Пат, Гидеон
- 1 year ago
- 0
- 0
Правильное произношение и ударение в фамилии на второй слог: МэтИни
Пат Ме́тени ( англ. Pat Metheny ; род. 12 августа 1954 , , Миссури, США; настоящее имя Патрик Брюс Метени, Patrick Bruce Metheny) — американский джазовый гитарист и композитор. Является лидером Pat Metheny Group, а также принимал участие в дуэтах, сольных работах и других побочных проектах. Его стиль включает в себя элементы прогрессивного и современного джаза, латинского джаза, фьюжна .
Метени имеет три золотых диска и был удостоен 20 премий Грэмми , является единственным человеком, выигравшим Грэмми в 10 различных категориях. Брат джазового флюгельгорниста Майка Метени.
Метени родился в городе Саммит Ли, штат Миссури . Его отец, Дейв, играл на трубе , а мать, Лоис, была вокалисткой. Дед по материнской линии, Дельмар, был профессиональным трубачом . Первым инструментом Метени была труба , на которой его научил играть брат Майк. Его брат, отец и дедушка вместе играли в трио дома. Родители были поклонниками Гленна Миллера и другой свинговой музыки . Они брали Метени на концерты, где он мог услышать Кларка Терри и Дока Северинсена , но все они мало уважали гитару. Интерес Метени к этому инструменту увеличился примерно к 1964 году, когда он увидел выступление Битлз по телевизору. К своему 12-летию родители разрешили ему купить гитару, которой была Gibson ES-140 3/4.
Жизнь Метени изменилась после прослушивания альбома Four & More Майлза Девиса . Вскоре он был очарован альбомом Уэса Монтгомери Smokin' at the Half Note 1965 года. По словам Метени, наибольшее влияние на его музыку оказали именно Битлз , Майлз Дэвис и Уэс Монтгомери .
Когда ему было 15, он выиграл стипендию журнала Down Beat в недельный джазовый лагерь, где его наставником был гитарист Аттила Цоллер, который затем пригласил Метени в Нью-Йорк , чтобы тот увидел гитариста Джима Холла и контрабасиста Рона Картера .
Когда он играл в клубе в Канзас-Сити , к нему обратился Билл Ли, декан Университета Майами , и предложил стипендию. Проведя в колледже меньше недели, Метени понял, что играя на гитаре весь день, он был не готов к занятиям. Он признался в этом Ли, который предложил ему работу преподавателя, так как колледж недавно ввёл электрогитару в качестве учебного курса .
Он переехал [ когда? ] в Бостон , чтобы преподавать в музыкальном колледже Беркли с джазовым вибрафонистом Гэри Бертоном , тем самым завоевав репутацию вундеркинда .
В 1974 году он появился в альбоме под неофициальным названием Jaco лейбла «Кэрол Госс» (где также принимали участие пианист Пол Бли, басист Джако Пасториус и барабанщик Брюс Дитмас) под названием [ прояснить ] . Пат не знал, что его записывают.
В течение следующего года он присоединился к группе Гэри Бертона вместе с гитаристом Миком Гудриком.
Метени выпустил свой дебютный альбом ( ECM ) в 1976 году , с Джако Пасториусом на бас-гитаре и Бобом Мозесом на барабанах. Его следующий альбом Watercolors (ECM, 1977 ) был записан при участии пианиста (1953–2020). Специфическую звуковую атмосферу альбома поддержал приглашённый немецкий контрабасист .
В 1978 году , когда был выпущен альбом (ECM), коллектив «Pat Metheny Group» представлял собой квартет , в состав которого вошли пианист Лайл Мейс (также автор многих композиций и аранжировок ансамбля Метени), басист Марк Иган и ударник Дэнни Готлиб. Второй альбом группы (ECM, 1979 ) занял первое место в чарте Billboard Jazz и попал в различные поп-чарты. С 1982 по 1985 годы «Pat Metheny Group» выпустили альбомы (ECM, 1982 ), концертный альбом Travels (ECM, 1983), First Circle (ECM, 1984) и The Falcon and the Snowman (EMI, 1985 ). Альбом [ какой? ] для одноимённого фильма, в котором коллектив сотрудничал на сингле «This Is Not America» при участии Дэвида Боуи . Песня достигла 14 позиции в британском топ 40 в 1985 году и 32 позиции в США .
