Военно-воздушные силы Исламской Республики Иран
- 1 year ago
- 0
- 0
Состояние прав человека в Исламской Республике Иран подвергается критике со стороны иранцев, международных правозащитников , писателей и общественных организаций . Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций и Комиссия по правам человека осудили предыдущие и продолжающиеся нарушения в Иране в опубликованных критических статьях и нескольких резолюциях. Правительство критикуют как за ограничения и наказания, соответствующие конституции и законам Исламской Республики, так и за «внесудебные» действия государственных деятелей, такие как пытки, изнасилования и убийства политических заключенных, а также избиения и убийства диссидентов и других гражданских лиц . Смертная казнь в Иране остаётся предметом международной озабоченности.
Ограничения и наказания в Исламской Республике Иран, которые нарушают международные нормы прав человека, включают суровые наказания за преступления, наказание за преступления без потерпевших , такие как блуд и гомосексуализм , казнь правонарушителей моложе 18 лет, ограничения свободы слова и печати (в том числе тюремное заключение журналистов), а также ограничения свободы религии и равенства полов в Конституции Исламской Республики (особенно продолжающееся преследование бахаиев ).
Сообщается, что злоупотребления, выходящие за рамки законов Исламской Республики и которые были осуждены, включают казнь тысяч политических заключенных в 1988 году и широкое применение пыток для получения от заключенных и их товарищей отказа от своих слов на видео в пропагандистских целях . Также были осуждены подрывы редакций газет и нападения на политических протестующих со стороны «квазиофициальных репрессивных органов», особенно «Хезболлахи», а также убийства десятков оппонентов правительства в 1990-х годах, предположительно «изгоями» в правительстве.
По данным Human Rights Watch , ситуация с правами человека в Иране «заметно ухудшилась» при администрации президента Махмуда Ахмадинежада . После предвыборных протестов 2009 года поступали сообщения о пытках, изнасилованиях и даже убийствах протестующих , а также об арестах и массовых судебных процессах над десятками видных деятелей оппозиции, в ходе которых обвиняемые «зачитали признания, которые имели все признаки принуждения» . В октябре 2012 года Управление ООН по правам человека заявило, что иранские власти приступили к «жестокому преследованию» журналистов и правозащитников .
Официальные лица Исламской Республики ответили на критику, заявив, что Иран имеет «лучшие показатели в области прав человека» в мусульманском мире ; что он не обязан следовать «западной интерпретации» прав человека ; и что Исламская Республика является жертвой «предвзятой пропаганды врагов», которая является «частью более масштабного плана против исламского мира » . По мнению иранских чиновников, те, кого правозащитники называют мирными политическими активистами, которым отказывают в праве на надлежащую правовую процедуру, на самом деле виновны в преступлениях против национальной безопасности страны , а те протестующие, которые утверждают, что Ахмадинежад добился победы на выборах 2009 года нечестным путём, на самом деле являются частью поддерживаемого иностранцами заговора с целью свержения иранских властей .
По состоянию на 2019 год вопросы, вызывающие обеспокоенность Amnesty International , включали применение смертоносной силы, в результате которой погибло более 300 человек, для незаконного подавления ноябрьских протестов , произвольное задержание тысяч протестующих; приговоры к тюремному заключению и порке более 200 правозащитников; укоренившаяся дискриминация, пытки и другое жестокое обращение с этническими и религиозными меньшинствами; подавление женских кампаний против законов о принудительном ношении хиджаба .
Считается, что Исламская революция имеет значительно худшие показатели в области прав человека, чем свергнутая ею династия Пехлеви . По словам политического историка Ерванда Абрамяна, «в то время как в период с 1971 по 1979 год казнили менее 100 политических заключённых , в период с 1981 по 1985 год было казнено более 7900 человек… тюремная система была централизована и резко расширена … Тюремная жизнь резко изменилась. Хуже при Исламской Республике, чем при Пехлеви. Тот, кто выжил в обоих случаях, пишет, что четыре месяца под [надзирателем] Асадоллы Ладжеварди стоили четырёх лет под САВАКом . В тюремной литературе эпохи Пехлеви повторяющимися словами были: „скука“ и „однообразие“. В Исламской Республике это были „страх“, „смерть“, „ужас“ и чаще всего „кошмар“» . По оценкам военного историка Спенсера К. Такера , в период с 1980 по 1985 год от 25 000 до 40 000 иранцев были арестованы, 15 000 иранцев предстали перед судом и от 8 000 до 9 500 иранцев были казнены .
