Interested Article - 12 (фильм)
- 2020-04-16
- 2
«12» (рабочее название: « 12 разгне́ванных мужчи́н ») — российский полнометражный художественный фильм 2007 года режиссёра Никиты Михалкова , ремейк классической юридической драмы американского режиссёра Сидни Люмета « Двенадцать разгневанных мужчин » ( англ. «Twelve Angry Men» ) , снятого в 1957 году по одноимённому телеспектаклю американского драматурга Реджинальда Роуза , и второго фильма по тому же сценарию, снятого в 1997 году режиссёром Уильямом Фридкиным . Именно с этой пьесы Роуза началась режиссёрская карьера Никиты Михалкова: сорок лет назад он поставил по ней дипломный спектакль в Высшем театральном училище имени Б. В. Щукина .
Слоган фильма — «Для всех и про каждого…».
В центре сюжета — обсуждение двенадцатью присяжными заседателями уголовного дела об убийстве чеченским юношей своего приёмного отца. «Фильм — размышление о том, что такое свобода, сострадание, способность помочь совершенно постороннему человеку, оказавшемуся в беде, серьёзный разговор о том, что волнует сегодня каждого» .
В сентябре 2007 года картина демонстрировалась на 64-м Венецианском международном кинофестивале , на котором Никита Михалков получил приз «Специальный Золотой лев» за общий вклад в киноискусство, с формулировкой «за творчество в целом и за подтверждённые в новом фильме выдающиеся способности к исследованию бытия во всей его сложности с великим чувством и гуманизмом» .
В январе 2008 года лента была номинирована на премию «Оскар» за 2007 год Американской академии кинематографических искусств и наук в категории « Лучший фильм на иностранном языке » .
Сюжет
Судом присяжных разбирается уголовное дело о восемнадцатилетнем чеченском юноше, обвиняемом в убийстве своего приёмного отца — офицера российской армии , воевавшего в Чечне . Здание суда ремонтируется, и комнату для совещания присяжных оборудовали в здании соседней школы. Присяжные заседатели, собравшиеся в спортивном зале, изначально рассматривают дело формально и равнодушно — казалось бы, всё совершенно ясно. За виновность голосуют все, кроме одного, что вызывает изумление остальных присяжных. Голосующий против инженер-электронщик ( Сергей Маковецкий ) рассказывает собранию свою историю — о том, как его самого, в прошлом погибавшего от пьянства, спасла жалость случайной попутчицы — в дальнейшем его жены. Он просит показать присяжным нож, которым убили офицера. При осмотре ножа выясняется, что это нож, похожий на боевой американский, предназначенный для подразделений спецназа. Неожиданно присяжный номер 1 показывает такой же нож, который он законно купил на рынке. При повторном голосовании против голосует ещё один присяжный — пожилой еврей ( Валентин Гафт ), который вспоминает кошмары Холокоста и любовь своего отца к жене эсэсовца, которая ответила взаимностью, и акцентирует внимание присяжных на безразличном и бездушном поведении адвоката. Дискуссия становится всё более напряжённой, и один из присяжных — русский таксист, придерживающийся националистических убеждений ( Сергей Гармаш ), рассуждая, пытается оказать влияние на хорошо одетого телевизионного продюсера ( Юрий Стоянов ), устраивая впечатляющее воссоздание ужасной сцены убийства. Однако врач-хирург, тбилисский армянин ( Сергей Газаров ), убеждает коллег, что владение холодным оружием — многовековая часть национальной культуры народов Кавказа, что мальчик, не отличающийся ростом, скорее всего, просто не мог бы нанести столь непрофессиональный удар ножом сверху вниз. После этого легко возбудимые и часто меняющие своё мнение присяжные изо всех сил начинают пытаться вынести окончательный вердикт. В самом центре их бурной дискуссии — задумчивый и молчаливый старшина присяжных ( Никита Михалков ).
Большая часть действия фильма посвящена обсуждению присяжными заседателями разбираемого дела, которое дополнено рассказами присяжных о различных жизненных ситуациях, а также флешбэками из детства подсудимого в Чечне и сценами, где он находится в камере, ожидая решения присяжных. По мере того как присяжные вновь перебирают факты, становится ясно, что чеченского юношу подставили. Один за другим присяжные меняют свой голос на «не виновен».
Председатель ( Никита Михалков ), с самого начала поняв, что юноша невиновен, голосует за это последним. На свободе юноше, по его мнению, грозит месть подставивших его преступников. В финале картины председатель берёт чеченского юношу к себе.
