Жеребцова, Ольга Александровна
- 1 year ago
- 0
- 0
Систематик живой природы | ||
---|---|---|
Автор наименований ряда
ботанических
таксонов
. В
ботанической
(
бинарной
) номенклатуре эти названия дополняются
сокращением
«
»
.
на сайте IPNI на сайте IPNI
|
О́льга Алекса́ндровна Фе́дченко (1845—1921) — российский ботаник, член-корреспондент Петербургской академии наук с 1906 года (с 1917 — Российской академии наук ).
Жена Алексея Павловича Федченко , дочь профессора Московского университета А. О. Армфельда , мать Бориса Алексеевича Федченко .
О. А. Федченко (в девичестве Армфельд ) родилась в здании Московского университета , где её отец Александр Осипович Армфельд , профессор университета и инспектор Николаевского института воспитательного дома, имел квартиру. Из девяти детей (пятеро сыновей и четыре дочери) Ольга была третья. До одиннадцати лет она воспитывалась дома, училась музыке, рисованию, немецкому и французскому языкам .
Одиннадцати лет поступила в Московский Николаевский институт . Ещё в институте Федченко занималась сбором зоологических и ботанических коллекций. Лето юная Ольга Армфельд проводила в селе Тропарёве Можайского уезда ; в 1861—1862 годах составила гербарий Можайского уезда, которым пользовался H. H. Кауфман при составлении справочника «Московская флора». Наиболее интересные экземпляры её энтомологической коллекции вошли в «Список двукрылых Московского учебного округа» А. П. Федченко .
В 1864 году по предложению Н. К. Зенгера девятнадцатилетняя Ольга Армфельд была избрана членом-основателем только что созданного Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии . Она активно участвовала в научной работе кружка, которым руководил профессор зоологии А. П. Богданов . В том же году она окончила курс Николаевского института, после чего три года занималась тем, что давала уроки (история, рисование, немецкий и французский языки), хотя материально была вполне обеспечена. Ольга занималась также научным переводом статей с французского, немецкого и английского языков для журнала «Садоводство», в том числе перевела главу из «Зоологических писем» ( нем. Zoologische Briefe ) Г. Йегера и большую часть книги «Духовная жизнь животных: факты и наблюдения» ( нем. Ueber das Seelenleben der Tiere ) .
Ольга продолжала работать в Зоологическом музее , где познакомилась со своим будущим мужем Алексеем Павловичем Федченко , только что окончившим курс естественного отделения университета , где он занимался зоологией и антропологией . Знакомство состоялось благодаря сходству их научных интересов . Они вместе переводили первый том «Антропологии» Т. Вайца (изданной в 1867 году). Ольга записывала для А. П. Федченко измерения младенцев из Воспитательного дома, вычисляла антропологические данные, переводила письма иностранных учёных. Вместе они помогали Зоологическому музею по устройству этнографической выставки, состоявшейся в 1867 году. 2 июля 1867 года они поженились, после чего отправились в поездку по Скандинавии , посетили Финляндию и Швецию . В Гельсингфорсе и Стокгольме Ольга помогала мужу в измерении финских и шведских черепов, рисовала их при помощи диаграфа . В начале 1868 года Ольга и Алексей Федченко побывали в Австрии и Италии , где Ольга занималась составлением и изучением гербариев, продолжила сбор коллекции насекомых, делала необходимые зарисовки, а её муж готовился к экспедиции в Туркестан (Ольга Александровна была назначена ботаником этой экспедиции). По возвращении из-за границы они участвовали в , который проходил в Санкт-Петербургском университете .
