Камерный балет
- 1 year ago
- 0
- 0
Корсар — классический балет на приключенческую тему из жизни корсаров , поставленный на музыку композиторов Адольфа Адана , Лео Делиба , Рикардо Дриго , Цезаря Пуни , хореографию к которому создали Жюль Перро и Мариус Петипа .
Первое представление состоялось 23 января 1856 года в Парижской Опере .
До Адана поэму Байрона на музыкальную сцену переносили и другие композиторы; в частности Дж. Верди сочинил одноимённую оперу в 1848 году.
Первая известная балетная постановка под аналогичным названием прошла в театре Ла Скала в Милане в 1826 году в хореографии итальянского балетмейстера Джованни Гальцерани (ит.: Giovanni Galzeran). Каталог Итальянского балета упоминает другую постановку 1830 года, остававшуюся в репертуаре вплоть до 1842 года; композитор этих балетов неизвестен. В 1837 году в Королевском театре в Лондоне французский хореограф Альберт поставил свою сценическую версию балета «Корсар» — на музыку Николя Бокса . Но эти балеты до настоящего времени не сохранились.
Балет создан по одноимённой поэме Байрона , сочинённой в 1814 году. Либретто написали Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж и Жозеф Мазилье .
Либреттисты балетных спектаклей XIX века Жюль Анри Вернуа де Сен-Жорж и Жозеф Мазилье нарисовали красочную картину из жизни корсаров. Со времени постановки спектакля менялась хореография, добавлялись музыкальные номера, но сюжет оставался прежним с 1856 года до наших дней:
На площади Адриополя идёт торговля, продают и невольников. Появляются корсары вместе со своим предводителем Конрадом , у которого предстоит свидание с Медорой — воспитанницей хозяина рынка Исаака Ланкедема . Медора появляется на площади с Ланкедемом , внимательно рассматривающим невольников, и влюблённые успевают поговорить. Богатый паша Сеид выбирает новую невольницу для своего гарема и, увидев Медору , выкупает её у алчного Ланкедема . Спасая Медору , Конрад с корсарами устраивают весёлые пляски, увлекая в них невольниц, а затем незаметно уводят их. Ланкедем пытается вернуть Медору , но корсары уводят и его в свою пещеру.
По просьбе Медоры Конрад освобождает невольниц. Корсар Бирбанто , недовольный таким решением, обещает Ланкедему помочь вернуть ему Медору в обмен на золото. Бирбанто с помощью снотворного усыпляет Конрада и похищает Медору — девушка попадает в гарем к Сеиду . Для спасения Медоры корсары переодеваются в одежду паломников и проникают во дворец Сеида , но тайно вызванная Бирбанто городская стража обезоруживает корсаров. Конрад приговорён к смерти, Медора поклялась умереть вместе с ним и соглашается стать женой Сеида при условии, что он оставит Конрада в живых. Помилованный корсар узнаёт о таком условии и хочет умереть вместе с любимой. Одна из невольниц, Гюльнара , решается помочь влюблённым, обменявшись с Медорой одеяниями.
Корсары с Конрадом и Медорой обретают свободу на корабле, идущем в открытое море. Бирбанто пытается убить Конрада , но предателя сбрасывают в море. Начавшийся шторм разбивает корабль о прибрежные скалы, но Конрад и Медора на обломках корабля добираются до берега.
Французский композитор Адольф Адан — один из основоположников романтического балета, написал музыку, которая отражает романтически напряжённый фон хореографического действия, как иллюстрацию сюжетной линии байроновской поэмы.
В 1858 году для петербургской постановки балета Цезарь Пуни дополнил спектакль своими музыкальными номерами и оркестровками.
«Le Corsaire» — балет в 3 актах 5 картинах (по одноимённой поэме Дж. Байрона).
Композитор
Адольф Адан
Премьера состоялась
23 января
в
парижской Опере
.
Балетмейстер
Мазилье,
Художники
Э. Деплешен, Ш. Камбон, Ж. Тьерри и Мартен.
Партии исполняли:
Медора
—
К. Розати
,
Конрад
—
.
Премьера состоялась
12 января
в
Большом каменном театре
. Балетмейстер
Ж. Перро
(с частичным использованием хореографии Мазилье.
