Interested Article - Кирилл I (патриарх Константинопольский)

Патриа́рх Кири́лл I ( греч. Πατριάρχης Κύριλλος Α΄ , в миру Константи́н Лу́карис греч. Κωνσταντίνος Λούκαρις ; 13 декабря 1570 , Кандия , Крит 28 июня 1638 , Константинополь ) — патриарх Александрийский (1602—1621) и Константинопольский (1612, 1620—1623, 1623—1633, 1633—1634, 1634—1635, 1637—1638).

Биография

Родился в 1572 году на острове Крит , взят был на воспитание своим дядей, александрийским патриархом Мелетием Пигой . Учился в греческой коллегии в Венеции и в Падуанском университете . Был начальником греческого монастыря на острове Крит, потом учителем греческого языка и ректором острожского училища . На Брестском соборе 1596 года , провозгласившем унию западнорусской православной церкви с Римом , присутствовал в качестве экзарха александрийского патриарха. В 1597 году Мелетий Пигас , временно управляя Константинопольской церковью , объявил русских епископов, принявших унию , низложенными, а до поставления новых епископов назначил Кирилла одним из наместников вселенского престола в Киевской митрополии ; но тот был вынужден оттуда спастись бегством, после чего посетил Виттенберг , Женеву и другие центры Западной Европы . Когда польский король Сигизмунд III обратился к Мелетию Пиге за содействием к умиротворению Юго-Западной Руси, волновавшейся по поводу введения унии, патриарх в 1600 году послал в качестве своего уполномоченного Кирилла, который, ничего не успев сделать, скоро вынужден был вернуться в Александрию , где в 1602 году избран был на патриарший престол преемником Мелетия Пиги. В 1621 году Кирилл сделался патриархом константинопольским. Своё управление константинопольской патриархией Кирилл ознаменовал неустанной борьбой с иезуитами , которых поддерживал французский посланник, тогда как патриарх встречал поддержку в представителях протестантских Голландии , Англии и Швеции . Происки врагов привели к тому, что Кирилл четыре раза был лишён престола турецким правительством, но через короткое время вновь возвращал его и даже добился формального изгнания иезуитов из пределов Турции .

Кирилл поддерживал в качестве патриарха деятельные сношения и с Малой Русью. В 1623 году он утвердил луцкое церковное братство и дал его училищу устав, послуживший образцом для других братских школ. Благодаря близким сношениям Кирилла с протестантами, Британский музей владеет александрийским кодексом .

В 1627 году Кирилл основал в Константинополе типографию для печатания духовных книг, в том числе полемических сочинений против католиков. Наконец враги Кирилла обвинили его перед турецким правительством в том, что казаки захватили Азов по внушению патриарха, который ждёт только прибытия этих своих единоверцев к Константинополю, чтобы поднять греков против турок. По повелению султана Мурада IV Кирилл был 28 июня 1638 года задушен, а тело его — брошено в море.

«Восточное исповедание христианской веры»

В 1629 году в Женеве появилось на латинском языке , с именем Кирилла, «Восточное исповедание христианской веры» 1631 года, содержащее в себе кальвинистское учение; в 1633 году оно вышло и на греческом языке. Константинопольский собор 1638 года предал анафеме как исповедание это, так и Кирилла, но Иерусалимский собор 1672 года , специально занимавшийся делом Кирилла, совершенно оправдал его, засвидетельствовав, что Константинопольский собор проклял Кирилла не потому, что считал его автором исповедания, а за то, что Кирилл не написал опровержения на это приписываемое ему сочинение. Тем не менее западные исследователи продолжают настаивать на кальвинизме Кирилла, ссылаясь не только на это исповедание, но и на обширную переписку его с протестантскими учёными (особенно на письма 1618—1620 годов к голландцу Вильгельму). Православный историк епископ Арсений (Брянцев) оспаривал подлинность этой переписки и, между прочим, указывал на 50 писем Кирилла к царю Михаилу Фёдоровичу и Патриарху Московскому Филарету , хранящиеся в главном архиве российского министерства иностранных дел и свидетельствующие о приверженности Кирилла православию, а также на грамоту его 1622 года , в которой он говорит о протестантизме как о богохульном вероучении .

Переписка Кирилла (Лукариса), в которой он подтверждал своё авторство «Восточного исповедания…», и сличение автографа «Восточного исповедания…» с его письмами не оставили сомнения в том, что подлинным автором является сам Кирилл (Лукарис). Однако вплоть до конца XX века подавляющая часть греческих и русских учёных ( И. И. Малышевский , архимандрит Арсений (Брянцев) , В. Я. Малахов , Георгий Михайлидис , Н. Д. Тальберг ) отрицала подлинность «Исповедания…», следствием чего стала канонизация Кирилла в 2009 году Александрийским Патриархатом.

