Interested Article - История Хайфы

Вид на нижний город и Хайфский залив .

История Хайфы восходит к III веку до нашей эры . Местность, где расположена Хайфа, в разное время находилась под управлением таких народов, как: хананеи , израильтяне , римляне , византийцы , арабы , крестоносцы , курды , мамлюки , турки османы и британцы. В настоящее время Хайфа является крупным городом в Израиле со смешанным населением, в котором значительная часть приходится на арабских граждан Израиля .

Ранняя история

Первобытное общество: Левантийский коридор

Левант

Территория современной Хайфы находится в районе горы Кармель в Левантийском коридоре , который сыграл важную роль в изучении эволюции человека и выхода его из Африки . Весь Левантийский коридор представлял собой сухопутный путь миграции растений, животных и людей между Евразией и Африкой . Люди населяли местность Левантийского коридора с доисторических времен , поэтому территория современной Хайфы и её ближайших окрестностей изобилует пещерами на горе Кармель , в которых были найдены многочисленные археологические находки , как правило, вследствие строительства современной Хайфы. Так, в 1927 году британскими мандатными властями в Палестине при строительстве хайфского порта было принято решение вместо запланированной (~20 км к югу от Хайфы ) каменоломни сохранить древние пещеры и провести раскопки под руководством британской женщины-археолога Дороти Гаррод . Открытия Дороти Гаррод спасли особенно важный, с точки зрения понимания эволюции человека , археологический памятник Нахаль Меарот , в 2012 году, через 90 лет после её раскопок, признанный объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО . Археологические находки в пещерах На́халь Меаро́т свидетельствуют о непрерывном заселении на протяжении 500 тысяч лет, делая этот археологический объект ключевым для хроно-стратиграфической схемы человеческой истории в целом и истории Ближнего Востока в частности . Самые нижние слои раскопок соответствуют периоду каменного века, палеолита , и связаны с вымершей, параллельной людям на уровне г оминид , ветви человека — неандертальцах . Хронологию развития человечества отражают такие артефакты Нахаль Меарот, как предметы :

  • первой человеческой культуры, покинувшей Африку — ашельской (500 −200 тыс. лет)
  • мустьерской культуры (250-45 000 лет, в рамках которой неандертальцы и люди сосуществовали вместе в пещерах Нахаль меарот, что является уникальной археологической находкой)
  • ориньякской и ахмарской культуры(40—20 тысяч лет)
  • натуфийской культуры (15 000—11 500 лет).

В 12 км южнее Хайфы находится Пещера Мислия , культурно и хронологически эквивалентная пещерам Нахаль Меарот . В пещере Схул были найдены фоссилии гоминидов , относящихся к виду Homo sapiens , что делает эти останки ( гоминиды группы Схул-Кафзек ) одними из старейших этого вида в Евразии .

Непосредственно в пределах современной Хайфы, в , были обнаружены находки кебарской культуры (18 000-15 000 лет до нашей эры) охотников-собирателей нашего вида ( Homo sapiens ) конца последнего ледникового периода .

На территории современного микрорайона Наве-Шеанан были найдены следы древнего человека в пещерах .

С целью систематизации археологического материала в Хайфе, в 1962 году , был создан «Музей праистории им. М.Штекелиса» с исследовательским отделом .В 1988 году был создан «Институт археологии им. Зинмана» при Хайфском университете с целью проведения спасательных раскопок не только в Хайфе и её окрестностях, но и по всему cеверу Израиля .

Древний мир (до V века н. э.)

Неолит (11500—4000 лет до н. э.)

