Interested Article - Фантазия (мультфильм)

« Фантазия » ( англ. Fantasia ) — классический полнометражный музыкальный мультипликационный фильм , созданный компанией Уолта Диснея и впервые показанный 13 ноября 1940 года . Картина состоит из девяти номеров, музыка для которых исполнялась Филадельфийским оркестром под руководством Леопольда Стоковского .

«Фантазия» стала одним из самых смелых экспериментов Уолта Диснея. В мультфильме был впервые использован многоканальный звук « Фантасаунд » ( англ. Fantasound ), а стиль картины тяготеет к абстракционизму и авангарду.

В 1999 году был выпущен мультфильм « Фантазия 2000 » с применением современных технологий, также включивший в себя классический сюжет «Ученик чародея».

Сюжет

Фильм состоит из восьми эпизодов, музыкальным фоном в которых служат восемь классических произведений. Каждая из частей фильма выполнена в собственной стилистике и сюжетно самостоятельна, а в качестве связующих звеньев между ними выступают небольшие киновставки с участием Филадельфийского оркестра под руководством Леопольда Стоковского .

Каждый эпизод начинается с оркестрового вступления. Фильм начинается как спектакль: в полумраке поднимается занавес, на синем фоне проявляются силуэты музыкантов, сопровождаемые шумом настраиваемых инструментов. Рассказчик приветствует зрителей. Пока он рассказывает зрителям о трёх типах музыки, постепенно проясняется звучание инструментов и их звучание сливается в гармонию. Три типа музыки — повествовательная, рассказывающая историю, иллюстративная (фоновая) и абсолютная, существующая ради себя самой.

Токката и фуга ре минор, BWV 565

Фрагмент, озвученный Токкатой и фугой ре-минор (BWV 565) И. С. Баха представляет собой смесь абстрактных образов из геометрических фигур и неба в стиле немецкого художника-абстракциониста Оскара Фишингера .

Сюита из балета «Щелкунчик»

Несколько музыкальных фрагментов из балета П. И. Чайковского « Щелкунчик ».

  • Танец Феи Драже: феи и эльфы раскрашивают цветы и деревья в яркие цвета;
  • Китайский танец: танец грибов, в котором маленький грибок постоянно выбивается из круга;
  • Танец пастушков: падающие в воду цветы;
  • Арабский танец: балет рыб;
  • Гопак, антропоморфные цветы: чертополох-казаки и орхидеи-девушки в платьях;
  • Вальс цветов, танец эльфов и осенних листьев, к которому присоединяются снежинки.

Режиссёр: Сэмюэл Армстронг Сценарист: Ли Блэр, Фил Дайк и Элмер Пламмер Художественный руководитель: Роберт Кормак Аниматор: Си Янг, Арт Палмер, Дэниэл МакМейнес, Джордж Роули, Эдвин Ардел, Джошуа Мидор, Корнет Вуд Художник-оформитель: Джо Стенли, Джон Хенч, Нино Карбе

« Ученик чародея »

Построено на поэме «Ученик чародея» Гёте и одноимённой симфонической поэме Поля Дюка .

Весна священная

Игорь Стравинский — « Весна священная » иллюстрируется историей эволюции жизни на Земле, от её возникновения до гибели динозавров в пустыне Гоби.

Пастораль

Иллюстрирует Симфонию № 6 Людвига ван Бетховена — перед зрителем проходит вереница богов и персонажей греко-римской мифологии: семья пегасов , Бахус и его осёл-единорог, купидоны (ангелы), кентавры обоих полов, Ирида , Юпитер , Вулкан , Никта и Диана .

«Танец часов» из оперы «Джоконда»

Амилькаре Понкьелли — «Танец часов» из оперы Понкьелли « Джоконда ». Исполняется страусами, крокодилами, слонами и бегемотами в балетных костюмах. При работе над мультфильмом художники студии наблюдали за спектаклями и репетициями « Русского балета Монте-Карло ». Прототипами основных персонажей стали балерины Татьяна Рябушинская (Бегемот Гиацинт, Hyacinth the Hippo ) и Тамара Туманова (страус), танцовщики Давид Лишин (аллигатор Бен, Ben Ali Gator ), (крокодил).

Ночь на Лысой горе

Модест Мусоргский — « Ночь на Лысой горе » В Вальпургиевую ночь демон Чернобог устраивает шабаш на вершине Лысой горы, куда собирает злых духов, привидений и ведьм. Дьявольскую оргию прерывает звон церковных колоколов, возвещающих приход нового дня.

Ave Maria

Франц Шуберт — « Третья песня Эллен »

«Лунный свет»

Клод Дебюсси — не вошедший в окончательную редакцию сюжет « » .