Художники
А. А. Роллер
, Г. Г. Вагнер и Петров. Дирижёр
К. Н. Лядов
Партии исполняли:
Медора
—
,
Конрад
—
Мариус Петипа
, Исаак Ланкедем —
, Бирбанто —
, Гюльнара —
Л. П. Радина
, Сеид-паша —
Ж. Перро
Премьера состоялась 3 ноября в Большом театре . Балетмейстер , художники А. Бредов , , П. А. Исаков, Форнари и Ф. И. Шеньян Партии исполняли: Медора — П. П. Лебедева , Конрад — Ф. Монтасю, Бирбанто — Фредерик, Сеид-паша — Теодор (Шион)
Год | Балетный номер | Музыка | Постановка | Театр |
1856 | «Pas des fleurs» | Лео Делиб | Ж. Мазилье | парижская Опера |
1858 | «Pas d’esclave» | П. Г. Ольденбургский | Мариус Петипа | Большой театр , Петербург |
1868 | «Оживлённый сад» | Лео Делиб | Мариус Петипа | Мариинский театр , Петербург |
1899 | «Вальс» и «Адажио» | Рикардо Дриго | Мариус Петипа | Мариинский театр, Петербург |
Премьера новой постановки состоялась
24 января
в
Мариинском театре
в
Петербурге
. Балетмейстер М. И. Петипа.
Художники
А. А. Роллер и Г. Г. Вагнер
Партию
Медоры
исполнила
М. С. Петипа (Суровщикова)
.
Партиию Медоры исполнила А. И. Собещанская
Спектакль был возобновлен с добавлением «Pas des fleurs» на музыку Лео Делиба .
Партиию Медоры исполнила Адель Гранцова .
Партиию
Медоры
исполнили:
Л. Н. Гейтен
(позднее —
О. Н. Николаева
,
П. М. Карпакова
,
М. Н. Горшенкова
, Е. Н. Калмыкова,
А. А. Джури
,
Л. А. Рославлева
,
).
Возобновление балета
30 ноября
.
Художники
Г. Г. Вагнер,
М. А. Шишков
,
А. А. Роллер
и
М. И. Бочаров
Партиию
Медоры
исполнила Е. П. Соколова.
Партию Медоры исполняли:
Новая постановка. Балет в 3 актах, 7 картинах.
Музыка
:
Цезарь Пуни
,
А. Г. Рубинштейн
, К. Гольдмарк,
Эдвард Григ
,
Антонин Дворжак
,
Лео Делиб
,
Фредерик Шопен
,
Пётр Чайковский
,
Рикардо Дриго
(Drigo’s
, ca. 1915)
Балетмейстер
:
А. А. Горский
.
Художник
:
К. А. Коровин
. Дирижёр
А. Ф. Арендс
.
Партии исполняли:
Медора
—
Е. В. Гельцер
,
Конрад
—
В. Д. Тихомиров
,
Бирбанто
—
И. Е. Сидоров
,
Сеид-паша
—
,
Гюльнара
—
В. А. Каралли
.
Балет в 4 актах (на музыку Адана и Ч. Пуньи). Возобновила Агриппина Ваганова (по М. И. Петипа). Художники О. К. Аллегри и П. Б. Ламбин. Дирижёр М. П. Карпов.
Новая постановка Ленинградского
Малого театра
в музыкальной редакции Е. М. Корнблита. Сценарий Ю. И. Слонимского (по либретто А. Сен-Жоржа и Ж. Мазилье). Балетмейстер
Пётр Гусев
(восстановлены многие сцены и танцы Ж. Перро и М. И. Петипа). Художник
С. Б. Вирсаладзе
, дирижёр Е. М. Корнблит
Партии исполняли: Медора — Г. Н. Пирожная, Конрад — В. С. Зимин.
Новая постановка Театра им. Кирова, оркестровка М. А. Матвеева, сценарий и постановка в новой редакции
К. М. Сергеева
(по Петипа). Художник С. М. Юнович, дирижёр В. Г. Широков
Партии исполняли: Конрад — Р. М. Абдыев, Бирбанто — А. В. Гридин, Сеид-паша — Э. Н. Михасев, Гюльнара — С. В. Ефремова.
Новая постановка
Театра им. Станиславского
Балет в 3 актах 7 картинах (с музыкой Адана и Делиба, обработка и инструментовка
В. Н. Кнушевицкого
)
Балетмейстер Н. Г. Гришина, художник
, дирижёр В. А. Эдельман
Партии исполняли: Медора — В. Т. Бовт, Конрад —
Марис Лиепа
, Бирбанто — В. В. Чигирёв, Сеид-паша — В. Н. Ильин, Гюльнара —
Элеонора Власова
.