В пещерах Нахаль Меарот , входящих в состав земель западной части Плодородного полумесяца , были найдены признаки начала неолитической революции (переход человечества от охоты и собирательства к земледелию) . В 10 км южнее Хайфы, в 300—400 м от берега Средиземного моря было обнаружено древнее затопленное неолитическое поселение Атлит-Ям —самое раннее известное свидетельство существования агроскотоводческой и морской системы жизнеобеспечения (средиземноморская рыбацкая деревня) на левантийском побережье . Сложную генетическую историю древних земледельцев изучали по останкам из разных мест Израиля, в том числе и из , расположенной на горе Кармель возле Хайфы и давшей важные сведения о начальном периоде одомашнивания растений и животных самыми первыми земледельцами и одном из самых ранних мест производства пива (кашеобразное пиво 11 тысячелетия до нашей эры) . В пещере , на горе Кармель, в 10 км к югу от Хайфы, в ходе строительства дороги, были обнаружены в ходе раскопок, наряду с кебарской (верхний палеолит ) и натуфийской культурой ( мезолит ), также и докерамическая неолитическая промышленность A и B . Была обнаружена также затопленная керамика эпохи неолита, а в ямах— самое старое (7100-6300 лет) известное свидетельство извлечения оливкового масла на якорных стоянках у побережья современной Хайфы ( , Кфар-Галим, Тель-Хрейз, Мегадим, Неве-Ям) .

Непосредственно в пределах современной Хайфы (западная Хайфа), в , были обнаружены временные стоянки керамического периода неолита перед появлением постоянных поселений .

Медный век: Ханаан

К медному веку территория современной Хайфы принадлежала Ханаану , который следующие 2—3 тысячи лет находился под протекторатом более развитого Древнего Египта .

Гора Кармель, 1894 г.
Карта района Тель-Абу-Хуам .

Бронзовый век (3800—1200 год до н. э.): Шикмона и Тель-Абу-Хуам

Небольшой портовый город Тель-Абу-Хуам существовал в районе Хайфы в эпоху поздней бронзы ( XIV век до н. э. ) . Географ VI века до н. э. Скилак описывает город «между заливом и мысом Зевса» ( гора Кармель ) в персидский период . Город был перенесен на новое место, расположенное к югу от территории , в эллинистический период, после того как старый порт был заилен , о чём свидетельствуют археологические раскопки . Гора Кармель и река Кишон также упоминаются в Библии . Пещеру на вершине горы Кармель, известную как «Пещера Илии» связывают с пророком Илией и его учеником Елисеем . На арабском языке самая высокая вершина хребта Кармель называется «Эль-Мухрака», или «место сжигания», что объясняется всесожжениями и жертвоприношениям на этой вершине холма в ханаанские и ранние израильские времена . С Эль-Мухракой связывают .

Античный период: Хайфа

Многие исследователи полагают, что название «Хайфа» относится к поселению, остатки которого были обнаружены на территории, лежащей в пределах от современной больницы Рамбам до еврейского кладбища на улице Яффо . Жители занимались рыболовством и сельским хозяйством, функционировал порт , принимающий группы людей, которые в конечном итоге поселились в городе . Считается, что до того, как персы пришли в этот район в 600 г. н. э., население Хайфы было широко рассредоточено по территории .

Город впервые упоминается в талмудической литературе примерно в III веке нашей эры как небольшая рыбацкая деревня, в которой находится дом раввина Авдимоса и других еврейских ученых . Эллинизированное население , проживавшее вдоль побережья, в это время занималось торговлей . Город Хайфа был расположен отдельно от города Шикмона , главного еврейского города в этом районе в то время и центра производства традиционной краски Техелет , используемой для храмовой одежды еврейских священников .

Под властью Византии Хайфа продолжала развиваться, хотя порт Хайфы имел меньшее значение, чем порт Акры .

Средневековая эпоха

Византийское правление закончилось в VII веке , когда город был завоеван сначала персами , а затем арабами в 640-х годах. Во время раннего арабского правления порт Хайфы игнорировался в пользу порта Акко . При халифате Рашидун Хайфа начала развиваться, а в IX веке при халифате Аббасидов Хайфа установила торговые отношения с египетскими портами, в городе работало несколько верфей, жители были заняты торговлей и морской торговлей. Производство стекла и красителей из морских улиток были самыми прибыльными отраслями города .

Насир-и-Хрсров , посетив город в 1047 году, отметил, что «Хайфа лежит на берегу моря, и здесь много пальмовых садов и деревьев. В этом городе есть корабелы , которые строят очень большие суда» .

