Ратценхофер, Герта
- 1 year ago
- 0
- 0
Гу́став Ратценхо́фер (4 июля 1842, Вена — 8 октября 1904, Атлантический океан ) — австрийский фельдмаршал-лейтенант и философ , получивший наибольшую известность своими социологическими и социофилософскими работами, а также как исследователь общественных законов. Нередко писал под псевдонимом Густав Ренер .
Работая с детства подмастерьем часовщика , в 1859 году Ратценхофер сдал соответствующий экзамен и поступил в австрийскую армию на должность часового мастера. За четверть века службы сделал впечатляющую карьеру: лейтенант (1864), член генерального штаба (1872), директор армейского архива (1878) и наконец, президент военного высшего суда (с августа 1898 г.) — В этой должности 1 ноября 1898 года получил звание фельдмаршал-лейтенанта . В середине октября 1901 года Ратценхофер под влиянием активного общения с Людвигом Гумпловичем вышел на пенсию, полностью посвятив себя изучению философии и социологии.
Густав Ратценхофер умер в 1904 году после серии лекций в США. Это произошло на трансокеанском лайнере во время возвращения из Нью-Йорка в Бремен .
В 1959 году его именем была названа улица Ратценхофергассе в Вене-Флоридсдорфе (21-й район).
Социологические и философские работы Ратценхофера были опубликованы в последнее десятилетие его жизни (а также одна книга посмертно), между 1893 и 1907 годами. Более ранние его публикации представляли собой военно-исторические труды, посвящённые обороне австрийского государства и истории военных конфликтов. Начав свою карьеру как военный писатель, только в конце жизни Ратценхофер обратился к социологии и политической философии, вооружившись позитивистскими теориями Конта, Милля и Спенсера, а также идеями Людвига Гумпловича о «борьбе рас». В целом тональность его трудов вырастает из политического романтизма Фихте и Шеллинга , но с одной существенной поправкой . Основной научный метод Ратценхофера был в меньшей мере «диалектический», а характерно «биологический», который тогда набирал силу и входил в моду по мере появления в Европе многочисленных дарвиновских школ .
Ратценхофер развивал социологию в русле социального дарвинизма , в целом основываясь на работах Герберта Спенсера , Чарльза Дарвина и Огюста Конта . Он понимал социологию не как отдельную науку, а в качестве органической части некоей всеобъемлющей философской системы, которую он назвал «позитивным монизмом ». Сама же эта философская система в согласии с основными принципами монизма исходила из неких монолитных единых закономерностей и принципов, равным образом проявляющих себя во всех отраслях знания.
В своих работах Ратценхофер отстаивал принципы эволюционной модели , применяемые на материале развития общества. По Ратценхоферу все социальные поступки движимы некоей «первичной силой» (исходящей из врождённых интересов). « Зависть к хлебу» и «любовь к крови» с первобытных времен доминировали в общественных интересах и событиях. Племенное общество подчиняется «закону абсолютной вражды». Затем конфликты, порабощения и другие формы международного обмена совершенствуют «государство-завоеватель», постепенно переводя его в «культурное состояние», завершаясь состоянием цивилизации , внутри которой взаимное сдерживание и мирный баланс интересов делает возможной творчество и свободный формы жизни.
Ратценхофер пытался объяснить все механизмы и закономерности человеческого сосуществования научными методами, постоянно подчеркивая их вторичность по отношению к единому «мировому закону». Его работы считаются важным вкладом в социологическую теорию интересов и эволюции. В частности, в США он признан одним из отцов-основателей политической социологии .
Социальную философию Ратценхофера часто относят к социал-дарвинистскому течению, иногда приписывая это влиянию Людвига Гумпловича, автора книги «Борьба рас» (Der Rassenkampf). На самом деле это не вполне точно. Они оба, и Гумплович, и Ратцехофер являются главными представителями теории конфликта, в целом вдохновлённой окружающим фоном «дарвинистических школ». Представителями того же течения в Италии были, к примеру, и , в Соединенных Штатах — Лестер Уорд и Албион Смолл . Кроме того, Ратценхофер многие годы вёл переписку с Гумпловичем , который приветствовал его труды, в первую очередь, трёхтомник «Природа и цель политики» как строгое и систематическое завершение его собственных идей, прежде всего, теории государства. Согласно Гумпловичу, Ратценхофер добился даже больших достижений в создании объективной и подлинно научной политической науки, рассматривая формирование государства как результат взаимодействия социальных групп, подчиняющихся единым монистическим законам природы во всех областях знания: физической, химической и биологической.
Теория Ратценхофера о конфликтах и социальных интересах, похоже, не нашла особого отклика в Европе, однако имела некоторый резонанс в Соединенных Штатах. Албион Смолл , основатель Чикагской социологической школы , которого, наряду с Уордом , Самнером и Гиддинсом , называют главным пропагандистом в американской социологии, подробно прокомментировал идеи Ратценхофера в своём основополагающем сочинении Общая социология , в котором несколько полемических глав посвящены общей проблематике социального дарвинизма . Смолл с готовностью дополняет свою собственную систему динамической социологии системой Ратценхофера и ещё при жизни последнего, в 1903 году объявляет трёхтомник 1893 года «Природа и цель политики» классическим: «Благодаря этой работе социология достигла своего совершеннолетия» . После смерти Ратценхофера он сделал английские переводы его работ, в частности, его последнюю статью «Проблемы социологии», написанную в США .
Вопрос о влиянии расиалистских концепций Ратценхофера в пангерманских кругах начала XX века остаётся дискуссионным.