Балет в 3-х действиях с прологом и эпилогом. Либретто Вернуа де Сен-Жоржа, Жозефа Мазилье в редакции
Юрия Слонимского
и Петра Гусева
Музыка Адольфа Адана, Чезаре Пуни, Лео Делиба, Риккардо Дриго, Петра Ольденбургского
Хореография
Пётра Гусева
на основе композиции Мариуса Петипа, возобновление
О. М. Виноградова
(1987)
Художник — постановщик Теймураз Мурванидзе , ассистент художника — Михаил Шишлянников, костюмы Галины Соловьевой. художник по свету — Владимир Лукасевич
Использована музыка Лео Делиба, Цезаря Пуни, Петра Ольденбургского, Риккардо Дриго, Альберта Цабеля, Юлия Гербера . Партитура восстановлена Александром Троицким
Хореография — Мариус Петипа . Постановка и новая хореография — Алексей Ратманский , Юрий Бурлака . Концепция музыкальной драматургии — Юрий Бурлака. Художник-постановщик — Борис Каминский, художник по костюмам — Елена Зайцева . Использованы костюмы Евгения Пономарева ( 1899 ) . Художник по свету — Дамир Исмагилов , дирижёр-постановщик — Павел Клиничев
2008 год Пермский академический театр оперы и балета Балетмейстер-постановщик Василий Медведев Музыкальный руководитель и дирижёр-постановщик — Анисимов, Александр Михайлович Художник-постановщик Борис Каминский Художник по костюмам Елена Зайцева Медора- Наталья Моисеева,Конрад-Сергей Мершин
Хореография Мариуса Петипа и Петра Гусева в редакции Фаруха Рузиматова , новая хореография — Георгий Ковтун. Художник-постановщик Валерий Левенталь , дирижёр — Анатолий Рыбалко
Медора — Ирина Перрен , Конрад — Артём Пыхачов, Гюльнара — Сабина Яппарова, Али — Виктор Ищук, Исаак Ланкедем — Антон Плоом, Бирбанто — Андрей Касьяненко, Классическое трио — Ирина Кошелева, Екатерина Красюк, Виктория Кутепова
Музыкальный руководитель и дирижёр — Пётр Белякин, Хореография Мариуса Петипа, Петра Гусева, Вячеслава Хомякова в редакция Вячеслава Хомякова и Игоря Зеленского. Постановка: Вячеслав Хомяков и Игорь Зеленский .
Музыкальный руководитель и дирижёр-постановщик — Александр Анисимов , балетмейстер-постановщик — Василий Медведев, художник-сценограф — Андрей Войтенко, художник по костюмам — Елена Зайцева.
Партии исполняли: Медора — Екатерина Первушина, Конрад — Кирилл Софронов, Гюльнара — Ксения Овчинникова, Али — Виктор Мулыгин, Исаак Ланкедем — Сергей Гаген.
25 апреля 2015 г. в г. Владивосток . Премьера балета «Корсар» прошла в Приморском театре оперы и балета. Хореографом-постановщиком стал главный балетмейстер театра Эльдар Алиев. Дирижер А. П. Смирнов
Премьера — 08 сентября 2015 г.
Либретто Жюля‑Анри де Сен‑Жоржа в редакции Михаила Мессерера.
Хореография Мариуса Петипа, Константина Сергеева в редакции Михаила Мессерера. Используются фрагменты хореографии Жюля Перро, Александра Горского, Петра Гусева.
Балетмейстер-постановщик: Михаил Мессерер. Ассистент: Анна Разенко.
Музыкальный руководитель постановки и дирижёр: Павел Клиничев. Ассистент музыкального руководителя: Валентин Богданов.
Эскизы декораций: Вячеслав Окунев
Художник по костюмам: Татьяна Ястребова
Художник по свету: Александр Кибиткин
Видео: Виктория Злотникова
Медора — Екатерина Борченко, Конрад — Леонид Сарафанов, Гюльнара — Анастасия Соболева, Бирбанто — Андрей Касьяненко, Pas des esclaves — Астхик Оганнесян, Виктор Лебедев
Среди наиболее ярких отличий данной постановки от предыдущей редакции (Фаруха Рузиматова) — главный мужской персонаж. Это Конрад.
«На основе спектакля Мариуса Петипа — Петра Гусева, который существует в театре, мы попытались создать новую версию, более динамичную, яркую и зрелищную. Сценографию и костюмы создал Валерий Левенталь , один из ярчайших балетных художников нашего времени».
«Нынешняя премьера — двухактный балет, воплощение мечты о приключениях и сказки со счастливым концом. Новая творческая реализация балета „Корсар“ Фаруха Рузиматова, признанного публикой и критиками одним из самых выдающихся исполнителей роли Али в истории балетного искусства, воссоздала в спектакле как „разбойничью романтику“ жизни пиратов, так и атмосферу быта Греции османского периода: яркие краски восточных базаров, султанских гаремов, пряных удовольствий юга.»
«Балету „Корсар“ больше полутора веков. Я стремился создать интересный спектакль, который увлечет публику и сохранит блестящие хореографические находки Мариуса Петипа и его предшественников и последователей. Спектакли продолжают жить, если они обновляются».
— Михаил Мессерер. 01 сентября 2015 года