В 1100 году город был завоеван крестоносцами после ожесточенной битвы с его еврейскими жителями и сарацинским гарнизоном . Под властью крестоносцев город был частью Галилейского княжества, пока в 1265 году его не захватили мамелюки .

Орден кармелитов был основан и назван в честь горы Кармель в XII веке . Кармелиты построили здание на вершине Кармель, которое было потом превращено в мечеть , опять стало монастырем и больницей . В XIX веке здание было реконструировано, как монастырь кармелитов, а находящаяся там пещера, действующая как склеп монастыря, почиталась, как пещера Илии.

Османская эпоха

Раннее поселение темплеров

В 1761 году Захир аль-Умар , арабский правитель Акко и Галилеи , разрушил старый город Хайфы («Хайфа Эль-Атика») и основал город на новом месте, окружив его стеной , тем самым начав современную эру города. После смерти Захира в 1775 году город оставался под властью Османской империи до 1918 года, за исключением двух коротких периодов: в 1799 году Наполеон Бонапарт завоевал Хайфу в рамках своего неудачного похода на Палестину и Сирию , но в том же году отступил; а между 1831 и 1840 годами правил египетский наместник Мехемет Али после того, как его сын Ибрагим-паша вырвал контроль у османов .

В годы, последовавшие за египетской оккупацией, население и значение Хайфы росли, в то время как Акко приходил в упадок. В 1859 году российское правительство выбирает Хайфу для строительства нового порта и строит 30-метровую пристань, позволяющую принимать крупные суда . Тогда же были построены две башни-маяка для защиты от пиратов .

Поворотным моментом в развитии Хайфы стало прибытие в 1868 году немецких храмовников , поселившихся на территории, которая сейчас известна как немецкая колония . Храмовники построили паровую электростанцию, открыли фабрики и начали осуществлять перевозки в Акко , Назарет и Тверию .

В конце XIX века север страны приобрел важное значение для Веры бахаи , так останки Баба были сначала перенесены в Акко , а в 1909 году — в Хайфу , где Абдул-Баха возвел для этой цели усыпальницу на горе Кармель. Хайфа остается важным местом поклонения, паломничества и управления для бахаев. Всемирный центр бахаи (включающий Усыпальницу Баба , сады с террасами и административные здания ) находится на северном склоне горы Кармель . Расположение святых мест бахаи в Хайфе связано с изгнанием основателя религии Бахауллы в район Хайфы/ Акки во время османского владычества над Палестиной . Святые места бахаи являются самой посещаемой туристической достопримечательностью Хайфы.

В 1913 году мэром города становится араб Хасан Шукри , в его честь названа в Хайфе, на которой в 1942 году было построено .

В начале XX века первые мусульмане- ахмади мигрировали в Кабабир , небольшой пригород Хайфы. На протяжении многих лет община развивалась, она транслирует свои программы на арабский мир через канал MTA 3 из Хайфы. Кабабир также известен своей мечетью Махмуд, уникальной архитектурной достопримечательностью .

XX век

Хайфа 1950-х годов с видимыми руинами войны 1948 года.

В начале XX века Хайфа превратилась в промышленный портовый город, были построены Хиджазская железная дорога и технологический университет Технион Хайфском округе проживало ~ 20 000 жителей, 96 % из них арабы (82 % — мусульмане и 14 % — христиане) и 4 % — евреи. По мере увеличения алии количество еврейского населения возрастало. К 1945 году арабов было 53 % (33 % мусульман и 20 % христиан) и евреев 47 % . Перепись 1922 года зафиксировала наличие в Хайфе 25 тыс. человек, из них 9 тыс. мусульман, немного меньше арабов-христиан и более 6 тыс. евреев. По переписи 1931 года в городе проживало 50 403 человека, в том числе около 20 000 мусульман, 15 923 еврея и около 14 000 христиан.