Производство

Разработка

Дирижёр Леопольд Стоковский

Микки Маус , созданный Уолтом Диснеем, начал терять популярность в 1930-х. По популярности его опередили Дональд Дак , Гуфи и — по некоторым опросам — Попай . В начале 1937 года Дисней решил задействовать Микки Мауса в мультфильме, основанном на балладе Гёте «Ученик чародея» и одноимённой музыке Поля Дюка . Он приобрёл права на использование музыки и решил пригласить известного дирижёра для комментария . Сначала выбор пал на Артуро Тосканини , но затем было решено, что Леопольд Стоковски лучше подходит для этой роли. Встреча произошла в известном голливудском ресторане Chasen’s, где мультипликатор предложил дирижировать бесплатно. Дирижёр предложил идею фильма, в котором бы иллюстрировались различные темы из классической музыки, которую Дисней принял . Краткое описание сюжета было роздано каждому из 700 работников студии, которым было предложено вносить свои замечания . Было вынесено предложение использовать гнома Простачка из « Белоснежки и Семи гномов », но Дисней настоял на Микки Маусе .

Вечером 9 января 1938 года более 100 музыкантов собрались на студии Калвера в Калифорнии для записи «Ученика Чародея» . Прорисовка для короткометражки началась 21 января , аниматор Фред Мур немного изменил внешний вид Микки, добавив ему зрачки для большей выразительности . Когда расходы на проект перевалили за 125 000 долларов, Диснею стало ясно, что если фильм будет короткометражным, то он не сможет списать большую часть расходов с налогов . Он принял идею Стоковски расширить мультфильм до полнометражного фильма, первым названием проекта стал просто «Фильм-концерт» . Идея была в том, чтобы включить Ученика Чародея в «группу отдельных номеров, невзирая на их хронометраж и представить одним блоком» . Дисней надеялся, что концепция привлечёт больше внимания к классической музыке. «Фильм привлечёт внимание многих людей, которые раньше проходили мимо такого рода вещей», сказал Дисней . Возможное название фильму дал Стоковски, который описал это как создание «Фантазии». Композитор, музыкальный критик и радиоведущий Димс Тейлор согласился выступить техническим советником и читать текст во вступлениях для каждого сегмента программы .

Дисней, Стоковски, Тейлор и работники студии встретились, и три недели в сентябре 1939 года обсуждали музыкальные отрывки для «Фантазии» . Идеи, высказываемые во время обсуждений, дословно записывались стенографистами, после чего каждый участник получал копию перед следующим обсуждением. Как только музыка для фильма была выбрана, все прослушали записи музыкальных произведений . Предложение Тейлора включить в программу «Весну священную» было принято Диснеем, который потребовал от отрывка «что-нибудь на доисторическую тему… с доисторическими животными» .

Микки Маус

Производство короткометражного фильма началось в 1937 году, когда успех Микки Мауса постепенно начал стихать. Уолт Дисней замыслил «статусный фильм, дерзкий в художественном плане». Его брат, Рой Оливер, занялся получением прав на адаптацию произведения и уже в мае 1937 началась работа. Короткометражка отвечала желанию Уолта Диснея познакомить подрастающее поколение с классической музыкой, аудиторию, которая «не имела представления о том, какой профанацией могла обернуться попытка проиллюстрировать музыку». Согласие на адаптацию было подтверждено письмом Роя, которое Уолт получил 31 июля 1937 года. В качестве звуковой дорожки звука использовали записи Артуро Тосканини .

Уже после начала работы над фильмом Уолт Дисней на голливудской вечеринке познакомился с дирижёром Леопольдом Стоковским и рассказал ему о проекте. Стоковский принял предложение принять участие в озвучивании мультфильма.

В ноябре 1937 года Стоковский прислал пробные записи пьесы Дюка, которые позволили изготовить первую версию фильма. Главную роль в фильме играл гном Простачок, потом его заменили на Микки Мауса. Дисней снова изменил решение и потребовал от Джеймса Алгара выпустить фильм про Микки-Мауса. Пирс с командой были переведены на другой проект.

Музыкальная программа

Увлекшись идеей смешать классическую музыку с анимацией, Стоковский принял приглашение дирижировать оркестром для записи фонограммы Ученика чародея, но в процессе работы появился более смелый замысел — серия «анимированных интерпретаций музыкальных тем».

Уолт Дисней обратился к музыкальному критику и композитору Димсу Тейлору за помощью в разработке замысла. Также Тейлор сыграл роль церемониймейстера в начале фильма и между эпизодами. Фильм получил (рабочее) название «Мультфильм-концерт». Стоковский обозначал проект словом «фантазия», которое и закрепилось в качестве официального.

