Валаамская икона Божией Матери
- 1 year ago
- 0
- 0
Лиддская икона Божией Матери ( Римская икона Пресвятой Богородицы ) — почитаемая в Православной церкви икона Богородицы . Празднование совершается 12 (25) марта ( Лиддская на столпе ) и 26 июня ( 9 июля ). Икона относится к иконописному типу Одигитрия . На некоторых иконах называемых Лиддской, десницы Богородицы и Иисуса соприкасаются так, что Дева Мария прикрывает кистью руку своего Сына .
Согласно византийскому сказанию , также изложенному святителем Димитрией Ростовским , первообраз иконы является нерукотворным и появился в городе Лидда (совр. Лод), где апостолами Петром и Иоанном был сооружен храм в честь Пресвятой Богородицы. Придя в Иерусалим, апостолы просили Божию Матерь посетить и Своим присутствием освятить и благословить этот храм. Богородица сказала: «Идите с миром, там и Я с вами буду». Вернувшись в Лиддский храм, апостолы увидели на одном из каменных столпов нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. Затем Божия Матерь посетила Лиддский храм и «подала Своему образу благодать и силу чудотворения» .
В период правления императора Юлиана Отступника (361—363) образ пытались уничтожить, но каменотёсы не смогли повредить его, он лишь углублялся внутрь столпа. После этого Лидда стала местом христианского паломничества .
В VIII веке будущий Константинопольский патриарх Герман посетил храм в Лидде и повелел одному иконописцу сделать на доске точный список с этого образа. После этого Герман привёз икону в Константинополь. С началом гонений на православных со стороны императора-иконоборца Льва Исаврянина патриарх Герман, находясь в изгнании, ради спасения иконы, опустил её в море. За одни сутки икона приплыла в Рим, где по божественному откровению была встречена папой Григорием и принесена им в собор Святого Петра . С тех пор от иконы происходили чудеса и подавались исцеления. Перед своим изгнанием из византийской столицы патриарх Герман также отправил по морю икону Иисуса Христа, которая также приплыла в Рим .
В IX веке, когда на Востоке при императоре Михаиле III было восстановлено иконопочитание , икона снялась со своего места в соборе Святого Петра и достигнув Тибра , опустилась на его воды и поплыла по течению к морю. Вскоре икона приплыла в Константинополь, где была принесена царице Феодоре . Патриарх Мефодий перенес образ из царских палат на площадь Халкопратию и там поместили его в храме Пресвятой Богородицы .
С того времени чудотворный образ стал называться «Римским». Празднование в его честь было установлено на 26 июня ( 9 июля ) . Память Лиддской иконе Богоматери (на столпе) празднуется 12 (25) марта .
История спасения иконы в период иконоборчества основана на историческом факте отправки патриархом Германом в Рим папе Григорию II ряда константинопольских святынь, которые в настоящее время хранятся в личной папской капелле Сан-Лоренцо рядом с базиликой Сан-Джованни ин Латерано .
На Руси в середине XVI века история Лиддской иконы получила новое толкование. Эта икона стала отождествляться с Тихвинской иконой Божией Матери . В одной из версий «Сказания о Тихвинской иконе Богоматери» повествуется о том, что незадолго до завоевания Константинополя турками в 1453 году, Лиддская икона исчезла из храма в Константинополе и появилась в новгородских пределах .
Лиддская икона Богоматери пользовалась особым вниманием в Московском царстве во второй половине XVI века. Об этом свидетельствует создание в этот период нескольких произведений с иллюстрациями Сказания о Лиддской иконе. В настоящее время известно пять таких памятников:
Все циклы представляют подробную версию повествования и отличаются друг от друга лишь некоторыми деталями, исключение составляет роспись Смоленского собора, имеющая сокращенный вариант этой же истории .
Историк Н. П. Кондаков высказывал предположение, что Лиддская икона может быть соотнесена с иконой Божией Матери « Спасение народа Римского » (VI век) из римской базилики Санта-Мария-Маджоре . Историк А. Н. Грабар отождествлял Лиддскую икону с энкаустическим образом Богоматери конца VII — начала VIII века из церкви Санта-Франческа-Романа в Риме .