В 1933 году к терминалу Хайфского порта был проложен нефтепровод из Ирака, к северу от Хайфы был построен нефтеочистительный завод (завершение строительства в 1944 году) . В 1940—42 году, во время Второй мировой войны , Хайфский НПЗ являлся целью для итальянских лётчиков, но был успешно защищён.

С железнодорожного вокзала Хайфы (Хайфа восточная) становится возможным добраться в Каир (Африка), Дамаск (Азия), Стамбул (Европа) .

Государство Израиль

В 1947 г. население составляло 70 910 арабов (41 000 мусульман и 29 910 христиан) и 74 230 евреев. Христиане принадлежат в основном к греческой православной церкви ( арабской православной церкви). Хайфа была определена как часть еврейского государства в Плане раздела ООН 1947 года, в котором предлагалось разделить подмандатную Палестину на два государства . В декабре 1947 года еврейская военизированная группировка « Иргун » бросила две бомбы в группу арабов, ожидавших начала работы на стройке за пределами Объединенного нефтеперерабатывающего завода в Хайфе, в результате чего 6 человек погибли и 42 получили ранения. Вспыхнули беспорядки, в ходе которых 2000 арабских служащих убили 39 своих еврейских коллег в ходе так называемой резни на нефтеперерабатывающем заводе в Хайфе . В ответ было совершено нападение евреев на арабскую деревню Балад аль-Шейх 31 декабря 1947 года. Контроль над Хайфой, крупным промышленным портом страны, был важнейшей задачей во время .

21 апреля 1948 года британцы ушли из большей части города, но сохранили при этом контроль над портовыми сооружениями.

23 апреля 1948 года город был захвачен бригадой Кармели Хаганы . Большая часть мусульманского населения бежала через порт, контролируемый британцами. Однако к июню 1948 года в городе все ещё проживало 2000 христиан и 1300 мусульман. К концу июня оставшиеся британские силы покинули Хайфу.

В 1949 году перестал действовать нефтепровод из Ирака в Хайфу, нефтеперерабатывающие заводы перешли на сырьё, доставляемое танкерами.

В пятидесятые годы XX века, в Хайфу прибыла значительное количество репатриантов из Марокко , которых поселили в бывшем мусульманском районе . В 1959 году социальная напряжённость в Вади-Салиб привела к беспорядкам . В 1953 году население Хайфы достигло 153,5 тыс. человек , а в 1954 году на реке Кишон был выстроен вспомогательный порт и открыта судоверфь . Развитие порта вызывало приток рабочей силы и рост населения, так в 1959 году в Хайфе был открыт единственный в Израиле подземный фуникулер Кармелит , в 1967 году население города выросло до 210 тыс. человек, причём к концу 60-х гг. в порту работало 10 % населения .

В 1970 году на южном въезде в Хайфу началось строительство комплекса высокотехнологических компаний МАТАМ , ставшего одним из первых комплексов Израильской кремниевой долины .

До конца 1970-х годов основная коммерческая активность в городе была сосредоточена вокруг порта и в соседнем районе — Хадаре, но развитие автотранспорта привело к упадку этого района и развитию торговых центров на периферии, особенно в районе « Чек-поста » . В 1970-е-1980-е годы роль города как промышленно-транспортного центра понизилась, в том числе из-за развития ашдодского порта . В 1990-е, во время Большой алии , город принял больше всего репатриантов из стран СНГ .

В 1977 году Марша Фридман с четырьмя другими активистками феминистского движения основала в Хайфе первое в Израиле убежище для женщин , пострадавших от насилия .

XXI век

В начале 2000-х годов, во время интифада Аль-Аксы , в городе было совершено несколько крупных терактов, а в 2006 году, во время Второй ливанской войны , город пострадал от ракет Хезболлы .

В 2010-е годы был введен в эксплуатацию Кармельский тоннель , пущен Метронит . Началось заселение нового микрорайона района Западная Хайфа — (2014). В 2016 году был принят план развития города до 2025 года .

В 2020-е была введена в строй новая канатная дорога Ракавлит .


По данным Центрального статистического бюро Израиля в настоящее время в Хайфе проживает около 285 316 человек (2020).

