Гёце, Болеслав
- 1 year ago
- 0
- 0
Фугетта ( итал. fughetta — «маленькая фуга») — небольшая и относительно несложная с точки зрения композиции фуга .
По своей структуре фугетты схожи с «большими» фугами, однако менее масштабны . Если экспозиция , как правило, присутствует в полном виде, то развивающий раздел может быть краток и ограничиваться интермедией, а завершающая часть нередко ограничивается одним проведением темы . Тем не менее чёткой границы между фугой, фугеттой и так называемой «маленькой фугой» провести нельзя .
Фугетты обычно пишутся для органа или фортепиано , хотя встречаются и другие исполнительские составы. Это может быть как самостоятельная пьеса, так и часть цикла или более крупного целого (в этом случае она близка к фугато ) . Среди известных циклов и сборников — прелюдии и фугетты Баха ( BWV 899—902), шесть фугетт Генделя для органа и клавесина , «Семь пьес в форме фугетт» Шумана .
В XVII—XVIII веках фугетта часто использовалась как форма обработки хоральных мелодий . Сам термин возник в музыке позднего барокко . Вероятно, впервые он был использован И. С. Бахом применительно к его хоральным обработкам для органа, опубликованным в 1739 году в третьей части «Клавирных упражнений» .
В творчестве композиторов XIX—XX веков фугетта встречается значительно реже . В XX веке фугетта получила широкое распространение в репертуаре, предназначенном для педагогических целей, в частности, у Майкапара и Гедике .