Подавляющее большинство убийств политических заключенных произошло в первое десятилетие существования Исламской Республики, после чего жестокие репрессии уменьшились С подъёмом иранского реформаторского движения и избранием умеренного президента Ирана Мохаммада Хатами в 1996 году были предприняты многочисленные шаги по изменению иранского гражданского и уголовного кодексов с целью улучшения ситуации с правами человека. Преимущественно реформистский парламент разработал несколько законопроектов, позволяющих расширить свободу слова, равенство полов и запретить пытки. Все они были отклонены или существенно смягчены Советом стражей и ведущими консервативными деятелями в иранском правительстве того времени.
По данным журнала The Economist :
Тегеранская весна десятилетней давности теперь уступила место мрачной политической зиме. Новое правительство продолжает закрывать газеты, затыкать рот инакомыслящим, а также запрещать или подвергать цензуре книги и веб-сайты. Мирные демонстрации и протесты эпохи власти больше не терпят: в январе 2007 года силы безопасности напали на бастующих водителей автобусов в Тегеране и арестовали сотни из них. В марте полиция избила сотни мужчин и женщин, собравшихся отметить Международный женский день .
Страна по опросу | Благоприятные | Неблагоприятные | Нейтральные | Разница |
---|---|---|---|---|
Израиль |
5%
|
92%
|
3 | -87 |
Иордания |
8%
|
89%
|
11 | -81 |
Испания |
7%
|
87%
|
6 | -80 |
Италия |
9%
|
87%
|
4 | -78 |
Бразилия |
11%
|
79%
|
10 | -68 |
Германия |
15%
|
78%
|
7 | -63 |
Франция |
19%
|
81%
|
0 | -62 |
США |
14%
|
76%
|
10 | -62 |
Япония |
15%
|
73%
|
12 | -58 |
Польша |
14%
|
67%
|
19 | -53 |
Чили |
16%
|
68%
|
16 | -52 |
Австралия |
17%
|
67%
|
16 | -50 |
Канада |
16%
|
66%
|
18 | -50 |
Аргентина |
10%
|
59%
|
31 | -49 |
Мексика |
13%
|
62%
|
25 | -49 |
Турция |
17%
|
64%
|
19 | -47 |
Великобритания |
17%
|
62%
|
21 | -45 |
ЮАР |
18%
|
57%
|
35 | -39 |
Китай |
23%
|
61%
|
16 | -38 |
Венесуэла |
22%
|
58%
|
20 | -36 |
Перу |
19%
|
48%
|
33 | -29 |
Республика Корея |
30%
|
56%
|
14 | -26 |
Палестина |
34%
|
57%
|
9 | -23 |
Филиппины |
33%
|
56%
|
11 | -23 |
Ливан |
41%
|
58%
|
1 | -19 |
Кения |
32%
|
50%
|
18 | -18 |
Украина |
26%
|
42%
|
32 | -16 |
Малайзия |
34%
|
47%
|
19 | -13 |
Уганда |
32%
|
43%
|
25 | -11 |
Нигерия |
33%
|
43%
|
24 | -10 |
Россия |
34%
|
44%
|
22 | -10 |
Буркина-Фасо |
25%
|
34%
|
41 | -9 |
Сенегал |
32%
|
39%
|
39 | -7 |
Индонезия |
36%
|
41%
|
23 | -5 |
Танзания |
29%
|
34%
|
37 | -5 |
Индия |
28%
|
28%
|
44 | 0 |
Вьетнам |
42%
|
35%
|
23 | 7 |
Гана |
44%
|
36%
|
20 | 8 |
Эфиопия |
27%
|
18%
|
55 | 9 |
Пакистан |
57%
|
16%
|
27 | 41 |
С момента основания Исламской Республики нарушения прав человека религиозных меньшинств были предметом резолюций и решений Организации Объединённых Наций и её органов по правам человека, Совета Европы , Европейского парламента и Конгресса США . Кроме того, неправительственные правозащитные группы, такие как Human Rights Watch , Amnesty International , Центр по правам человека в Иране, опубликовали отчеты и выразили обеспокоенность по поводу таких вопросов, как обращение с религиозными меньшинствами, условия содержания в тюрьмах, медицинское состояние заключенных , гибель заключённых (например: Вахид Саяди Насири ), массовые аресты антиправительственных демонстрантов .
