии» .
В 1935 году Стайнер был дважды выдвинут на « Оскар » за фильм Джона Форда « » и « Весёлая разведённая » режиссёра Марка Сэндрича .
В следующем году Стайнер получил свой первый «Оскар» за музыку к фильму Форда « Осведомитель » (1935). Этот «Оскар», однако, он получил как руководитель музыкального отдела кинокомпании «RKO Pictures» (композиторы до 1939 года на «Оскар» не номинировались).
Затем последовало ещё несколько фильмов-мюзиклов с участием звёздной пары Фред Астер и Джинджер Роджерс , например Цилиндр (1935) и Роберта (1935).
В 1936 году Стайнер оставил кинокомпанию «RKO Pictures», став руководителем музыкального отдела кинокомпании Дэвида Селзника « ». В 1937 году ещё две его работы были номинированы на «Оскар»: « » (1936) и « Атака лёгкой кавалерии » (1936). Во второй половине 1930-х годов выразил своё отношение к созданию киномузыки. По его мнению она не должна быть узнаваема и навязчива, так как чрезмерное внимание к музыкальной составляющей препятствует восприятию фильма. Он заявил, что выступает «против использования тематического материала, который заставит зрителей недоумевать, перешептываться и пытаться вспомнить название звучащей композиции, при этом упуская истинный смысл и значение всей сцены, которая может оказаться ключом ко всему сюжету» .
В апреле 1937 года он подписал долгосрочный контракт с кинокомпанией « Warner Bros. » и в том же году сочинил ставший знаменитым звук фанфар к фильму « Товарищ », на протяжении нескольких десятков лет являвшийся визитной карточкой каждого фильма компании. Его музыка к фильму « Жизнь Эмиля Золя » (1937) вновь стала номинантом на «Оскар» 1938 года. В 1939 году на «Оскар» номинирована его работа к фильму « Иезавель » Уильяма Уайлера .
В 1939 году Селзник «одалживает» Стайнера у «Warner Bros.» для написания музыки к фильму « Унесённые ветром », на весь сценарий у него было только три месяца времени. Одновременно с этим он работал над музыкой ещё к трём фильмам «Warner Bros»: «Мы не одиноки», « » («Победить темноту») и «Четыре женщины». Стайнер был номинирован на «Оскар» 1940 года за оба фильма: «Унесённые ветром» и «Мрачная победа», но проиграл « Волшебнику страны Оз » композитора Герберта Стотхарта . Тем не менее, «Унесённые ветром» стал по оценке Американского института киноискусства вторым в списке « Лучшая музыка в американских фильмах за 100 лет ».
Следующий раз Стайнер был номинирован на «Оскар» в 1941 году за фильм « Письмо », ставший первым в череде совместных фильмов с легендарным американским режиссёром Уильямом Уайлером . В следующем году он вновь был выдвинут на «Оскар» за фильм « Сержант Йорк ». В 1943 году Стайнер получил свой второй «Оскар» за фильм « Вперёд, путешественник », а в 1944 году номинирован за фильм « Касабланка », ставший одним из самых лучших его работ . Свой третий и последний «Оскар» Стайнер получил в 1945 году за фильм « С тех пор как вы ушли » одновременно с очередной номинацией за фильм « ».
Но череда номинаций на этом не закончилась: 1946 год — « », 1947 — « », 1948 — « Жизнь с отцом » и « », 1949 — « Джонни Белинда », 1950 — « За лесом », 1951 — « », 1953 — « » и « Певец джаза », 1955 — « Восстание Кейна » и 1956 — « ».
В 1953 году Стайнер открыл своё собственное музыкальное издательство.
В 1956 году он закончил своё сотрудничество с Уильямом Уайлером фильмом « Искатели », признанным лучшим вестерном всех времён и народов.
В 1958 году Стайнер вернулся в «Warner Bros», несмотря на то, что контракт его закончился ещё в 1953 году и создал ещё ряд работ на протяжении нескольких лет.
Последней большой композиторской работой стал фильм 1965 года «Двое на гильотине».
В 1963 году Стайнер начал работу над своей автобиографией, которая так никогда не была опубликована.
Макс Стайнер скончался в возрасте 83 лет, 28 декабря 1971 года в Беверли-Хиллз .
Макс Стайнер по праву считается одним из самых продуктивных и успешных композиторов Голливуда. Он был номинирован на «Оскар» 18 раз — рекорд, который смогли побить только композиторы Альфред Ньюман и Джон Уильямс. Кроме того, трижды он был номинирован на эту премию ещё до её присуждения композиторам. Он написал музыку к 300 фильмам, большинство из которых считается классическими произведениями и более 1200 произведений в целом. Стайнер создавал музыку для всех жанров кино: вестернов, мелодрам, драм, комедий, мюзиклов и криминальных фильмов, а также сериалов, таких как « » (1957) и других.
Стайнер стал одним из первых композиторов, писавших музыку для кино, поэтому его часто упоминают как «отца музыки для фильмов». Наряду с такими композиторами как Франц Ваксман , Эрих Корнгольд , Альфред Ньюман и Миклош Рожа Стайнер занимает видное место в создании традиции киномузыки.
В списке 25 лучших саундтреков за 100 лет его музыка к фильмам « Кинг-Конг » (1933) и « Унесённые ветром » занимают 13 и 2 место соответственно. Кроме Стайнера в этом списке дважды упомянуты Бернард Херрманн , Элмер Бернстайн и Джерри Голдсмит . Только Джон Уильямс смог побить этот рекорд (3 раза).
В 2003 году в США была выпущена почтовая марка с изображением Макса Стайнера .
Он удостоен звезды 1551 на Голливудской аллее славы .
В 1995 году он был введен в национальный Зал славы композиторов .