Канонизация

Официальное прославление Кирилла Лукариса состоялось по решению Священного Синода Александрийского патриархата 6 октября 2009 года, а его память отмечается 27 июня .

11 февраля 2022 года был канонизирован решением Священного Синода Константинопольского Патриархата .

Работы

Примечания

  1. А. Брянцев, «Патриарх Кирилл Лукарис и его заслуги для православной церкви», СПб., 1870 — из журнала «Странник».
  2. Малышевский И. И. Александрийский патриарх Мелетий Пигас и его участие в делах Русской Церкви. — К., 1872. — T. 1. — С. 569—571
  3. Арсений (Брянцев), архим. Патриарх Кирилл Лукарис и его заслуги для Православной Церкви. — Симферополь, 1881. — С. 204—206;
  4. Малахов В. Я. от 19 августа 2022 на Wayback Machine // Богословский вестник . 1898. — Т. 2. — № 6. — С. 315
  5. Michaelides G. P. The Greek Orthodox Position on the Confession of Cyril Lucaris // Church History. 1943. — Vol. 12 (2). — P. 118—129
  6. Тальберг Н. Д. от 21 января 2023 на Wayback Machine // Православные Церкви — История Церкви. Часть 2.
  7. от 22 марта 2021 на Wayback Machine . Greek Orthodox Patriarchate of Alexandria and All Africa. 6/10/2009.
  8. [Saint Cyril Loukaris patriarch of Constantinople], Saints (греч.) , Ορθόδοξος Συναξαριστής, 2019-06-27 . Дата обращения: 3 ноября 2022. Архивировано 3 ноября 2022 года. .

Литература

  • Pichler A. Geschichte des Protestantismus in der orientalischen Kirche im 17. Jahrhundert, oder: Der Patriarch Cyrillus Lucaris und seine Zeit. München, Lentner, 1862. — IV, 254 S.
  • Брянцев А. , свящ. Патриарх Кирилл Лукарис и его заслуги для православной церкви. — С.-Петербург : Тип. духов. журн. «Странник», 1870. — [4], 130 с.
  • Дворкин А. Л.
  • Флоря Б. Н. К истории установления политических связей между русским правительством и высшим греческим духовенством (на примере Константинопольской патриархии) // Связи России с народами Балканского полуострова. — М., 1990. — С. 8-42
  • Асташин В. В. Константинопольский патриарх Кирилл Лукарис о положении греческой Церкви в первой трети XVII в. // Мир православия. — Волгоград, 2000. — Вып. 3. — С. 73-86
  • Todt K.-P. Kyrillos Lukaris // La théologie byzantine et sa tradition. — Turnhout, 2002. — Vol. 2. — P. 617—651.
  • // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. — 2006. — № 11 . — С. 42—49 .
  • Апанович К. О. // Верныя веры бацькоў: зборнік матэрыялаў Міжнароднай царкоўна-навуковай канферэнці, прысвечанай 400-годдзю спачыну св. прав. Сафіі Слуцкай і 400-годдзю заснавання Петра-Паўлаўскага сабора ў Мінску (Мінск, 3 мая 2012 г.) / Рэдкал.: І.А. Чарота, Л. Я. Кулажанка. — Мн.: Прыход Свята-Петра-Паўлаўскага сабора, 2013. — С. 144—157.
  • // Богословские труды . — 2013. — Вып. 45 . — С. 325—330 .
  • Бернацкий М. М. // Православная энциклопедия . — М. , 2014. — Т. XXXIV : « Кипрская православная церковь — Кирион, Вассиан, Агафон и Моисей». — С. 553-559. — 752 с. — 33 000 экз. ISBN 978-5-89572-039-4 .
  • Olar O.-V. La boutique de Theophile. Les relations du patriarche de Constantinople Kyrillos Loukaris (1570-1638) avec la Reforme. — Paris: Centre d'etudes byzantines, neo-helleniques et sud-est europeennes; De Boccard, 2019. — 496 с. — (Autour de Byzance. T. 6).
  • Ченцова В. Г. // Вестник церковной истории . — 2021. — № 3/4 (63/64). — С. 359—367.

Ссылки

  • (англ.)
  • (нем.)
Источник —

Same as Кирилл I (патриарх Константинопольский)