Проект развивался быстро. «Фантазия» стала воплощением новой концепции «(эволюционного) кино-музыкального спектакля». Авторы рассматривали возможность показа в концертных залах, а не в кинотеатрах. В мультфильме была впервые применена система стереозвука Fantasound; в подготовке комплекса обработки звука использовался аудиоосциллятор HP200A . В связи с отсутствием в кинотеатрах системы воспроизведения многоканального звука первые показы происходили в виде гастролей — в город привозилось все необходимое оборудование и устанавливалось в кинотеатре, а звук выводил со специального микшерного пульта вручную звукорежиссёр.

Пре-продакшн

Пре-продакшн начался в конце лета 1938 года, о чём свидетельствует упоминание Майкла Бэрриера о сомнениях Диснея относительно одного эпизода. В сентябре 1938 года Стоковский, Дисней и другие члены команды начали прослушивать множество музыкальных произведений и решать, что включать в фильм и определять основные темы фильма. Бэрриер упоминает множество произведений, из которых большая часть могла рассматриваться как последователи Silly Symphonies, короткометражек без постоянных героев. В октябре Дисней дал понять, что не хочет создавать просто компиляцию разнородных сцен. Фильм-концерт должен быть единым, в частности, образовательной стороной переходов между эпизодами.

Награды

Мультфильм завоевал две премии « Оскар » (1942), премию Национального совета кинокритиков США (1940) и другие награды:

  • 1940 — Специальный приз от кинокритиков Нью-Йорка;
  • 1942 — Две премии «Оскар»: Уолту Диснею, Вильяму E. Гэрити и Дж. Хокинзу (RCA Manufacturing Company) «за исключительный вклад в продвижение звука в кинематографе» и Леопольду Стоковски и его коллегам «за уникальную роль в создании новой формы наглядной музыки в произведении Уолта Диснея „Фантазия“ и расширении значения кинематографа как средства развлечения и искусства»;
  • 1990 — включение в Национальный реестр фильмов .

Цензура

В 1969 году эпизод «Пастораль» подвергся некоторым изменениям, в частности из сцен были вырезаны два персонажа, продвигающих негативные расовые стереотипы в США; это были два чернокожих кентавра, которые по сравнению с остальными, «белыми» кентаврами, показаны выражено маленькими, убогими, с пародийной внешностью . Они чистили белым кентаврам копыта или расчёсывали хвост, следуя по пятам . Последний раз старая версия показывалась по телевидению в 1963 году .

Адаптации с живыми актёрами

  • В 2015 году было объявлено о планах перенести на большой экран сегмент «Ночь на Лысой горе». Предполагалось, что сценарий для фильма напишут Мэтт Сазам и Бёрк Шарплесс .

Примечания

  1. (англ.) на сайте Internet Movie Database
  2. (англ.) на сайте Box Office Mojo
  3. (англ.) : a guide to references and resources — , 1979. — P. 19.
  4. Maltin L. (англ.) — , 1984. — P. 38. — ISBN 978-0-517-55407-4
  5. (англ.) — 1940.
  6. , с. 44.
  7. Solomon, Charles (англ.) . Los Angeles Times (26 августа 1990). Дата обращения: 17 января 2011. 13 октября 2012 года.
  8. Culhane, pp. 80-81.
  9. Adler, Dick . Chicago Tribune (23 сентября 1990). Дата обращения: 17 января 2011. 17 сентября 2011 года.
  10. Culhane, p. 84.
  11. Fanning, Jim . D23 - The Official Disney Fanclub (2 декабря 2010). Дата обращения: 16 января 2011. 5 февраля 2012 года.
  12. Culhane, p. 16.
  13. Garity, William E.; Jones, Watson. // Journal of the Society of Motion Picture Engineers. — United States, 1942. — Июль ( т. 39 ). — С. 6—15 .
  14. Culhane, p. 22
  15. Culhane, p. 18.
  16. Solomon, Charles . Los Angeles Times (7 октября 1990). Дата обращения: 21 января 2011. 13 октября 2012 года.
  17. . The Evening Independent . 1939-01-25. из оригинала 19 февраля 2021 . Дата обращения: 17 января 2011 .
  18. Stevens, Mary . Chicago Tribune (1 ноября 1991). Дата обращения: 21 января 2011. 26 сентября 2012 года.
  19. Pegolotti, p. 236
  20. Culhane, John (1990-01-14). . The New York Times . из оригинала 13 ноября 2013 . Дата обращения: 21 января 2011 .
  21. Cohen, p. 69.
  22. Cohen, p. 201.
  23. Rebecca Ford. (англ.) . The Hollywood Reporter (3 июня 2015). Дата обращения: 23 сентября 2015. 24 сентября 2015 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Фантазия (мультфильм)