Буддизм во Вьетнаме
- 1 year ago
- 0
- 0
Официально Социалистическая республика Вьетнам гарантирует свободу вероисповедания (ст. 24 Конституции) . Согласно результатам переписи 2004 года, 81 процент населения нерелигиозен , однако эти цифры могут быть фальсифицированы под влиянием государства , и в реальности количество атеистов может оказаться гораздо меньше ; кроме того, среди людей, указавших, что не имеют религии, может оказаться множество практикующих традиционные религиозные верования, к примеру, культ предков .
Первые религии, попавшие во Вьетнам, — буддизм махаяны , конфуцианство и даосизм ; их называют три религии ( tam giáo ) . Согласно « Pew », большинство вьетнамцев практикуют традиционные религии, поклоняясь духам, богам и богине-матери (45.3 %), с 1980-х годов народные верования набрали популярность . Буддизм — вторая по популярности религия в стране, её исповедуют 16,4 % вьетнамцев, около 8 % — христиане, в основном, католики , около 30 % нерелигиозны. Меньшинства исповедуют индуизм , ислам , протестантизм , хоахао , каодай .
Несмотря на то, что в переписи 1999 года большинство вьетнамцев назвались неверующими , разнообразные верования и культы неразрывно вплетены в повседневную жизнь страны . Одна из наиболее широко распространённых практик — культ предков , общий с китайской и другими азиатскими культурами. Почти во всех вьетнамских домах есть алтарь предков, где совершаются разнообразные обряды, примером которых может служить годовщина смерти , у них испрашивают совета при необходимости. Вера в широко распространена, считается, что, если не совершать ритуалы, то дух предка превратится в ( ma đói ) .
Опрос 2002 года, проведённый Pew Research Center , показал, что для 24 % населения Вьетнама религия «очень важна» .
Самые ранние виды религии во Вьетнаме — анимистические и тотемные культы . Орнаменты на имели церемониальное и, вероятно, религиозное значение , они содержат изображения птиц, что позволяет предположить наличие культа птиц у древних вьетов . Другой часто встречающийся в раннем искусстве символ — дракон ; вьеты почитали короля-дракона Лак Лонг Куана , который, по легенде, является отцом всех вьетов. Бог-золотая черепаха является царям из озера Хоанкьем в трудные времена (самый известный случай — появление перед Ле Лоем , когда он взял у бога меч Тхуантхьен . Животные, горы, реки и другие элементы природы считались одушевлёнными защитниками людей, которые поклонялись им. После того, как вьеты встретились с китайцами, заимствованные «три учения» встроились в этическую и моральную систему общества, обогатив традиционные религиозные верования и придав им новые грани .
Несколько учёных, в том числе Тоан Ань говорят о возрождении традиционных верований в местных духов и богов .
Термином Даомау ( Đạo Mẫu , 道母 ) обозначают совокупность культов богини-матери в нескольких ипостасях. Некоторые исследователи, к примеру, Нго Дык Тхинь ( Ngô Đức Thịnh ) , утверждают, что даомау — систематический культ, однако более распространена точка зрения, согласно которой это совокупность разрозненных религиозных представлений и ритуалов . Богинями даомау, среди прочего, являются Тхьен И А На ( Thiên Y A Na ) , Ба Тюа Сы ( Bà Chúa Xứ , 婆主處 ) , Ба Тюа Кхо ( Bà Chúa Kho ) , принцесса ( Liễu Hạnh , 柳杏 ) , а также легендарные и исторические фигуры: Ау Ко , сёстры Чынг , Чьеу Тхи Чинь , богини культа ( Tứ Phủ ) — Матушка верхнего неба ( mẫu Thượng Thiên , мау тхыонг тхьен) , Матушка высокогорья ( mẫu Thượng Ngàn , мау тхыонг нган) , Матушка воды ( mẫu Thoải , мау тхоай) и Матушка земли ( mẫu Địa Phủ , мау диа фу) . Даомау обычно ассоциируется с медиумами и ритуалами связанного с ними культа ( Lên đồng ) , родственного аналогичным культам Тайваня, Сингапура и Гонконга. Несмотря на то, что после установления власти коммунистов подобные практики были запрещены как насаждающие суеверия, они вернулись в 1987 году, после легализации.