Альбом Offramp ознаменовал первое появление басиста Стива Родби (заменившего Игана) и приглашенного бразильского артиста Нана Васконцелоса на перкуссии и вокале. На First Circle к группе присоединился аргентинский певец и мультиинструменталист , тогда же барабанщик заменил Готлиба. В то время Стив Родби и Пол Вертико были членами коллектива Саймона Барда и ранее играли в Чикаго, прежде чем присоединиться к Метени.
First Circle был последним альбомом Метени на ECM; он был ключевым артистом лейбла, но у Метени возникли разногласия с основателем .
В альбоме ( Geffen , 1987 ) были представлены новые члены группы - трубач , вокалист и перкуссионист . Педро Аснар вернулся на записи альбома (Geffen, 1989 ).
В этот период чикагская театральная компания использовала композиции Метени и Мэйса для постановки пьесы Лайла Кесслера «Сироты», где с тех пор она остается специальной дополнительной музыкой для всех постановок пьесы по всему миру.
Затем Метени снова погрузился в сольные и групповые проекты. Прошло четыре года, прежде чем был выпущен "живой" альбом под названием (Geffen, 1993 ), в котором были представлены треки из двух студийных альбомов Geffen. В коллективе начала использовать новую аппаратуру и технологии, в частности, использование синтезаторов Мэйсом.
Коллектив «Pat Metheny Group» в первые же годы своего существования стал редким примером джазовой группы, завоевавшей широкую популярность и не преследовавшей коммерческой выгоды. Музыканты выработали своё собственное «плотное» оркестровое звучание, нередко соединяя классическую технику контрапункта [ источник не указан 2075 дней ] , метрические вариации [ источник не указан 2075 дней ] и элементы музыкальной драмы. Более того, в творчестве Pat Metheny Group синтезированы элементы этнической музыки разных народов; особое место занимает южноамериканская музыка. Если Пат Метени заметен как основной мелодист, то Лайл Мэйс выделяется своими гармониями. Сам Метени отмечает, что «Pat Metheny Group» является своего рода экспериментальной площадкой его музыки.
С 1977 г. и поныне Метени гастролирует во многих странах. В 1987 г. единственный раз выступал в России (в Москве) .
Работая за пределами «Pat Metheny Group», Пат Метени сумел показать самые разные стороны своей музыкальности. Работая с известными джазовыми музыкантами, такими как Орнет Коулмен , Чарли Хейден , Дэйв Холланд и Рой Хейнс , Майкл Брекер , Джим Холл Пат Метени записал композиции, высоко оцененные джазовыми критиками, даже теми, которые не проявляли особого внимания к «пасторальным» или «легким роковым» элементам в творчестве Pat Metheny Group. Проекты, подобные дуэту с , или в духе сложного для понимания Zero Tolerance for Silence , ставят в тупик тех критиков, кто полагает, что Пат Метени вместе с Pat Metheny Group идет по пути все более мягкого звучания.
Метени утверждает, что он играет то, что хотел бы слышать как слушатель. Так как любопытство было его отличительной чертой характера с детства, то не удивительно, что в его музыке чувствуется влияние различных стилей, как классических, так и этнических. В особенности на него повлияла , так как он жил одно время в Бразилии и выступал с такими музыкантами, как и .
Кроме этого, Метени говорит, что на него повлиял Орнетт Коулмен, некоторые композиции которого он записал. Альбом Song X записан дуэтом Пата Метени и Орнетта Коулмена.
Определённое влияние на молодых музыкантов оказывает и сам Пат Метени. Об этом свидетельствуют его некоторые композиции, исполняемые другими музыкантами; некоторые молодые музыканты играют в Pat Metheny Group и других проектах.