Interested Article - Курбонасейнов, Наврузшо

Наврузшо Курбонасейнов ( тадж. Наврузшоҳ Курбонусейнов ; 11 января 1911 , Хорог , Хорогский район, Ферганская область , Российская империя 31 мая 1992 , Хорог , Таджикистан ) — советский , таджикский певец , актёр , музыкант , композитор . Кавалер ордена «Знак Почёта» (1957). Народный певец (гафиз) Таджикской ССР (1960), организатор коллективной творческой деятельности театра на Памире .

Биография

Внешние изображения
— Russiainphoto.ru

Родился 11 января 1911 года в Хороге (ныне админцентр Горно-Бадахшанской автономной области Республики Таджикистан ), на Памире Ферганской области Туркестанского генерал-губернаторства Российской империи в семье дехканина-середняка Наврузшоева Курбонасейна (1861—1940), известного певца и исполнителя на традиционных музыкальных инструментах в Хороге, в Шугнанской волости Хорогского района .

Наврузшо Курбонасейнов в детстве находился на воспитании у родителей. Свою творческую деятельность начал под руководством отца, в 13 лет стал активным исполнителем в составе художественной самодеятельной группы школьников Шугнанской волости (по другим данным, в группе одарённых исполнителей художественной самодеятельности Хорогского погранотряда ), где проявил себя в выступлениях на торжествах по случаю народных празднеств и государственных знаменательных дат (1924—1927) .

В 16 лет молодой Наврузшо продолжил свои творческие способности во вновь созданном образцовом клубе в Хороге, в кружке художественной самодеятельности (1927—1936) .

В 1936 году, после организации первого музыкально-драматического театра в Хороге, наравне с Курбоншо Ноёбшоевым, Косумбеком Шотемуровым, Абдолом Ахмадбековым, Муборакшо Гуленовым, Гулаёзом Наврузбековым и другими пионерами театра становится профессиональным артистом оркестра, развивается как певец и музыкант в театре (1936—1946) . В годы Великой Отечественной войны был председателем первичной профсоюзной организации театра , инициатором перечисления 15 % заработной платы в счёт помощи фронту. «По этому поводу театр на имя парторга М. Н. Назарова и председателя комитета профсоюза театра Н. Курбонасейнова получал благодарственную телеграмму от Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина » .

В 1946—1971 гг. занимал должность заведующего музыкальной частью и дирижёра оркестра Государственного музыкально-драматического театра имени Рудаки , «стать достойным преемником известного композитора Ивана Иосифовича Рогальского, рекомендовавшего его на этот пост» , одновременно работал учителем пения Хорогского детского дома (08.1947—1960) . В январе 1946 года вступил в ряды членов КПСС (партбилет № 06824508).

В 1983 году при Областном музыкально-драматическом театре имени Рудаки за счёт ветеранов театра был создан ансамбль «Дурдонахои Бадахшон» («Жемчужины Бадахшана»), инициатором создания ансамбля наряду с другими ветеранами был и Наврузшо Курбонасейнов .

Курбонасейнов Наврузшо был также человеком с широкими познаниями — «имел навыки, знания, приобретённые им в течение всей жизни, лечил людей от травм, искривлений и деформаций конечностей, немало количество вылеченных им больных, врачи с уважением относились к нему» .

Наврузшо Курбонасейнов внёс огромный вклад в становление и развитие театра на Советском Памире, свидетельством тому являются его ученики « (тадж.) ( Народная артистка СССР , 1985), Мирзоазиз Мамадазизов ( Заслуженный артист Таджикской ССР , 1963), Мусофиршо Маликов ( Народный артист Таджикской ССР , 1986), Улфатмо Мамадамбарова (Заслуженная артистка Таджикской ССР), <…> Ғарибсултон Худоёрбекова (Народная артистка Таджикской ССР, 1974), <…> Қиматшо Иматшоев (Народный артист Таджикской ССР), Сафарбегим Тошхӯҷаева (Заслуженная артистка Таджикской ССР, 1985), Мамадато Таваллоев, …» .

Наврузшо Курбонасейнов всю свою жизнь посвятил развитию искусства, национального по форме и социалистического по содержанию. На протяжении многих созывов был депутатом Горно-Бадахшанского областного Совета депутатов трудящихся (с 1956). Награждён орденом «Знак Почёта» (1957), удостоен звания «Народный певец Таджикской ССР» (1960) и многими медалями Советского правительства .