Буддизм пришёл во Вьетнам во II веке н. э. с севера из Центральной Азии , а с юга — из Индии . Буддизм махаяны из Китая попал в дельту Хонгхи примерно в 300-х годах н. э. Буддизм тхеравады пришёл из Индии в южную дельту Меконго много позже, около 300—600 годов. Современные вьетнамцы обычно являются последователями Махаяны, однако некоторые меньшинства, например, вьетнамские кхмеры , живущие в дельте Меконга , предпочитают Тхераваду .
Буддийские обычаи во Вьетнаме отличаются от других стран; иерархические и институционные структуры, а также общины там обычно отсутствуют. Вьетнамский буддизм развивался в связке с даосизмом, местными верованиями и китайским мистицизмом, и большинство буддистов основное внимание уделяет ритуалам, а не медитации .
Буддизм Чистой Земли — крупная ветвь Махаяны, одна из самых популярных буддийских школ в стране; его последователи часто читают сутры и молитвы и , чтобы получить защиту бодхисатв и дхармапал . Хотя традиции, ритуалы и концепции школы Чистой Земли взяты у Махаяны, эта школа официально не считалась буддийской сектой до 2007 года (в отличие от Японии) .
Быу-шон-ки-хыонг ( Bửu Sơn Kỳ Hương , 寶山奇香 ) , буквально «странный аромат драгоценной горы», — религиозная мистическая традиция. Основателем быушонкихыонга был Доан Минь Хюен ( Đoàn Minh Huyên , 1807–1856) , а продолжателем — Хюинь Фу Шо ( Huỳnh Phú Sổ ) , создатель хоахао. Название является отсылкой к семи горам ( Thất Sơn ) на границе Вьетнама и Камбоджи , откуда, по собственному утверждению, людям для спасения был послан Доан Минь Хюен, называвший себя буддой . Первое появление Доан Минь Хюена датируется 1849 годом .
Хоахао — синкретическая религия, основанная на буддизме. Основана в 1939 году Хюинь Фу Шо, родом из дельты Меконга. Распространена на юге страны. Приверженцы хоахао считают Хюинь Фу Шо пророком, а свою религию продолжением квазибуддийской религии XIX века «быусонкихыонг». Хоахао уделяет большое внимание крестьянам; старый девиз хоахао — «практикуй буддизм, работая в поле». Хоахао также характерна тем, что многие ритуалы можно проводить дома, не посещая храм — считается, что деньги лучше раздать бедным, чем строить дорогие пагоды .
Хоахао получила распространение на юге страны; в некоторых частях дельты Меконга её практикует подавляющее большинство жителей. Так как хоахао частично опирается на вьетнамский национализм, на Западе помимо диаспоры её влияние минимально.
Ты ан хьеу нгиа ( Tứ Ân Hiếu Nghĩa , четыре долга благодарности) — буддийская секта, располагающаяся в Анзянг , одна из самых недавно зарегистрированных. Основателем Тыан-хьеунгиа является Нго Лой ( Ngô Lợi , 1831—1890) . Официально данный культ заявляет о более чем 70 000 зарегистрированных последователей и 476 религиозных лидерах, 76 мест поклонения в 14 провинциях, в основном, в Южном Вьетнаме на 2005 год .
Самое многочисленное по количеству приверженцев направление христианства — католицизм — было ввезено португальскими миссионерами в XVI веке и укрепилось за время французского колониального правления. Первые визиты имели средний успех, однако более поздние миссии иезуитов позволили католицизму закрепиться среди местного населения.
Иезуит Александр де Род , работавший во Вьетнаме с 1624 по 1644 год, был самым известным из всех посетивших Вьетнам миссионеров того времени . Среди прочего он создал вьетнамский латинизированный алфавит вместе с вьетнамскими учёными на основе более ранних наработок других миссионеров.