В 1868 году Федченко сопровождала мужа в возглавленной им экспедиции, организованной Московским обществом любителей естествознания в малоизученный тогда Туркестан , где провела с небольшим перерывом три года. В январе 1869 году семья Федченко прибыла в Самарканд. В Самарканде и затем в Ташкенте Ольга Александровна рисовала виды посещаемых местностей и делала для мужа рисунки для его работ. Работа в Туркестанской экспедиции требовала не только серьёзной научной подготовки, материальных затрат, но и личного мужества, так как местное население не всегда доброжелательно и с пониманием относилось к деятельности русских учёных. Для охраны экспедиции была выделена сотня казаков с артиллерией . Некоторое время отряд охраны возглавлял известный впоследствии герой русско-турецкой войны 1877—1878 годов генерал М. Д. Скобелев . Однажды экспедиция попала в засаду вооружённых горцев в ущелье близ озера в районе города Пенджикента . О. А. Федченко ухаживала за ранеными, делала перевязки и до прихода основных сил конвоя вела себя спокойно и мужественно . За три года — с 1869 по 1871 — супруги Федченко совершили четыре экспедиции по Туркестану: по долине реки Зеравшан , к озеру Искандеркуль , в пустыню Кызылкум и по Ферганской долине до Заалайского хребта . В перерывах между экспедициями семья Федченко жила в Ташкенте, занимаясь анализом полученных материалов. Кроме того, О. А. Федченко собирала и препарировала насекомых, вела переписку с русскими и зарубежными учёными, делала зарисовки местности. Впоследствии с её этюдов и набросков делал рисунки А. К. Саврасов :134 . Ольга Александровна собрала гербарий из нескольких тысяч видов растений, среди которых многие были описаны впервые. Она привезла в Москву корни ферулы мускусной, или сумбула ( Ferula moschata ), до того мало известной учёным. Высаженные в Ботаническом саду, корни дали цветущие и плодоносящие растения. Ботанические сборы О. А. Федченко дали картину флористического состава районов, обследованных во время экспедиции. Коллекции супругов Федченко «Туркестанский гербарий» и « Беспозвоночные Туркестанского края» долгое время служили материалом для работы русских натуралистов . За гербарий и альбом рисунков с видами Туркестана Ольга Александровна была удостоена Большой золотой медали Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии .
По возвращении в Москву Ольга Александровна занималась обработкой собранных материалов и участвовала в организации Туркестанского раздела Политехнической выставки 1872 года .
В сентябре 1872 года семья Федченко отправилась в Европу, где А. П. Федченко хотел ознакомиться с альпийскими ледниками , чтобы подготовиться к экспедиции на Памир . Февраль и март 1873 года они провели в Лейпциге , где родился сын Борис . Затем они переехали в Гейдельберг , здесь О. А. Федченко перевела с английского статью Генри Юля «История и география верховьев Амударьи » для «Известий Географического общества». Этот перевод с примечаниями и дополнениями А. П. Федченко, самого Юля и Н. В. Ханыкова был удостоен серебряной медали Русского географического общества . Прожив шесть недель в Люцерне , супруги осмотрели , а в августе 1873 года отправились на Женевское озеро , в Монтрё , где Ольга Александровна осталась с грудным сыном, а Алексей Павлович отправился в Шамони , чтобы совершить восхождение на Монблан , во время которого он и погиб в 29-летнем возрасте.
Трагическая гибель мужа не сломила Ольгу Александровну. Считая своим долгом издать материалы Туркестанской научной экспедиции, она привлекла к этой работе многих учёных, сама редактировала готовящиеся к изданию труды. Благодаря, в том числе, её высокому профессионализму и энергии за два неполных года материалы были не только обработаны, но и изданы. Они включали и альбом литографий «Виды русского Туркестана по рисункам с натуры О. А. Федченко». При участии зоолога В. Н. Ульянина и других учёных О. А. Федченко выпустила в издании Общества любителей естествознания на средства К. П. Кауфмана несколько томов с описанием флоры и фауны Туркестана, подготовила к выходу в свет 24 выпуска «Трудов Туркестанской экспедиции», поставив на обложке имя мужа — Алексея Федченко. При её помощи было издано «Путешествие в Коканд , альбомы видов и антропологические данные туземцев Туркестана, разработанные А. П. Богдановым ». В 1874 году Федченко написала «Fedtschenko’s Reisen in Turkestan, 1868—1870» (Petermanns «Mitth.», 1874, тетр. VI, с картою). В знак внимания и уважения к научным трудам Ольги Александровны по исследованию Туркестана император Александр II прислал ей в подарок золотой браслет, украшенный рубинами и бриллиантами.
Значительная часть опубликованных в конце XIX века научных трудов Ольги Александровны посвящена ботанике, прежде всего, дикорастущей и культурной флоре Средней Азии.
Несмотря на занятость, Федченко не жалела сил и времени для воспитания сына. Одна, без мужа, она сумела дать ему высшее образование: он окончил естественное отделение Московского университета .