Актёры и персонажи
Присяжный
заседатель № |
Персонаж | Актёр |
№ голоса
«не виновен» |
---|---|---|---|
1 | Учёный-физик, представитель иностранной фирмы (в прошлом — сотрудник НИИ), основной протагонист фильма, инициатор раскола | Сергей Маковецкий | 1 |
2 | Старшина скамьи, художник-любитель, офицер, ветеран боевых действий на Северном Кавказе, владеет чеченским языком | Никита Михалков | 12 |
3 | Таксист, придерживающийся националистических взглядов, основной антагонист фильма | Сергей Гармаш | 10 |
4 | Интеллигент, чистокровный еврей, чей отец прошёл сталинские лагеря из-за любви к красавице-литовке — жене эсэсовского офицера | Валентин Гафт | 2 |
5 | Пенсионер, ветеран труда, бывший работник «Метростроя» | Алексей Петренко | 3 |
6 | Крупный бизнесмен, генеральный директор телеканала «ЛТВ», выпускник Гарвардского университета | Юрий Стоянов | 7 |
7 | «Тифлисский армянин» , вспоминающий « авлабарское детство», хирург, владелец частной клиники, потерял брата из-за пристрастия того к наркотикам | Сергей Газаров | 6 |
8 | Артист-певец, юморист, опоздавший на гастроли | Михаил Ефремов | 4 |
9 | Директор кладбища | Алексей Горбунов | 9 |
10 | Демократ-правозащитник | Сергей Арцибашев | 11 |
11 | Инженер-строитель | Виктор Вержбицкий | 8 |
12 | Преподаватель университета, декан | Роман Мадянов | 5 |
В фильме также снимались
- Александр Адабашьян — судебный пристав
- Апти Магомаев — подсудимый
- Абди Магомаев — подсудимый в детстве
- Наталья Суркова — судья
- Константин Глушков — адвокат
- Владимир Нефёдов — прокурор
- Вячеслав Гилинов — дедушка
- Любовь Руднева — дочка свидетеля
- Ольга Хохлова — соседка
- Игорь Верник — свидетель в золотых очках
- Владимир Комаров — отчим мальчика
- Лаша Марыхуба — гвардеец
- Ферит Мязитов — Михаил Сергеевич Горбачёв
- Абдулбасыр Гитинов — маленький мальчик
- Микаэл Базоркин — отец
- Меседо Салимова — мать
- Сослан Санакоев — 1-й танцор
- Алан Цопанов — 2-й танцор
- Геннадий Терновский — командир группы захвата
- Андрей Сухарев — милиционер
Создание
Первоначально на роль 1-го присяжного, учёного, пробовался Олег Меньшиков , которому Михалков доверял всецело, однако Меньшиков отказался, объяснив это тем, что не согласен с трактовкой образа . Разработка большинства персонажей в сценарии велась под конкретных актёров.
Фильм был снят за пять недель. Всех актёров, исполнивших роли присяжных заседателей, режиссёр взял без кинопроб. Единственное условие было — отказ от всех параллельных проектов во время съёмок, которые им были предложены . Исключением стал Валентин Гафт — Михалков позволил ему играть в театре.
Творческий союз Никиты Михалкова и Александра Адабашьяна длится много лет. Адабашьян принимал участие во многих фильмах Михалкова как сценарист и художник (первый совместный фильм — « Свой среди чужих, чужой среди своих », 1974 год — художник, исполнитель роли гонца). В фильме «12» он сыграл небольшую роль судебного пристава, что было отдельно отмечено в титрах перед фильмом. Участие Адабашьяна в эпизодических ролях в фильмах Михалкова — своего рода визитная карточка этих фильмов.
Композитор Эдуард Артемьев писал музыку к большинству фильмов Никиты Михалкова. Первой их совместной работой был фильм « Спокойный день в конце войны » (1970).
Помимо прокатной версии фильма (2,5 часа), существует (3,5 часа) и расширенная режиссёрская (телевизионная) версия (4 серии по 52 минут). В ней, среди прочего, присутствует полностью вырезанный из обычной версии финальный эпизод на улице, где присяжные разъезжаются по домам, и большая сцена с диалогом демократа-правозащитника (Арцибашев) и художника (Михалков) в туалете. В этой сцене зрителю становится ясно о причинах недомолвок художника о своей профессии — оказывается, он офицер ГРУ в отставке, по-видимому участвовавший в разработке операций в Чечне по уничтожению боевиков . Телевизионная версия транслировалась на « Первом канале » в ноябре 2008 года.
Существует предположение, что прототипом директора телеканала (Юрий Стоянов) является Дмитрий Лесневский — известный продюсер и один из основателей телеканала « РЕН ТВ » .
Фильм предваряется фразой: «Не следует искать здесь правду быта, попытайтесь ощутить истину бытия. Б. Тосья». Фильм заканчивается фразой: «Закон превыше всего, но как быть, когда милосердие оказывается выше закона. Б. Тосья». Судя по всему, Б. Тосья — вымышленное имя .
В фильме присутствует заимствование из более ранней ленты Никиты Михалкова « Родня » (1981) — внезапно звонящий будильник в портфеле, который персонаж выключает, ударяя по портфелю.
Завершение съёмок фильма профинансировал российский миллиардер Михаил Прохоров .