Французский миссионер Пьер Пиньо де Беэн сыграл важную роль во вьетнамской истории в конце XVIII века, когда подружился с Нгуен Фук Анем , самым высокопоставленным из князей Нгуенов , и помог ему бежать от восстания тэйшонов в 1777 году . Став верным другом, благодетелем и военным советником Нгуен Фук Аня, в течение всего времени, когда это было необходимо , Пьер впоследствии смог благодаря этому получить преференции для церкви: в правление Зя Лонга католицизм и миссионерская деятельность были полностью разрешены . К моменту вступления Зя Лонга на престол в 1802 году в стране было три епархии с 320 000 прихожанами и больше 120 вьетнамских священников .
Согласно Catholic Hierarchy Catalog , во Вьетнаме в 2005 году было 5 658 000 католиков, что составляет 6,87 % населения ; 26 епархий, включая три архиепархии, 2228 приходов и 2668 священников .
Протестантизм появился во Вьетнаме в 1911 году, когда канадский миссионер прибыл в Дананг ; по прошествии времени в страну въехало более сотни миссионеров-членов . На государственном уровне распознают Южную Евангельскую церковь Вьетнама (с 2001 года) и меньшую Евангельскую церковь Вьетнама (с 1963 года) .
Современные оценки количества протестантов варьируют от официальных 500 000 до заявленного самими протестантами миллиона. Сильный рост показали протестантские общины этнических меньшинств- тхыонгов , таких как мнонги , эде , банар , зярай . Внутренние источники утверждают, что 2/3 протестантов являются представителями нацменьшинств . По некоторым оценкам рост протестантского сообщества составил 600 процентов за последние десять лет. Часть новообращённых принадлежит к незарегистрированным домашним церквям , их число оценивается в 200 000 человек .
В октябре 2007 года государство официально признало баптистов и меннонитов , что считается серьёзной подвижкой в вопросе религиозной свободы для вьетнамских протестантов . Через два года официальное разрешение вести деятельность получили Ассамблеи Бога — это первый шаг к легализации . Считается, что на 2009 год к ассамблеям принадлежало около 40 000 человек , к баптистам — 18 400 человек и 500 священнослужителей (2007 год) , а к меннонитам — примерно 10 000.
Русская православная церковь работает в Вунгтау , её в основном посещают русскоязычные работники русско-вьетнамского предприятия Вьетсовпетро . Приход открыт в 2002 году и назван в честь иконы Казанской Божией Матери по благословению Священного Синода , полученному в Троице-Сергиевой лавре . Представители отдела международных отношений Русской православной церкви посещают Вунгтау и проводят службы .
Вьетнам также считается территорией, находящейся под юрисдикцией Константинопольской православной церкви .
Каодай — относительно новая синкретическая монотеистическая религия, официально появившаяся в городе Тэйнинь на юге Вьетнама в 1926 году. Термин вьетн. Cao Đài буквально означает «высокая башня», а в переносном смысле — обитель бога. Приверженцы этой религии считают основателем религии бога, который передал учение первым ученикам, среди которых , Као Куинь Кы ( Cao Quỳnh Cư ) , Фам Конг Так ( Phạm Công Tắc ) и Као Хоай Санг ( Cao Hoài Sang ) . Все они утверждали, что получили непосредственные указания от бога, который дал им прямые указания основать религию, начинающую «Третью эпоху религиозной амнистии». Последователи каодай читают молитвы, поклоняются предкам, исповедуют ненасилие и вегетарианство , минимальной целью является воссоединение с богом на небесах, а максимальной — свобода от цикла перерождений .
Официальные данные по количеству верующих в каодай — 2,2 миллиона на 2005 год , большинство иностранных источников указывает цифры от 2 до 3 миллионов. Кроме того, несколько десятков тысяч адептов живёт за границей .
Минь Сы Дао ( Minh Sư Đạo ) — секта каодай, в 1999 году в стране было 37 крупных храмов и 5000 приверженцев только в Хошимине .
Индуистами во Вьетнаме являются тямы , ранее населявшие государство Тямпа , основной религией там была разновидность шиваизма , привезённая из Индии. Тямы возвели в Центральном Вьетнаме множество индуистских храмов, многие из которых по сей день действуют; одним из самых известных храмов является Мишон , объект всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Около 50 000 тямов, живущих на южном и центральном побережьи, исповедуют индуизм; большинство являются представителями касты кшатриев , однако имеется некоторое количество брахманов . Другие 4000 индуистов, большинство из которых — тамилы , тямы или дети от смешанных вьетнамско-индийских браков, живут в Хошимине, где посещают . В провинции Ниньтхуан, где живёт большинство тямов, зарегистрировано 32 000 индуистов-тямов; из 22 деревень в этой провинции 15 — индуистские .
|
В другом языковом разделе
есть более полная статья
(англ.)