Археология

В 2020 году археологи из Института морских исследований Леона Реканати при Хайфском университете обнаружили 25-метровый корабль, датируемый XII веком. На корабле была обнаружена самая большая коллекция византийской и ранней исламской керамики в Израиле . Было обнаружено множество надписей как греческими , так и арабскими буквами, имя Аллаха и многочисленные христианские кресты, в том числе 103 амфоры шести типов, из которых два типа ранее никогда не обнаруживались.

См. также

Примечания

  1. Israel Hershkovitz. // Science . — 2018. — 26 января ( т. 359 , № 6374 ). — С. 456—459 . — doi : . 8 августа 2023 года.
  2. Dov Zviely, Ehud Galili, Avraham Ronen, Amos Salamon, Zvi Ben-Avraham. (англ.) // Quaternary Research : журнал. — 2009. — 2 March ( vol. 71 , no. 2 ). — P. 239—245 . — doi : .
  3. Егор Антонов. . . Наука и жизнь . Дата обращения: 5 августа 2023. 18 февраля 2023 года.
  4. (англ.) . . Дата обращения: 5 августа 2023. 17 июля 2023 года.
  5. . . Дата обращения: 5 августа 2023. 2 августа 2023 года.
  6. (англ.) . . Дата обращения: 5 августа 2023. 8 мая 2016 года.
  7. (англ.) . сайт Юнеско (2012). Дата обращения: 22 апреля 2022. 28 апреля 2021 года.
  8. Frumkin, Amos; Weinstein-Evron, Mina. (англ.) // Zeitschrift für Geomorphologie, Supplementary Issues : журнал. — 2021. — 12 March ( vol. 62 , no. 3 ). — P. 283—300 . — doi : . 2 августа 2023 года.
  9. Sharon Udasin. (англ.) . (29 июня 2012). Дата обращения: 5 августа 2023. 2 августа 2023 года.
  10. (англ.) .
  11. , с. 295-296.
  12. (ивр.) . Давар ⁩ (16 февраля 1962).
  13. , с. 316.
  14. (англ.) . Дата обращения: 5 августа 2023. 1 августа 2023 года.
  15. Ehud Galili and Baruch Rosen, 2011, Israel Antiquities Authority, 6 июня 2011 года.
  16. איתי בלומנטל. (ивр.) . Ynet (25 июля 2016). Дата обращения: 5 августа 2023. 19 января 2023 года.
  17. Maher, L. A., Richter, T., & Stock, J. T. The Pre‐Natufian Epipaleolithic: Long‐term behavioral trends in the Levant. (англ.) // Evolutionary Anthropology: Issues, News, and Reviews : журнал. — 2012. — No. 21(2) . — P. 69—81 . — doi : .
  18. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  19. Encyclopedia Judaica, Haifa, Keter Publishing, Jerusalem, 1972, vol. 7, pp. 1134—1139
  20. . University of Haifa . Дата обращения: 25 января 2008. Архивировано из 26 февраля 2008 года.
  21. 1Цар.
  22. . HighBeam Encyclopedia (Colombia Encyclopedia). Дата обращения: 20 марта 2008. 19 февраля 2008 года.
  23. . Дата обращения: 31 января 2023. 18 октября 2011 года.
  24. . Tour-Haifa.co.il. Дата обращения: 20 января 2008. Архивировано из 15 апреля 2008 года.
  25. . Jewish Virtual Library . Дата обращения: 20 января 2008. 10 декабря 2007 года.
  26. . Дата обращения: 9 апреля 2008. 12 октября 2007 года.
  27. Haifa, The Guide to Israel, Zev Vilnay, Jerusalem, 1970, p.382
  28. Negev, Avraham. / Avraham Negev, Gibson, Shimon. — Continuum International Publishing Group, January 2005. — P. 213. — ISBN 978-0-8264-8571-7 .
