Хунан (полководец)
- 1 year ago
- 0
- 0
Хубаншо Кирманшоев ( тадж. Хубоншо Кирмоншоев , 1900 , Хорог , Хорогский район, Памирский уезд, Ферганская область , Российская империя — 9 ноября 1938 , Ош (Кыргызстан) , Ошский округ , Киргизская ССР , СССР ) — российский революционер , военный и политический деятель, член РКП(б) с 1921 года , уполномоченный Особого отдела ВЧК военной контрразведки в Ишкашимском и Ваханском районах на Юго-Востоке ГБАО Таджикской АССР , на границе с Королевством Афганистан (1920—1927). Председатель Областной партийной контрольной комиссии Горно-Бадахшанского областного комитета КП(б) Таджикистана. Активный борец за установление Советской власти , командир красных партизан с целью свержения господства белогвардейцев и Бухарского эмирата на Памире , участвовал в боях с басмачеством в Дарвазе и на Восточном Памире .
Родился в 1900 году в Хороге (ныне город Хорог , областной центр ГБАО Республики Таджикистан ), на Памире Ферганской области Туркестанского генерал-губернаторства Российской империи . Окончил русско-туземную школу в Хороге, созданную Памирским отрядом со штаб-квартирой на Хорогском посту для коренных жителей
На Памире в 1918 г. солдаты- большевики Памирского отряда совместно с коренным населением организовывают Общепамирский Ревком . Ревком начинает формировать вооружённые отряды Красной гвардии на Памире, Кирманшоев Хубаншо вступает в её ряды. В этот год при агитации против басмачества в кишлаке Гульча в Ошском уезде Ферганской области Туркестанского генерал-губернаторства курбаши Мадамин-бек арестовал Кирманшоева .
В скором времени в ходе вытеснения Красной армией белогвардейцев из города Ош Кирманшоев был освобождён из Ошской тюрьмы и по возвращении в Хорог становится организатором отрядов красных партизан на Памире (1919) .
Бывший командир Памирского отряда генерал в декабре 1919 года отправил на Памир отряд во главе с полковником . В отряде были чехи, тюрки , немцы, австрийцы и др. С прибытием отряда советская власть на Памире пала, командованием Памирским погранотрядом принял на себя Тимофеев. Начались репрессии против сторонников большевиков .
Зимой 1920 года части басмаческих отрядов Мадамин-бека отступали из Ферганской долины через г. Ош в Гульчу, в ходе которого один из его отрядов весной дошёл до Мургаба на Восточном Памире, захватил Памирский пост и вырезал весь белогвардейский пост . Полковник Тимофеев, узнав об этом, поспешил оставить Памир. Перед его уходом были арестованы двое коренных жителей — Хубаншо Кирманшоев и Азизбек Наврузбеков , служившие на Хорогском посту. Их имущество подверглось конфискации, а Наврузбеков был приговорён к расстрелу, и лишь благодаря заступничеству военнопленного доктора хорвата Вичича Тимофеев отпустил их. Уход через Восточный Памир в Китай не представлялся возможным из-за басмачей, и Тимофеев с частью отряда покинул Памир с юго-востока и ушёл через афганский регион Вахан в Индию .
После бегства полковника Тимофеева власть на Хорогском погранпосту перешла к басмачам из Дарваза, представлявшим «интересы Бухарского эмирата в Дарвазе», которых призвало духовенство, возглавляемое местными ишанами
«Осенью 1919 г., когда дорога от Оша на Памир была занята басмачами и белогвардейцами во главе с полк. , <…> на Памир приехал новый начальник отряда полковник Тимофеев, <…> перед бегством начальником отряда были арестованы двое из таджиков, служившие в отряде: т. Хубоншо Кирманшаев и Азизбек Наурузбеков <…> Но бегство в Китай через Восточный Памир не удалось, так как киргизами-басмачами был вырезан весь Памирский пост (60 чел.) и, боясь басмачей, <…> белогвардейцы бежали в Индию . Таким образом, на Памире, за исключением одного армянина -жестянщика, 2 военнопленных в Хороге и одного русского в Ишкашиме , осталось только местное население. <…> Басмачи выгнали с поста всех служивших там таджиков. На посту остались из нас только я в околодке и т. Таваккал Бердаков на электростанции. Передавая пост бухарцам, мы патрон им не передавали, а спрятали их в землю <…> Бухарцы прожили на посту три месяца, брали взятки, назначали чиновников-мирахуров, отправляли с поста казённые вещи к себе домой. Тогда часть таджиков — бывших милиционеров — стали готовиться к тому, чтобы прогнать басмачей