.
|
Почти как и в предыдущем случае, мусульмане, в основной массе, принадлежат к народу тямов. Ислам пришёл во Вьетнам намного позже, чем в Китай, в результате контактов с арабами-торговцами. Количество мусульман увеличилось, когда Малаккский султанат расширил свои владения в результате уничтожения Тямпы в 1471 году, однако ислам распространился среди тямов в середине XVII века. В середине XIX века многие тямы-мусульмане перебрались в дельту Меконга из Камбоджи, что также увеличило присутствие этой религии в стране.
Вьетнамские мусульмане оставались несколько изолированными от исламского мира, и это в совокупности с недостатком религиозных школ вызвало дрейф в сторону синкретизма. К примеру, тямы молятся только по пятницам, празднуют Рамадан три дня; обрезание крайней плоти не проводится; на церемонии требуемые движения имитируют деревянным тупым ритуальным ножом .
Самая большая мечеть страны была открыта в январе 2006 года в Суанлоке, районе провинции Донгнай ; частично строительство спонсировалось пожертвованиями из Саудовской Аравии .
Согласно переписи 2005 года, во Вьетнаме проживает 66 000 мусульман, это на три тысячи больше, чем в 1999 году . Больше 77 % жили в юго-западной части страны, 34 % в Ниньтхуане , 24 % в Биньтхуане , 9 % в Хошимине; другие 22 живут в дельте Меконга, в основном, в Анзянге . В Ниньтхуане, где живёт большинство тямов, количество тямов-мусульман равно 22 000. Из 22 деревень в этой провинции 7 мусульманские .
Первые евреи попали во Вьетнам, скорее всего, во время французской колонизации, во второй половине XIX века. В газете The Jewish Chronicle имеется несколько упоминаний сайгонских евреев в промежутке между 1860 и 1880 годами.
К 1939 году еврейское население Хайфона , Ханоя , Сайгона и Турана в совокупности составляло тысячу человек . До того, как французы покинули Вьетнам в 1954 году еврейское население Индокитая (Вьетнам, Лаос, Камбоджа) составляло около 1500; большинство из них навсегда покинуло регион вместе с французами . В 2005 году все жившие во Вьетнаме евреи были приезжими контрактными работниками .
|
В другом языковом разделе
есть более полная статья
(англ.)
.
|
Бахаи во Вьетнаме утверждали о наличии 200 000 последователей, в основном живших на юге страны , однако после Войны во Вьетнаме эта религия попала под запрет и легализована лишь в 2007 году . В 2009 году количество бахаи оценивалось в 7000 человек .
формально закреплена конституцией , однако на многие религиозные общества наложены ограничения, особенно если государство считает какую-нибудь из них угрозой авторитета коммунистической партии . В 2007 году были официально разрешены буддизм, католичество, протестантизм, ислам, каодай, хоахао, а вера бахаи получила разрешение на религиозную деятельность вместе с двумя другими религиями и одной сектой .
Несмотря на попытки вьетнамского государства улучшить свой образ в глазах мирового сообщества за счёт религиозных свобод, несколько религиозных лидеров заявляли о продолжающейся дискриминации. Секретарь и борец за религиозные свободы был арестован в 2004 году, а его жилище сровняли с землёй . Христиан- тхыонгов продолжает притеснять государство . В марте 2007 года член ханойской конгрегации легальной евангельской церкви был арестован за правозащитную деятельность в области свободы вероисповедания .
{{
cite news
}}
:
Неизвестный параметр
|coauthors=
игнорируется (
|author=
предлагается) (
справка
)
{{
cite news
}}
:
Недопустимый
|ref=harv
(
справка
)
{{
cite news
}}
:
Неизвестный параметр
|coauthors=
игнорируется (
|author=
предлагается) (
справка
)