Бодхидхарма
- 1 year ago
- 0
- 0
Хо́йморский даца́н «Бодхидха́рма» ( истор. назв. Хандагайта́йский ; разг. Арша́нский) — буддийский храм-монастырь ( дацан ) в посёлке Аршан Тункинского района Бурятии , основанный Агваном Доржиевым . Центральный храм бурятской ЦРО « Майдар ».
В 1917 году, по просьбе монахов и мирян Тункинской долины , желавших перенести на новое место , хамбо-лама Агван Доржиев определил место его строительства у подножия горы Мундарга Тункинских гольцов . По завершении строительства жители окрестных сёл возвели для Доржиева, часто навещавшего дацан, личный дом.
В 1927 году дацан был закрыт. В 1930-х годах большинство священнослужителей было репрессировано. Всё имущество дацана было передано в колхозы им. Сталина и им. ЦК ВКП(б) Толтойского сельсовета ; несколько домов священнослужителей были переданы курорту «Аршан» . Основное здание дацана отошло колхозу села Галбай .
Личный дом Доржиева был вывезен в село Номто-Хобок под здание почты. В начале 1990-х по просьбе верующих колхоз «Восточные Саяны» передал этот дом новому дацану, восстанавливаемому в местности «Святая поляна» близ посёлка Аршан. В 1991 году дацан был освящён Данзан-Хайбзуном Самаевым , находившимся в должности настоятеля санкт-петербургского дацана Гунзэчойнэй , и получил имя «Бодхидхарма». На территории дацана были возведены две ступы , а бывший дом Доржиева стал главным храмом комплекса.
В 1999 году, с момента основания Самаевым ЦРО «Майдар», Хойморский дацан стал штаб-квартирой организации. Нынешний настоятель, Данзан-Даши Шаглахаев, избранный на должность в 1996 году, является одновременно и главой «Майдара».
Ещё до Октябрьской революции 1917 года, по настоянию Доржиева, в дацане были введены порядки, позднее получившие развитие в в 1920-е годы. Так, всё имущество дацана было признано коллективной собственностью коммуны монахов, насчитывавшей до 200 человек. Монахи вели собственное хозяйство. Помимо обязательной буддийской образовательной программы, в монастыре специально преподавался русский язык .
Дацан имел отличия и в ритуально-культовой практике; так, общебуддийский Майдари-хурал праздновался не 4-го, а 15-го числа (то есть в полнолуние) лунного месяца; причём в церемонии круговращения «зелёного коня», присутствующей в этом хурале, этот символ был заменён «белым слоном». Дацан отправлял и ежегодный ритуал поклонения «Престолу Чингис-хана » ( монг. Чингисийн ширээ ) в одноимённой местности Тункинской долины. Нынешний штат духовенства по возможности поддерживает эти традиции.