Творчество

В период работы в театре всесторонне развивает своё творчество, в особенности в сборе и изучении местной традиционной народной музыки и песен. В фольклорном творчестве выделяется его музыка к пьесе «Ташбек и Гулькурбан» = «Тошбек ва Гульқурбон» ( М. Миршакар , 1946). Автор музыки к 34 театральным спектаклям, концертным программам и танцевальным сюитам, в том числе написал музыку к «кинофильму „ Дети Памира “ (1962) — созданной по мотивам поэмы Мирсаида Миршакара „Ленин на Памире“» . Виртуозно играл на всех традиционных музыкальных инструментах — памирском рубабе , сетаре , дутаре , тамбуре , гиджаке , дафе , памирском нае и кавказской флейте . В золотом фонде Таджикского радио хранятся такие его произведения, как:

  • «Лалаик»,
  • «Мадоъ»,
  • «Бепарвофалак»,
  • «Қурбонат шавам»,
  • «Фалак»,
  • «Наъвои чўпон»,
  • «Булбули саҳни чаман»,
  • «Эй парӣ»,
  • «Фалак и рапо»,
  • «Кав-каби бахт»,
  • «Бишкуфад»,
  • «Рези кўҳсор»,
  • «Камонабрў»
  • «Гули лола» .

Всего известно 300 его произведений , включая также такие, как «Лаъли Бадахшон», «Таронаи дил» (на слова Тилло Пулоди ), «Дил» (на слова А. Лохути ), «Ғунчаи дил», «Муҳаббат» и другие . Он был также превосходным мелодистом, многие его мелодии, хранящиеся в золотом фонде Таджикского радио, использовались в драматических произведениях:

  • «Афсонаи куҳистон» («Ташбек и Гулькурбан»),
  • «Дил-дили Зайнаб»,
  • «Субҳи иқбол»,
  • «Рақси гул»,
  • «Қадам»,
  • «Муҳаббат»,
  • «Рубоиёт»,
  • «Хандида биё»,
  • «Овози ман»,
  • «Боғбони гул»,
  • «Иди ёрон»,
  • «Духтари тоҷик».

Несомненно, «все эти музыкальные мелодии относятся непосредственно к Наврузшо Курбонасейнову. Многие его музыкальные сочинения для дуэта и сольной партии были переведены на (более 50 ) ноты» .

Награды и звания

Семья

  • Отец — Наврузшоев Курбонасейн ( тадж. Курбонусейн Наврузшоев ; 1861—1940) — был дехканином, известным певцом и исполнителем на традиционных музыкальных инструментах в Хороге Шугнанской волости (ныне г. Хорог, областной центр ГБАО Республики Таджикистан) .
  • Брат — Курбонасейнов Мародасейн ( тадж. Муродусейн Курбонусейнов ; 1897—1963) — учился в сельской русско-туземной школе в Хороге , работал завхозом в обл. больнице Хорога (1928—1929); Памирторге (1929—1936), завмагом в Хороге (1936—1942), зав. отделом общепита ОИК ГБАО (1942—1944), заведующим хозяйством Облпотребсоюза ГБАО (с 1945):

В рапорте от 2 января 1910 года подполковник (начальник Памирского отряда , уездный начальник Памиром (1908—1912)) писал: С минувшей осени на базарчике в Хороге в специально отстроенном помещении открыта школа для детей туземцев. <…> Лучшими учениками этой школы, были Шириншо Шотемуров , Азизбек Наврузбеков , Сайфулло Абдуллоев , Карамхудо Ельчибеков , Мародусейн Курбонусейнов. <…> В рапорте от 15 октября 1912 года капитан Шпилько (1912—1914) писал: «Обходительное обращение с детьми, хорошее питание и новизна школьной обстановки, очевидно, нравилось таджикам: школа стала пользоваться хорошей репутацией и желающих отправить своих детей в школу находилось достаточно».

  • Сын М. Курбонасейнова — Мародасейнов Рахматусайн ( тадж. Раҳматусейн Мародусейнов ; 1937—2009) — работал в Хорогском музыкально-драматическом театре им. Рудаки (1955—1992), Заслуженный работник культуры Таджикской ССР (1975).
  • Жена — Сафармамадова Давлатмо (1915—1994) — колхозница колхоза им. Сталина в Хороге, была передовиком колхоза с середины 1930-х до конца 1950-х гг.
  • Дочь — Наврузшоева Икронбегим (род. 1942) — работала зав. столом личного состава (отдела кадров) Хорогского музыкально-драматического театра им. Рудаки (1966—1992). Муж Силмонов Курбоналишо (1938—2002) — служил офицером в УВД ГБАО (1962—1985) .

Память и признание

  • В 1971 году по случаю 60-летия Наврузшо Курбонасейнова в республиканской газете было опубликовано поздравительное стихотворение «Виртуозный музыкант» ( тадж. Мутриби Хушнаво ), посвящённое Народному гафизу Таджикистана (автор — (тадж.) ) .
  • Имя Наврузшо Курбонасейнова носит улица в Хороге (1994).