В начале 1980 года Иран стал одной из немногих стран, в отношении которых когда-либо проводился расследование докладчиком ООН по стране в рамках Секции специальных процедур ООН . Четыре года спустя Комиссия ООН по правам человека назначила специального представителя по Ирану для изучения ситуации с правами человека, и по состоянию на 2001 год эту должность исполняли три человека . По данным Группы по правам меньшинств , в 1985 году Иран стал «четвёртой страной в истории Организации Объединённых Наций», которая была включена в повестку дня Генеральной Ассамблеи из-за «серьезности и масштабов этой ситуации с правами человека» . С 1984 по 2001 год Комиссия ООН по правам человека принимала резолюции о нарушениях прав человека в отношении религиозных меньшинств Ирана, особенно о преследовании бахаиев . Комиссия ООН по правам человека не приняла такую резолюцию в 2002 году, когда правительство Ирана направило приглашение «Рабочей группе ООН по произвольным задержаниям и Специальному докладчику по поощрению и защите права на свободу мнений и свободе выражения» посетить страны и расследовать жалобы. Однако, по данным организации Human Rights Watch , «когда эти чиновники все же посетили страну, обнаружили, что условия с правами человека являются плохими, и выпустили отчеты с критикой исламского правительства, правительство не только не выполнило их рекомендации, но и приняло ответные меры „в отношении свидетелей, которые дали показания экспертам“» .
В 2003 году принятие резолюций снова началось с того, что Канада выступила автором резолюции, критикующей «подтвержденные случаи пыток, забивания камнями в качестве метода казни и наказания, такие как порка и ампутации» в Иране, после смерти канадской гражданки иранского происхождения Захры Каземи в Иранской тюрьме . С тех пор резолюция принимается Генеральной Ассамблеей ООН каждый год .
Европейский Союз также раскритиковал ситуацию с правами человека в Исламской Республике, выразив обеспокоенность в 2005, 2007 и 6 октября 2008 года, представив послание послу Ирана в Париже, в котором выражалась обеспокоенность ухудшением ситуации с правами человека в Иране . 13 октября 2005 года Европейский парламент проголосовал за принятие резолюции, осуждающей игнорирование исламским правительством прав человека для своих граждан. Позже в том же году правительство Ирана объявило, что приостановит диалог с Европейским Союзом по вопросам прав человека в Иране . 9 февраля 2010 года Европейский Союз и США опубликовали совместное заявление, осуждающее «продолжающиеся нарушения прав человека» в Иране .
2 сентября 2020 года Amnesty International обвинила иранские власти в массовых нарушениях прав человека во время протестов 2019 года. Общенациональные протесты были вызваны ростом цен на топливо. Сообщается, что в ответ на протесты правительство привело к гибели сотен человек в результате преднамеренного применения смертоносной силы, а также к 7000 арестам. Согласно отчёту, среди задержанных были дети, которые подвергались избиениям, экстремальным температурам, стрессовым положениям и казни на электрическом стуле .
17 мая 2022 года пресс-секретарь Управления ООН по правам человека обратилась к Ирану с просьбой приостановить казнь шведско-иранского академика Ахмадрезы Джалали и смягчить его смертный приговор .
Одно из наблюдений, сделанных неправительственными источниками о состоянии прав человека в Исламской Республике, заключается в том, что репрессии не настолько суровы, чтобы иранская общественность боялась публично критиковать свое правительство перед незнакомцами . Гипотезу о том, почему нарушения прав человека в Исламской Республике не так серьёзны, как в Сирии, Афганистане (при Талибане ) или Ираке (при Саддаме Хусейне ), выдвинула американская журналистка Элейн Скиолино, которая предположила, что :
Шиитский ислам процветает благодаря дебатам и дискуссиям… Таким образом, свобода мысли и выражения имеет важное значение для системы, по крайней мере, в высших кругах религиозного руководства. И если муллы могут вести себя таким образом между собой в таких местах, как священный город Кум , как можно сказать остальной части современного общества, что оно не может думать и исследовать мир опыта самостоятельно?
Другая гипотеза, предложенная иранцами (Акбар Ганджи, Арзу Осанлоо, Хуман Маджд), заключается в том, что «понятия демократии и прав человека укоренились среди иранского народа», что делает «гораздо более трудным для правительства совершать преступления», чем это делало правительство шаха . Описывая период реформ во время президентства Мохаммада Хатами, ирано-американский академик Арзу Осанлоо отмечает, что «либеральные представления о правах сегодня почти гегемонистны в Иране» . Иранские спецслужбы «должны были арестовать любого, кто плохо отзывается о правительстве в частном порядке, они просто не успевали строить камеры достаточно быстро, чтобы содержать заключённых» .
