Interested Article - Аларский дацан

Ала́рский даца́н «Даши́ Чойнхорли́нг» ( бур. Алайрай дасан ) — буддийский монастырь ( дацан ) в посёлке Кутулик Аларского района Усть-Ордынского Бурятского округа Иркутской области . Относится к Буддийской традиционной сангхе России .

Дацан является старейшим буддийским комплексом традиции гелуг тибетского буддизма на территории Иркутской области .

История

История Аларского дацана начинается в 1809 году , когда в Хигинском улусе аларские буряты поставили походный шатёр, где проводили первые буддийские молебны.

По летописям, в 1811 году в возрасте 70 лет местный житель Василий Баймин отправился верхом на лошади к Хамбо ламе Гавану Ешижамсуеву с просьбой о создании дацана. Просьба его была удовлетворена. Более того, вместе с Байминым в Аларь прибыли ламы, привезшие с собой священные книги.

Сразу же началось строительство дацана, которое завершилось в 1814 году. Тогда же ламы провели обряд освещения нового храма. Сам Василий Баймин это событие уже не застал: он умер за год до этого. Стройку завершил его сын — Батор .

Здание дацана представляло собой 4-этажный дуган, опоясанный колоннами. На многие годы Аларский дацан был не только буддийским храмом, но и просветительским центром, где местные жители обучались русской, монгольской и тибетской грамоте.

Помимо главного храма Цогчен-дугана, при дацане были построены два сумэ (малый храм): Аюши и Цаган-Эбугэн .

В конце 1880-х годов в Аларском дацане служил будущий XII Пандито Хамбо Лама , известный во всём мире Даши-Доржо Итигэлов .

Неоднократно посещал дацан и цанид-хамбо лама Агван Доржиев .

К концу XIX века деревянный Цогчен-дуган сильно обветшал. Было решено не реставрировать его, а возвести новое здание. По замыслу архитекторов, дуган должен был сохранить прежние размеры, за исключением фасада, где планировалась галерея. Для долговечности решили построить каменный фундамент вместо старого деревянного. В 1893 году строительство нового дугана было завершено.

В 1894 году на территории дацана были высажены саженцы сосны, ели, кедра, и лиственницы. Учёный-востоковед и общественный деятель Цыбен Жамцарано , посетивший дацан в начале XX века, так описывает его:

«Построен (дацан) на ровном месте, деревянный, небольшого размера, продолговатой формы. Вокруг посажены деревья и образуют приличный садик. Особенно хорош садик на восточной стороне дацана, огороженный особо. Нынешний ширетуй (настоятель) с замечательной любовью ухаживает за садиком, который растет с удивительной быстротой. Здесь растут ель, кедры, пихты, лиственницы, яблони, черемухи, смородины, крыжовники и прочих цветов диких масса, как и во всей Алари... Впечатление от садика прекрасное, какое-то нежное, миленькое. С прошлого, 1902 года ламы стали разводить огород: картофель, капусту, горох, лук, редьку и т.д., всего понемножку для пробы и довольны»

К 1911 году штат Аларского дацана состоял из пяти лам. В 1914 году праздничными молебнами было отмечено столетие дацана.

В 1928 году , во время гонения на религию, Аларский дацан был закрыт. Здания храмов были разобраны на стройматериалы. Ламы были репрессированы .

Возрождение

В 2004 году Аларский дацан был заново открыт. В 2006 году воздвигнута первая буддистская ступа. В 2007 году восстановлен главный храм дацана — Цогчен-дуган.

16 июля 2015 года торжественно отметили 200-летие со дня основания Аларского дацана. На празднование прибыли XXIV Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев и другие ламы Буддийской традиционной сангхи России .

В настоящее время ширээтэ-ламой (настоятелем) Аларского дацана является Алдар Эрдэмович Долгоржапов .

Ширетуи (настоятели)

  1. 1814—1831 —? Кукчин (Кукчун)
  2. 1831—1857 — Чойван Самсонов (1796—?)
  3. 1857—1858 — Ганжур Чойванов (1834—?), сын Чойвана Самсонова , уехал на учёбу в Тамчинский дацан .
  4. и. о. 1858 — 1861 Балдан-Еши Доржиев (1831?—?) переведён в Гэгэтуйский дацан
  5. и.о. до 1861 — Вампил Балыков ,
  6. и.о. до 1861 — Цыренпил Гумпылов
  7. 1861—1880 — Ганжур Чойванов (1834—?), ушёл с должности из-за тяжёлой болезни
  8. 1880—1889 — Дамба Цырен Ишигэнов, написал прошение об увольнении с должности и переводе в гелуны .
  9. 1889—1890/1891? — Аюша Дылыков (1855?—?), переведён в Ацайский дацан
  10. 1890/1891?—1894 — Убаши Дымшеев
  11. 1894—1920 — Нанзан Найданов Гармаев (1867—?)
  12. 1920—до 1927? — Лубсан Ирбанов, сторонник обновленчества
  13. до 1927 — Содбо Назаров (1877—?), сторонник обновленчества , в ноябре 1932 года арестован в Анинском дацане , сослан в Нарын на 5 лет по ст. 58.10 ч.2
  14. 1927—1928 (как председатель совета дацана) — Лубсан Дагба Доржиев (1884—?), в 1928 дацан закрыт . В 1938 году Лубсан Доржиев работал в колхозе им Молотова в Бургултае , арестован НКВД БМАССР по обвинению по ст. 58-7, 58-10, 58-11, выпущен в феврале 1939 . В 1946 году избран Дид Хамбо Ламой (заместителем) по Иркутской области .

Примечания

  1. Монголизированное тибетское название
  2. . Дата обращения: 12 ноября 2022. 12 ноября 2022 года.
  3. Дата обращения: 6 ноября 2015. 21 ноября 2015 года.
  4. . Дата обращения: 6 ноября 2015. 14 июля 2015 года.
  5. . Дата обращения: 6 ноября 2015. 21 ноября 2015 года.
  6. . Дата обращения: 10 ноября 2022. 18 августа 2019 года.
  7. . Дата обращения: 10 ноября 2022. 16 апреля 2022 года.
  8. . Дата обращения: 10 ноября 2022. 10 ноября 2022 года.
  9. . Дата обращения: 10 ноября 2022. 10 ноября 2022 года.

Ссылки

Источник —

Same as Аларский дацан