Молитвы
- 1 year ago
- 0
- 0
Молитвы ( итал. Preghiere ) — сочинение Луиджи Даллапикколы для баритона и камерного ансамбля из 18 инструментов, написанное в 1962 году на стихотворения Мурило Мендеса (в переводе на итальянский ). Продолжительность около 9 минут. Посвящено в знак благодарности и дружбы факультету музыки заказавшего работу Калифорнийского университета в Беркли , куда Даллапиккола приглашался для чтения лекций по теории композиции. Премьера состоялась там же в Беркли 10 ноября 1962 года (дирижировал Герхард Самуэль , партию баритона исполнял Эдгар Джонс). Партитура опубликована издательством «Suvini Zerboni».
Произведение состоит из трёх частей:
Каждая из частей представляет собой молитву, как она понималась Мендесом. В центре сочинения образ «чудовищного колеса, перемалывающего души и тела», обратное движение которого, в соответствии с текстом второго стихотворения, музыкально оформлено ракоходом предшествовавшего ей материала, что типично для Даллапикколы. Поводом к выбору текстов послужило знакомство с Мендесом, читавшим одного время в Римском университете курс лекций о Данте . Личная встреча также была посвящена исключительно обсуждению Данте и стала залогом многолетней дружбы. Общение с Мендесом также вдохновило композитора позднее обратиться в своей музыке к Первому посланию к Коринфянам (см. « Слова Святого Павла »).
Сочинение было написано в период с конца августа до начала ноября 1962 года. Даллапиккола приступил к работе над «Молитвами» после завершения центральной сцены «Царство киммерийцев » оперы « Улисс », на которой было сосредоточено его внимание в 1960-е годы. «Молитвами» открывается серия работ религиозного содержания для голоса и ансамбля, которые составляют большую часть позднего периода творчества композитора.
Технически сочинение стоит особняком по сравнению с более ранними работами. Так, серия, которая полностью не излагается линейно вообще (даже в партии голоса), сконструирована, исходя из гармонических соображений (она способна порождать лишь ограниченное число аккордов); помимо основной серии, используются и две производных от неё.
Сочинение написано для баритона и камерного оркестра в составе: флейта ( флейта-пикколо ), гобой , английский рожок , кларнет-пикколо , кларнет , бас-кларнет , альт-саксофон , фагот , контрафагот , валторна , труба , челеста / фортепиано , вибрафон / ксилоримба , две скрипки , альт , виолончель , контрабас (пятиструнный).
Мировая премьера состоялась в Беркли 10 ноября 1962 года (дирижёр — Герхард Самуэль, баритон — Эдгар Джонс); европейская — в Лондоне, на BBC, 26 ноября 1963 года (дирижёр — Джон Карев, баритон — Джон Ширли-Куирк ); итальянская — в Милане, 20 января 1964 года (дирижёр — Этторе Грачис, баритон — Марио Базиола); немецкая — в Кёльне 19 марта 1965 года (дирижёр — Кристоф фон Донаньи , баритон — Дитрих Фишер-Дискау ; была сделана запись).
После мировой премьеры в Беркли Даллапиккола внёс ряд существенных изменений в партитуру. Вернувшись из США в Италию, не дожидаясь отправленной по почте партитуры, он приступил к реконструкции сочинения по памяти, добавив партии кларнета-пикколо и английского рожка из тембровых соображений, что послужило поводом к переосмыслению работы в целом и повлёкло её переработку: переписана была партия голоса в начале второй части, ряд фрагментов был транспонирован, местами были изменены метрические обозначения. На европейской премьере, состоявшейся в Лондоне, прозвучала уже скорректированная версия, которая и была затем опубликована. Нужно отметить, что такого рода переписывание текста уже после его исполнения для Даллапикколы было крайне нехарактерным.