Новокрымский проезд
- 1 year ago
- 0
- 0
Рондо-соната — музыкальная форма класса стабильных , имеющая черты рондо и сонатной формы . Форма состоит из трёх основных разделов, в которой по принципу рондо строятся крайние разделы (оба или один из них), а средний представляет собой разработку, заимствованную от сонатной формы .
Экспозиционный (до разработки) и репризный (после неё) разделы тождественны аналогичным разделам большого рондо с повторением побочной темы . Отличие состоит в наличии разработки вместо центрального эпизода.
Обобщенная схема формы такова (ГП — главная партия, ПП — побочная партия, стрелками обозначены ):
ГП | → | ПП | → | ГП | → | Разработка | → | ГП | → | ПП | → | ГП |
Т | D | T | → | T | T | Т |
Область применения рондо-сонаты совпадает с областью применения большого рондо . В основном это финалы сонатно-симфонических циклов , иногда — в других частях. Например, в первой ( Гайдн . Соната для фортепиано D-dur № 38), медленной ( Бетховен . , 2-я часть), скерцо ( Глазунов . , 3-я часть). Чрезвычайно редко применяется как форма самостоятельной пьесы ( Шуберт . Большое рондо для фортепиано в 4 руки, ор. 107).
При своей стабильности форма может иметь разную степень близости к рондо или к сонатной форме . Определяется она следующими факторами (кроме наличия разработки):