Interested Article - Богородица — королева мучеников

Богородица — королева мучеников ( исп. Nuestra Señora, Reina de los Mártires ), также Королева мучеников ( исп. Regina Martirium ) (1781) — фреска Франсиско Гойи , написанная им на колоколе базилика Нуэстра-Синьора-дель-Пилар в Сарагосе в мае 1781 года .

Автор уже расписывал потолок храма девятью годами ранее, но новая его работа не вызвала такого же фурора и изначально не была принята академическим художественным сообществом Испании ввиду своего стиля, потому осталась практически незамеченной.

История создания картины

В 1775 году Гойя со своей женой осели в Мадриде , где жил его шурин и товарищ, придворный художник короля Карла III Франсиско Байеу , предоставивший ему свою творческую мастерскую. Через пять лет второму предложили курировать роспись колоколов в сарагосском храме в исполнении своего брата Рамона и зятя. Рамон занялся фресками «Regina Confessorum», «Regina Patriarcharum» и «Regina Virginum» ( Королева исповедников , Королева патриархов и Королева девственниц ), Байеу фресками «Regina Prophetarum» и «Regina Apostotolorum» — Королевой святых, Королевой апостолов .

Фреска
Колокол, расписанный Франсиско Гойей

Франсиско Гойя же начал писать Regina Martirium и закончил самым первым. Лёгкий, практически эскизный вид фрески не понравился приверженцу классицизма Байеу, порекомендовавшему коллеге доработать картину, назвав ту «огромным наброском», что привело к конфронтации с Франсиско, ибо юноша не желал менять какие-либо элементы работы. По итогам разногласий Байеу отказался руководить коллегой и написал в заводской совет Сарагоса с просьбой освободить его от надзора за зятем. В декабре право руководительства перешло канонику Матиасу Аллуэ; так в начале 1781 года фреска оказалась почти завершённой. Необходимо было представить эскизы аллегорических добродетелей веры , стойкости , кротости и милосердия в четырёх разных углах потолка.

Меньше чем через месяц Франсиско Гойя демонстрирует результаты, не удовлетворяющие совет. Мастера находят в работе художника дефекты и отклоняют, требуя вернуть надзор за художником его шурину. Разочарованный Гойя даже пытается отправить свои труды на профессиональную экспертизу в Королевскую академию изящных искусств , что хорошо говорит о его импульсивной упёртости. Впрочем, Байеу осаждает юношу, указав, будто тот ещё слишком молод, дабы «командовать своему хозяину».

Свободолюбивый художник решает составить рапорт в совет о дискриминации: в обращении пишет, как его вынуждают «раболепствовать» перед Байеу, но в ответе узнаёт, что осуществляет роспись исключительно под правами наёмника, и в процессе им дозволено руководить столько, сколько то необходимо. Подавленный даже сильнее, чем раньше, Франсиско приходит к выводу, будто для поиска недостатков в его картинах совет выделил себе несколько пунктов, которыми и пользуется при аргументации — это якобы высокомерие , надменность , капризная неукротимость и гордость Гойи.

В конце марта художнику приходят одновременно два письма с похожей просьбой о мире с коллегой. Первое ему отправляет отец картезианского монастыря Аула-Деи , где Гойя несколько лет назад писал фрески, а второе — совет. В каждом художника уверяют смириться, простить и покориться воле его родственника. Автор сдаётся, отдаваясь в распоряжение шурина. В середине апреля совет наконец принимает исправленную фреску; 28 мая Гойя заканчивает роспись, а 30 в грубой форме требует все деньги, заработанные им, добавляя, будто само нахождение в Сарагосе «портит его репутацию». Обидевшийся Байеу отсылает обещанную сумму и подговаривает совет больше никогда не нанимать Франсиско.

Дева Мария, вокруг которой расположились святые

Художественный анализ

Композиция

На фреске изображён небосвод, заполненный крупными облаками, где расположились ангелы и мученики ; они окружают собой Деву Марию , чья фигура в композиции доминирует. Голова женщины приподнята вверх, на неё наброшена красноватая и голубая мантии. Сверху парит полупрозрачная корона , опускающаяся на её макушку.

Видимо, Франсиско Гойя обращается к известному в католическом искусстве изображению, когда после вознесения Деву Марию коронуют в сопровождении торжествующих небожителей. На это намекают ангельские чины на фреске и обилие святых, собранных в восхищении перед девушкой (см. агиографию Иакова Ворагинского « Золотая легенда »).

По обе стороны от Богородицы находятся святые: Викентий Сарагосский , Святой Валерий , Лаврентий Римский , Энграция Сарагосская , Алодия и Нунила , а также Герменегильд , Ламберт Маастрихтский , Павел Орозий , святая Екатерина , святые Юстус и Пастор , Димитрий Солунский , святой Клемент I с якорем в руках, полуобнажённый Святой Себастьян , святая Варвара , святой Маврикий , святой Георгий с флагом, на котором изображен его крест; Стефан Первомученик , хорист святой Доминик , апостол Симон Кананит , испанский святой Педро Арбуэс , и апостолы Пётр и Павел с ключом и мечом соответственно.

Положение

Примечания

  1. Luciano di Pietro, Alfredo Pallavisini, Claudia Gianferrari. Geniusze Sztuki: Goya. — Warszawa: KAW, 1987. — ISBN 83-03-01424-2 .
  2. Alfonso Péres Sánchez. Goya. — Warszawa: Oficyna Imbir, 2009. — С. 30-31. — ISBN 978-83-60334-71-3 .
  3. Ferrán Aribau, Francesc Ruidera, Lluís Altafuya, Roberto Castillo, Xavier Costaneda. Goya: su tiempo, su vida, su obra. — Madryt: LIBSA, 2006. — С. 38. — ISBN 84-662-1405-4 .
  4. (исп.) . Fundación Goya en Aragón . Дата обращения: 23 октября 2022. 23 октября 2022 года.
  5. Jeannine Baticle. Goya. — ABC S.L., 2004. — С. 68-69.
  6. Eduardo Torra, Federico Torralba, Carlos Barboza y Teresa Grasa, Tomás Domingo. Regina Martirum Goya. — Zaragoza: Banco Zaragozano, 1982.
  7. . web.archive.org (29 сентября 2007). Дата обращения: 25 октября 2022. Архивировано 29 сентября 2007 года.

Ссылки

Источник —

Same as Богородица — королева мучеников