Иранские официальные лица не всегда были согласны с состоянием прав человека в Иране. В апреле 2004 года президент-реформатор Мохаммад Хатами заявил, что «у нас определённо есть политические заключенные [в Иране] и… люди, которые сидят в тюрьме за свои идеи». Однако два дня спустя ему возразил глава судебной власти аятолла Махмуд Хашеми Шахруди , заявивший, что «у нас нет политических заключенных в Иране», поскольку иранское законодательство не упоминает такие правонарушения… «Мир может рассматривать определённые дела по их характеру, как политические преступления, но поскольку у нас нет закона на этот счет, они считаются обычными правонарушениями» .
Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад и другие правительственные чиновники положительно сравнили ситуацию с правами человека в Иране с другими странами, особенно со странами, которые критиковали ситуацию с Ираном . В своей речи в 2008 году он ответил на вопрос о правах человека, заявив, что в Иране меньше заключенных, чем в США, и «ситуация с правами человека в Иране относительно хорошая, по сравнению… с некоторыми европейскими странами и Соединенными Штатами» .
В своем выступлении в Организации Объединённых Наций в 2007 году Ахмадинежад прокомментировал права человека только для того, чтобы сказать, что «определенные державы» (неназванные) виновны в их нарушении, «создавая тайные тюрьмы, похищая людей, проводя судебные процессы и тайные наказания без какого-либо учёта надлежащей правовой процедуры» . Должностные лица Исламской Республики также критиковали нарушения Израилем прав человека палестинцев .
По словам Резы Афшари, позиция Исламской Республики относительно универсальности прав человека основана на утверждении, что религия является «высшим культурным принципом». Таким образом, правительственные идеологи ставят под сомнение универсальность прав человека, а Али Хаменеи призывает функционеров отвергнуть «западное представление о правах человека». По словам Афшари, чиновники делают упор на «человеческих», а не на правах, с целью обрести «истинного» человека («помнящего о присутствии Бога и боящегося божественных предписаний»), прежде чем их права будут рассмотрены. Цель состоит в том, чтобы создать «идеального человека», что «резко контрастирует с целью западного либерализма, создавшего нормальных людей» .
Конституция Исламской Республики Иран была принята на референдуме 2 и 3 декабря 1979 года и в неё были внесены поправки 28 июля 1989 года .
Конституцию назвали «гибридом» «теократических и демократических элементов». Как и во многих демократических конституциях, в ней есть статьи, наделяющие мандатом президента и законодательный орган, а также регулярные всеобщие выборы для заполнения их мест (статья 6) . Также, как и большинство современных светских конституций, она призывает к правам своих граждан — равным правам для женщин (статья 20) и защите их прав (статья 21); свобода выражения мнений (статья 23); свобода печати и коммуникации (статья 24), свобода объединений (статья 27); свобода религиозных меньшинств (при условии, что они зороастрийцы, иудеи или христиане) «исполнять свои религиозные обряды и церемонии» .
В отличие от большинства конституций, она наделяет суверенитетом Бога (статьи 1-2); он уполномочивает назначенные руководящие органы ( Верховного лидера и Совет стражей ), которые контролируют и подчиняют избранного президента и законодательный орган/меджлис (статьи 107—112) . А его статьи, декларирующие права женщин, свободу выражения мнений, общение и ассоциации, прессу — сопровождаются модификаторами, такими как «в пределах закона», «в пределах предписаний ислама», «если они не нападать на принципы ислама», «если в Законе не указано иное», «пока это не противоречит заповедям ислама» — то, что один учёный называет « зловещей Уловкой-22 » .
Эти принципы/ограничения/предписания ислама, которые отличались от принципов Всеобщей декларации прав человека , включали:
Для категории правонарушений, известных в шариате как хадд (нарушение «прав Бога» с «фиксированным наказанием») , иранский уголовный кодекс предусматривает такие наказания, как смертная казнь через повешение, забивание камнями или обезглавливание . Менее тяжкие преступления наказываются ампутацией или бичеванием. (Преступления этой категории включают прелюбодеяние, употребление алкоголя, кражу со взломом или мелкую кражу, восстание против исламской власти, отступничество и гомосексуальные связи .)