Литература

  • М. Ҳилолов. Сладкоголосый певец (тадж.) = Мутриби Хушовоз // Бадахшони Советӣ. — 1961. — 2 июли ( шум. 130 (3220) ). — С. 3 .
  • ТоҷикТА. Юбилей народного гафиза (тадж.) = Ҷашни Ҳофизи Халқ // Маориф ва маданият. — 1971. — 19 Январ ( шум. 7 (3396) ). — С. 3 .
  • М. Ҳайдаршо. Виртуозный музыкант (тадж.) = Мутриби Хушнаво // Тоҷикистони советӣ. — 1971. — 7 феврали ( шум. 32 (13657) ). — С. 3 .
  • Л. Додоев. Мелодия рубаб (тадж.) = Таронаи рубоб // Маориф ва Маданият. — 1977. — 9 апрели ( шум. 43 (9060) ). — С. 4 . Газета издается с 20 июня 1932 года.
  • А. Акимов, М. Мирзоқанд. Гафиз Наврузшо (тадж.) = Наврузшоҳи Ҳофиз // Тоҷикистони советӣ. — 1985. — 16 июли ( шум. 164 (17645) ). — С. 4 .
  • Алиризо Раҳмонқулов. Ҳунарпешаи шоистаи Тоҷикистон. Блистательный артист (тадж.) = Ҳунарманди Мумтоз // Адабиёт ва санъат. — 2015. — 15 октябри ( шум. 42 (1805) ). — С. 5 .
  • Шоҳтолиби Шоҳқосим. Орёл высокого полёта (тадж.) = Уқобе буд баландпарвоз // Адабиёт ва санъат. — 2011. — 21 апрели ( шум. 16 (1571) ). — С. 4 .

Примечания

Комментарии

  1. В 1897 году в состав области была окончательно включена территория Восточного Памира, состоявшая из двух волостей (Памирской и Оршорской) и управлявшаяся начальником Сменного Памирского отряда, его штаб-квартира дислоцировалась с 1891 года в Маргелане, с 1893 года — на Памирском Посту (Мургаб), а с 1899 года — в Хороге.
  2. За время работы в театре Наврузшо Курбонасейнов был несколько раз избран председателем первичной профсоюзной организации театра на общественных началах, без оплаты труда.
  3. В Таджикистане народных певцов называли гафизами, почётное звание «Народный певец (гафиз) Таджикской ССР» установлено в Таджикской ССР 5 февраля 1947 г.
  4. В первой группе лучшими учениками были Шириншо Шотемуров, Азизбек Наврузбеков, Сайфулло Абдуллоев, Карамхудо Ельчибеков, Мародусейн Курбонусейнов .

Источники

  1. , с. 4.
  2. . ЦентрАзия. Дата обращения: 5 ноября 2019.
  3. . Истории России в фотографиях. Дата обращения: 5 ноября 2019. 5 декабря 2019 года.
  4. , с. 3.
  5. , с. 4.
  6. , с. 4.
  7. , с. 5.
  8. , с. 3.
  9. . Biographiya.com. Дата обращения: 13 декабря 2019. 13 декабря 2019 года.
  10. Искандаров Б. И., Юсупов Ш. Русская школа на Памире // Известия Академии Наук Таджикской ССР / АН ТаджССР , Отделение общественных наук. — Душ. , 1976. — № 2 (84) . — С. 14—20 .
  11. Хуршед Юсуфбеков. . VATNIKSTAN Познавательный журнал о русскоязычной цивилизации . Vatnikstan.ru (10 февраля 2021). Дата обращения: 28 июня 2021. 28 июня 2021 года.
  12. , с. 3.

Ссылки

  • Оксана Лизунова. . DOCPLAYER . docplayer.ru. Дата обращения: 11 декабря 2019. :

…половина территории республики граничит с Китаем и Афганистаном. Это своеобразный мир, в котором воедино слиты человек и его окружающая природа, оказавшая сильное воздействие на его характер практической и творческой деятельности. Памирские танцы, представленные в «Танцевальное искусство Памира», <…> книге «Музыкальное искусство Памира». Н. Нурджанов дополнил его характерными движениями и положениями мужского и женского танцев. В разделе «Народно сценический танец таджиков» перечисляются лучшие профессиональные исполнители памирских танцев: Муборакшо Гуленов, Бахтуджамол Карамхудоев , Махмадназар Исломов, Махмадназар Отамов, Гарибсултон Худоёрбекова, Заррагуль Искандарова и Наврузшо Курбонасейнов <…> в танцевальном искусстве Памира происходит трансформация танцев. <…> в процессе смены поколений, когда каждое поколение вносит новое содержание и новые танцевальные движения в традиционные танцы, что приводит к изменениям их формы и содержании. <…> в процессе глобализации происходят быстрые изменения в традиционной культуре памирских таджиков. <…> существует угроза полного исчезновения многих традиционных элементов в местной культуре памирцев. <…> мы не увидели танцев с платками, кувшинами, ложками. Уже не исполняются танцы, имитирующие трудовые процессы, пародирующие животных .

Источник —

Same as Курбонасейнов, Наврузшо