Interested Article - Старинная сонатная форма

Старинная сонатная форма музыкальная форма , основанная на тональном различии главной партии и побочно-заключительной группы в экспозиции и транспозиции побочно-заключительной группы в главную тональность в репризе.

От классической сонатной формы она отличается меньшей интенсивностью развития и структурной невыработанностью партий. Как правило, побочный раздел не имеет своей выраженной темы и противопоставляется главному только тонально . Кроме того, разработка не выделена в самостоятельный раздел и не играет определяющей роли для формы. Нет драматургических контрастов и конфликтного противопоставления образов. Это доказывает, что связь старинной сонатной формы с классической только структурная, а классическая сонатная форма — принципиально новое явление в истории музыки.

Форма сформировалась и применялась в эпоху барокко . Позже она стала неактуальна и применялась исключительно в стилизациях .

Классификация

Выделяют 3 аспекта в классификации старинной сонатной формы:

  • По преобладающему складу:
  1. Старинная сонатная форма полифонического склада (типа ).
  2. Старинная сонатная форма гомофонного склада (предклассическая сонатная форма).
  • По количеству тем:
  1. Однотемная.
  2. Многотемная.
  • По количеству частей формы:
  1. Двучастная.
  2. Трёхчастная.

Старинная сонатная форма (типа развёртывания)

Этот тип формы в основных чертах схож с (двухчастной или трёхчастной) типа развёртывания. Ему также присущи тематическая однородность и отсутствие жёсткой метрики , позволяющая создавать протяжённые построения без метрических ограничений.

Отличие от малых форм состоит в том, что в старинной сонатной форме имеет место большая и чётко выраженная доминантовая зона в конце первой части (в малых формах она была представлена только ). При этом старинная сонатная форма остаётся близкой малым формам, что подтверждается общей областью применения ( прелюдии , танцы из сюит , арии ).

Известны две разновидности этой формы: 2- и 3-частная (соответствующие простым 2- и 3-частной формам эпохи барокко).

Предклассическая сонатная форма

Она уже принципиально отличается от барочных малых форм и стоит ближе к классической сонатной форме. Здесь чётче выражены функции разделов, тематизм более определён, метрика ориентирована на , формируется разработочное развитие. При этом формы ещё часто двухчастны и однотемны.

Разрыв связи с малыми формами барокко подтверждается различием области применения — предклассическая сонатная форма не применяется в танцах из сюит и связана преимущественно с жанром сонаты .

Формировалась она в основном в творчестве итальянских композиторов — Д. Скарлатти , Б. Галуппи , Д. Тартини и других.

См. также

Сонатная форма

Источник —

Same as Старинная сонатная форма