  29. Clifford Edmund Bosworth. . — Illustrated. — BRILL, 2007. — P. 149–151. — ISBN 9789004153882 .
  30. . The Haifa Foundation
  31. . . The pilgrimage of Saewulf to Jerusalem. The pilgrimage of the Russian abbot Daniel.] / Le Strange, Guy. — London : , 1897. — P. - .
  32. Carmel, Alex. The History of Haifa Under Turkish Rule. — 4th. — Haifa : Pardes, 2002. — P. 14. — ISBN 965-7171-05-9 . (translated from Hebrew)
  33. . Tour-Haifa.co.il. Дата обращения: 15 февраля 2008. 15 апреля 2008 года.
  34. . Carmelite.org.uk. Дата обращения: 20 марта 2008. Архивировано из 10 мая 2013 года.
  35. . Tour-Haifa.co.il. Дата обращения: 15 февраля 2008. 15 апреля 2008 года.
  36. . Tour-Haifa.co.il. Дата обращения: 15 февраля 2008. 15 апреля 2008 года.
  37. , с. 11.
  38. . University of Haifa . Дата обращения: 27 января 2008. Архивировано из 15 апреля 2008 года.
  39. . Baháʼí International Community. Дата обращения: 20 марта 2008. 18 марта 2008 года.
  40. נילי גולד. (ивр.) . www.haaretz.co.il (15 января 2016). Дата обращения: 11 мая 2022. 11 мая 2022 года.
  41. . tour-haifa.co.il. Дата обращения: 20 января 2011. 20 июня 2010 года.
  42. Supplement to a Survey of Palestine (p. 12-13) which was prepared by the British Mandate for the United Nations in 1946-47.
  43. Seikaly, May (2002) Haifa: Transformation of an Arab Society 1918—1939 I.B.Tauris, ISBN 1-86064-556-9
  44. , с. 12.
  45. , с. 13.
  46. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  47. אנציקלופדיה «מפה» ‏‎ (иврит) . — מפה, 2000. — Т. 3. — С. 67—77. — ISBN 965-7009-92-8 .
  48. Хайфа // Фусе — Цуруга. — М. : Советская энциклопедия, 1957. — С. 29—30. — ( Большая советская энциклопедия : [в 51 т.] / гл. ред. Б. А. Введенский ; 1949—1958, т. 46).
  49. Plaut P, Plaut S. (англ.) // Journal of Real Estate Research. — 2003. — Vol. 25 , no. 4 . — P. 557—76 . 1 августа 2023 года.
  50. Nati Gabbay. (англ.) (3 марта 2022). Дата обращения: 11 августа 2023. 11 августа 2023 года.
  51. מאיה בואנוס. (ивр.) (25 ноября 2020). Дата обращения: 11 августа 2023. 11 августа 2023 года.
  52. , p. 33.
  53. (ивр.) . Дата обращения: 4 августа 2023.
  54. (ивр.) . www.haifa.muni.il . עיריית חיפה (2022). Дата обращения: 27 июля 2023.
  55. Alfi Eliyahu Shauli. (англ.) . . Глобс (8 ноября 2016).
  56. . Новая хайфская канатка стала туристической достопримечательностью, и конкуренты в ярости (24 августа 2022).
  57. . The Jerusalem Post | JPost.com . Дата обращения: 12 августа 2020. 11 августа 2020 года.
  58. (амер. англ.) . All That's Interesting (3 августа 2020). Дата обращения: 12 августа 2020. 22 сентября 2020 года.
  59. Cvikel, Deborah (2020-03-01). "The Late-Antique Ma'agan Mikhael B Shipwreck, Israel". Near Eastern Archaeology . 83 (1): 30—37. doi : . ISSN .

Литература

  • Cities of the Middle East and North Africa , ABC-CLIO
  • חיפה - 100 שנות עשייה בחיפה רבתי 1906-2006 ‏‎ (иврит) / עמוס כרמלי. — הוצאת פרסום ניר, 2006.
  • Юрий Полторак. . — Израиль, Хайфа: "G.M.C.", 2016. — 317 с. — ISBN 978-965-555-951-4 .
Источник —

Same as История Хайфы