Отзывы
Мне кажется, у нас не много таких картин, которые говорят именно о морально-нравственных ценностях. У нас становится всё больше и больше развлекательных фильмов, мы видим на экране так называемый „экшн“, а вот глубоких, волнующих вещей очень мало. И очень важно, что в фильме затронуты проблемы межнациональных отношений и особенно отношений на Кавказе, причём, сделано это не в уже привычном жанре боевика, а с уважением и желанием понять эту проблему. А что касается того, КАК этот фильм сделан, то, мне кажется, что я прослушал замечательную симфонию в исполнении первоклассного оркестра, состоящего из солистов первой величины .
Судьба этого человека, молодого паренька — как моя судьба: у меня было всё, и в один момент я также всё потерял — потерял отца .
Признание и награды
- В сентябре 2007 года фильм «12» демонстрировался на 64-м Венецианском международном кинофестивале , на котором Никита Михалков получил приз «Специальный Золотой лев» за общий вклад в киноискусство, с формулировкой «за творчество в целом и за подтверждённые в новом фильме выдающиеся способности к исследованию бытия во всей его сложности с великим чувством и гуманизмом» .
-
В январе 2008 года картина стала
лауреатом
национальной кинопремии «
Золотой орёл
» «Академии кинематографических искусств и наук России» за 2007 год в пяти номинациях:
- « Лучший игровой фильм » (продюсеры — Никита Михалков , Леонид Верещагин ; режиссёр — Никита Михалков ),
- « Лучшая режиссёрская работа » (режиссёр — Никита Михалков ),
- « Лучшая мужская роль в кино » (актёры — Сергей Маковецкий , Никита Михалков , Сергей Гармаш , Валентин Гафт , Алексей Петренко , Юрий Стоянов , Сергей Газаров , Михаил Ефремов , Алексей Горбунов , Сергей Арцибашев , Виктор Вержбицкий , Роман Мадянов ),
- « Лучшая музыка к фильму » (композитор — Эдуард Артемьев ),
- « Лучший монтаж фильма » ( Андрей Зайцев , Энцо Меникони).
- В январе 2008 года фильм был номинирован на премию «Оскар» за 2007 год Американской академии кинематографических искусств и наук в категории « Лучший фильм на иностранном языке » .
-
В марте 2008 года лента стала обладателем российской кинематографической премии «
Ника
» в двух номинациях:
- « Лучшая мужская роль » (актёр — Сергей Гармаш ),
- « Лучшая музыка к фильму » (композитор — Эдуард Артемьев ).
См. также
- «Двенадцать разгневанных мужчин» (фильм, США, 1957)
- «Двенадцать разгневанных мужчин» (фильм, США, 1997)
Примечания
- — Google .
- Ольга Гринкруг. . Журнал « Русский репортёр » (11 сентября 2007). 11 мая 2013 года.
- Мария Бейкер . от 28 декабря 2008 на Wayback Machine « Русская служба Би-би-си » // news.bbc.co.uk (7 сентября 2007 года)
- от 27 сентября 2017 на Wayback Machine Официальный сайт Студии «ТриТэ» Никиты Михалкова // trite.ru
- ↑ от 12 сентября 2012 на Wayback Machine 12 сентября 2012 года.
- ↑ от 27 сентября 2017 на Wayback Machine « РИА-Новости » // ria.ru (10 сентября 2007 года)
- ↑ Светлана Хохрякова . от 27 сентября 2017 на Wayback Machine « Новая газета » // novayagazeta.ru (12 сентября 2007 года)
- ↑ от 13 марта 2016 на Wayback Machine « РИА Новости » // ria.ru (22 января 2008 года)
- . Газета «Салидарнасць» (Белоруссия) // gazetaby.com (13 октября 2007 года)
- . Дата обращения: 10 октября 2017. 11 октября 2017 года.
- Татьяна Хорошилова. . « Российская газета », Союз Беларусь-Россия, № 327 (13 сентября 2007). Дата обращения: 3 января 2013. 20 ноября 2011 года.
- Лилиана Фесенко . от 7 ноября 2013 на Wayback Machine Газета « Комсомольская правда в Украине » // kp.ua (26 октября 2007 года)
- от 27 сентября 2017 на Wayback Machine Официальный сайт Студии «ТриТэ» Никиты Михалкова // trite.ru (31 декабря 2005 года)
- ↑ Артём Ефимов . от 15 марта 2016 на Wayback Machine // « Lenta.ru » (21 сентября 2007 года)
- Илья Бер, обозреватель . от 28 сентября 2015 на Wayback Machine « РИА-Новости » // ria.ru (15 февраля 2012 года)
- ↑ от 27 сентября 2017 на Wayback Machine Официальный сайт Студии «ТриТэ» Никиты Михалкова // trite.ru (3 ноября 2007 года)
Литература
- . // Институт государства и права РАН . — 26.12.2009.
Ссылки
- на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
- 2020-04-16
- 2