С 1881 по 1887 год вела научную работу на ботаническом материале Московской губернии, при участии сына пополняла гербарий Можайского и Серпуховского уездов Московской губернии. В 1884 году в ботаническом саду Московского университета Федченко занялась разборкой гербариев и определением растений. Свои флористические исследования она завершила к началу 1890-х годов, результаты были опубликованы в «Popular Science news», а список мхов — в «Трудах Петербургского ботанического сада» .
О. А. Федченко предприняла вместе с сыном ряд поездок с ботаническими целями: на Урал в 1891 и 1892 годах, в Крым в 1893 году, в Закавказье в 1894 году, в Туркестан, где изучала флору Западного Тянь-Шаня , в 1897 году. Наконец, в 1901 году, также вместе с сыном, она совершила путешествие на Памир (до границы Афганистана ) и собрала богатый ботанический материал . Результатом были публикации «Материалы к флоре Южного Алтая », «Список растительности, собранной в Омском уезде », «Каталог гербария Туркестанской учёной экспедиции», «Перечень растений Туркестана», «Флора Памира» и другие.
В 1895 году Ольга Александровна осуществила свой давний замысел — создала сад с целью акклиматизации южных и восточных растений в Средней полосе России . Акклиматизационный сад был создан в усадьбе Ольгино Можайского уезда Московской губернии, в этом саду Федченко на протяжении 25 лет проводила кропотливую работу по изучению декоративных растений (главным образом, ирисов ). Этот сад был известен повсюду в мире благодаря научной деятельности и рассылке по заявкам редких семян .
Борис Алексеевич Федченко стал профессором-геоботаником, знатоком флоры Средней Азии.
В 1900 году ему предложили работу в Императорском ботаническом саду . Вместе с сыном переехала в Санкт-Петербург и Ольга Александровна. Отсюда в 1901 году они отправились в экспедицию на Памир, где посетили малодоступный район Шугнан и прошли до реки Пяндж на границе с Афганистаном. Итогом этой экспедиции явилась монография «Флора Памира» и пять дополнений к ней. В Туркестане О. А. Федченко побывала после этого ещё дважды — в 1910 и 1915 годах. Во время последней экспедиции ей было уже 70 лет .
За три года до этого она посетила Международную выставку садоводства в Лондоне, занималась научной работой в ботанических садах Берлина , Лондона и Женевы . К этому времени она была уже учёным с мировым именем .
Ольга Александровна продолжала работать до последних дней своей жизни. За месяц до смерти 21 марта 1921 года вышла её последняя, семидесятая печатная работа «Новые материалы по знанию рода Eremurus » .
С 1874 года — член-сотрудник Московского общества испытателей природы . В 1874 году Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии избрало О. А. Федченко своим почётным членом, с 1877 года — секретарём этого Общества. С 1877 года — член-сотрудник Русского географического общества .
В 1906 году Федченко была избрана членом-корреспондентом Петербургской академии наук . Она стала первой в России женщиной-ботаником, удостоенной этой высокой чести.
Ряд зарубежных научных обществ — Парижское географическое общество , , , Московское общество испытателей природы избрали её своим почетным членом.
В 1922 году научный сотрудник Ботанического сада Академии наук СССР М. М. Ильин назвал именем Ольги Александровны Федченко род среднеазиатских растений ( Iljin ) из семейства Астровые ( Asteraceae ) .
Видовые эпитеты примерно ста видов из тридцати семейств растений — olgae (они также даны в честь Ольги Федченко ), некоторые из них :
Напечатала самостоятельно и совместно с сыном Б. А. Федченко:
Дореволюционный период исследований природы Памира связан с именами зоологов А. П. Федченко и Н. А. Северцова , геологов И. В. Мушкетова и Д. Л. Иванова , ботаников О. А. Федченко, А. Э. Регеля , С. И. Коржинского , Н. И. Вавилова и др. Это были разрозненные экспедиции энтузиастов-одиночек, в советское же время они сменились планомерными исследованиями. Для изучения биологических ресурсов Памира и его освоения в 1934 году под руководством П. А. Баранова и И. А. Райковой были созданы первые научно-исследовательские станции.
— Х. Ю. Юсуфбеков . // Природа . — Наука , 1982. — № 12 . — С. 48 . 20 мая 2017 года.