с Памира. Для этого мы собрали в оружейной мастерской на разных частях 3 берданы и пристреляли их. <…> Нападение на басмачей было осуществлено нами в мае-месяце (1920). <…> Подойдя к казармам, мы сразу закричали „ура“ и дали выстрелы. <…> Все басмачи были арестованы. Избежал ареста только главный из них, бывший в это время у ишана Саида Махмуда Шо, который отказался его выдать. <…> ишаны начали уговаривать наших родителей, чтобы они убедили нас отдать пост обратно бухарцам, угрожая в противном случае убить нас. Но мы не послушались ни ишанов, ни родителей. <…> Они осаждали пост 10 дней, но наши силы за это время всё росли, так как к нам присоединилась молодёжь. <…> Через 10 дней к нам присоединились поршневцы, и в тот же день нами были переправлены из Афганистана бывшие там Вичич, Воловик и др., которых афганцы хотели уже отправить в Кабул . В то же время к нам подошла помощь из Ишкашима и . После этого шахдаринцы сняли осаду и сдали нам начальника Бухарской шайки, которого мы выгнали в Дарваз. Вичич был выбран руководителем Памиротряда, а на всех западно-памирских постах была организована милиция из таджиков. <…> Советский отряд пришёл только в августе 1920 г. Начальником этого отряда был Семыкин»
В 1920—1921 годы красногвардеец Хубаншо Кирманшоев активно участвовал против банд басмачей на Западном Памире — в Хороге, Дарвазе и на Восточном Памире :
«…Ввиду того, что в кишлаке Калай-Хумбского района басмачи нас окружили, мы были вынуждены отступить и перейти реку Пяндж на сторону Афганистана . Но враг был уничтожен, после чего Додихудоев Кадамшо с некоторыми товарищами из нашего отряда на Афганской стороне переправил через реку на Родину, в Советский Союз : Наврузбекова Азизбека , Мезарбонова Рушат, Амдинова М. [Меретдина] , Кирмоншоева [Кирманшоева Хубаншо], Абдуллоева Сайфулло , но часть нашего отряда В. Ч. К. осталась на территории Афганистана, пока не получили распоряжения Афганского правительства …»
—
Служил уполномоченным Особого отдела ВЧК в Ишкашимском и Ваханском районах (упразднён в августе 1948 года) на Юго-Востоке ГБАО, на границе с Королевством Афганистан на Памире. Будучи контрразведчиком, активно боролся против контрреволюционеров и внешних врагов страны — афганской и английской разведки: на этом участке была активизирована заброска агентуры через Восточный Памир в Алайскую и Ферганскую долины (1920—1927) .
Хубаншо Кирманшоев в 1931 году был избран главой памирской делегации съезда красных партизан Таджикской ССР в г. Сталинабаде в составе семи делегатов: «Выписка из удостоверения № 491 от 4/V‑1931 г. Предъявитель сего тов. Кирманшоев действительно является руководителем Памирской делегации Красных партизан в числе 7 человек, которые следуют на съезд Красных партизан Таджикистана в г. Сталинабад» .
Председатель Областной контрольной комиссии Горно-Бадахшанского областного комитета КП(б) Таджикистана с 1930 по 1933 год .
Прохождение военной службы в трудных климатических условиях Памира, участие в боях в стуже, сухости и сырости высокогорий сильно подорвали здоровье Кирманшоева. В 1934 году он тяжело заболел и лишился полностью зрения, ему назначили пенсию по нетрудоспособности, а с 1936 года ему была назначена персональная пенсия .
В конце октября 1937 года арестован управлением НКВД по ГБАО согласно указанию тройки областного уровня . Всё его имущество было конфисковано, а дом передан на баланс городской жилищно-коммунальной организации Хорогского горисполкома. Во время обыска в том числе изъяли множество документов и фотокарточек .
Бибимо Ходжаева, супруга Хубаншо Кирманшоева тоже была арестована и отправлена вместе с тремя детьми — Шириджоном, которому на момент ареста было 11 лет, Джонаном (7 лет) и Муминшо (3 года) — в ссылку в г. Ош Киргизской ССР. В ссылке члены его семьи пробудут до 1939 года включительно, «ни ей, ни сыновьям более не суждено будет увидеться с мужем и отцом» .
В период заключения в городе Хороге Хубаншо Кирманшоев пробыл 2 месяца в областной больнице. Невзирая «на тяжёлое состояние, по приказу тройки, 10 декабря 1937 года его под конвоем этапировали из Хорогской тюрьмы № 8 в Ош» .
Хубаншо Кирманшоев умер 9 ноября 1938 года в тюрьме города Ош Ошского округа Киргизской ССР по причине кровоизлияния в мозг .