Нехудудские преступления против тела (телесные повреждения) или против личности (убийство), такие как убийство или изнасилование, считаются «частными» преступлениями в шариате в том смысле, что жертва или семья жертвы могут реализовать право на возмездие (Кисас, также известное как «Око за око») или получить «кровавые деньги» (Дийя или Закон Талиона) . Умышленное телесное повреждение или убийство, «повлекшее ампутацию органов тела, нанесение ран и ослепление, имеет право требовать возмездия, а смертная казнь может быть назначена в качестве возмездия за умышленное убийство по требованию наследников потерпевшего — за исключением супруга». Случайные или полунамеренные действия, которые приводят к телесным повреждениям или смерти, или в случаях, когда они были совершены умышленно, но приговор возмездия не мог быть вынесен, подпадают под определение «кровавых денег» (дийя) . Четвёртая категория — это Тазират или дискреционное наказание, и включает любое действие, считающееся греховным или запрещённым согласно исламскому праву, которое не было включено в другие три категории . «Подавляющее большинство» правонарушений в иранской судебной системе «связано с преступлениями Тазирата» В Иране, по крайней мере, в ранних кодексах Тазирата (в 1983 году) дореволюционные наказания, такие как штраф и тюремное заключение, были заменены «шариатским наказанием в виде порки» .
Все эти категории проблематичны в глазах правозащитных групп, а напряжённость между сторонниками шариата и международным и внутренним давлением отражена в заявлении генерального прокурора Ирана Мохаммеда Джафара Монтазери от 17 января 2019 года: «К сожалению, чтобы не быть осуждённым из-за вопросам прав человека в Организации Объединённых Наций, мы отказались от некоторых божественных законов» .
Ампутация . По древнейшим законам шариата ампутация является наказанием для воров. Статья 201 Исламского уголовного кодекса предусматривает наказание за ограбление в первый раз — ампутацию четырёх пальцев правой руки вора; при втором осуждении — левая нога вора (и в третий раз подсудимого приговаривают к пожизненному заключению) . Адвокаты отмечают, что «трудно, если вообще возможно… ходить, даже с тростью или костылями», когда правонарушитель потерял правую руку и левую ногу. Такова была судьба, например, пяти осужденных грабителей в провинции Систан-Белуджистан в январе 2008 года, по данным информационного агентства ISNA . Ампутация достаточно широко распространена в ИРИ, и в период с 2000 по 2020 год её применяли как минимум к 129 правонарушителям (по данным Центра Абдоррахмана Боруманда) . 3 декабря 2020 года Amnesty International опубликовала подробный аналитический отчёт, в котором призвала иранские власти отказались от планов ампутировать пальцы шести мужчинам, осуждённым за грабеж, после несправедливых судебных процессов и признаний, основанных на пытках. Власти и тюремные чиновники провинции Урумия готовятся привезти в тюрьму гильотину , чтобы ампутировать пальцы шести заключённым . Другая критика наказания заключается в том, что жертвы «больше не могут легко застегивать одежду или выполнять повседневную работу», а если они воровали из-за бедности, потеря функционирующей руки увеличивает их финансовые потребности .
Забивание камнями до смерти . Забивание камнями является формой казни только за одно преступление в Иране — прелюбодеяние . Сообщается, что с 1980 по 2009 год в Иране до смерти забили камнями 150 человек, но в 2002 году власти наложили мораторий на эту форму казни По состоянию на 2018 год в Иране женщин по-прежнему приговаривали к забиванию камнями . Шариат прямо утверждает, что используемые камни должны быть достаточно большим, чтобы не убить его слишком рано, но и не маленькими .
Порка . По мнению Amnesty International, порка «приравнивается» к пытке . В ИРИ она служит наказанием за различные преступления — кражу, нападение, а также «участие в мирных протестах, вступление во внебрачные отношения, посещение смешанных вечеринок и употребление алкоголя» . В период с 2000 по 2020 год в ИРИ (по данным Центра Абдоррахмана Боруманда) порке подверглись не менее 2134 человек (в том числе 17 в возрасте до 18 лет) .
Ослепление . В соответствии с шариатской политикой кисаса (возмездия) в Иране произошёл по крайней мере один случай наказания в виде ослепления, когда мужчине выкололи глаз после осуждения за то, что он плеснул кислоту в лицо женщине. Наказание было названо варварским .
В августе 2021 года взломы правительственных камер наблюдения выявили постоянные избиения и таскания заключённых персоналом .
Иранское законодательство не предоставляет женщинам одинаковые права с мужчинами во всех областях права . Верховный лидер аятолла Али Хаменеи заявил, что гендерное равенство было «одной из самых больших ошибок западной мысли» .
В законе о наследстве Исламской Республики есть несколько случаев, когда женщина имеет право на половину наследства мужчины .