Interested Article - Неупиваемая Чаша
- 2020-05-08
- 1
Ико́на Бо́жией Ма́тери «Неупива́емая Ча́ша» — икона Богородицы , происходящая из Введенского Владычного монастыря Серпухова . Известна с 1878 года и почитается в Русской церкви как чудотворная .
Иконографически восходит к типу Богородицы- Оранты . Мария изображена в молитвенной позе с воздетыми руками, Младенец Христос — стоящим в чаше и благословляющим обеими руками.
Считается, что молящиеся перед этим образом могут получить исцеление от болезней, в том числе от алкоголизма и наркомании .
Первоначальный явленный образ был утерян в 1929 году. Существующие два чудотворные списка находятся в Серпухове в Высоцком и Владычном монастырях.
Празднование иконе совершается 5 мая по юлианскому календарю .
Происхождение иконы «Неупиваемая Чаша»
История иконы «Неупиваемая Чаша» берёт начало от Никейской иконы «Бысть чрево Твое Святая Трапеза», которая прославилась в 304 году, во время осады города Никеи , находящегося в Малой Азии . «Некто Константин, отчаявшись в победе над врагом и виня в этом Бога, увидел недалеко от себя икону Богоматери и решил в гневе и ожесточении совершить поругание над нею: он разбил икону, бросая камень, а затем начал топтать ногами чтимый святой образ. Но Бог поругаем не бывает! В эту же ночь ему явилась во сне Богородица и сказала: „Ты учинил Мне великое поругание. Знай, что сделал это себе на погибель“. Наказание святотатца не замедлило последовать. Во время сражения Константин вместе с другими воинами устремился на стены для отражения неприятеля и, пораженный камнем в голову, пал бездыханный».
Об этом событии было рассказано отцам Первого Никейского Собора в 325 году, которые положили начало пения пред иконой Богородицы: «Бысть чрево Твое Святая Трапеза». В назидание всем верующим, что всякий ядущий Тело Христово (принимающий таинство Святого причастия) не умирает, даже если и терпит в жизни множество напастей и скорбей .
Явление образа
Явление образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году . Крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии , отставному солдату, одержимому страстью пьянства и вследствие этого утратившему способность ходить, во сне явился старец- схимник и сказал: «Иди в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери „Неупиваемая Чаша“, отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом». Крестьянин не сразу отправился в монастырь, но после третьего явления старца он на четвереньках отправился в путь .
Придя в женский Введенский Владычный монастырь , страждущий рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен , но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда в качестве такой иконы была предложена икона с изображением Чаши, которая находилась в проходе из соборного храма в ризницу. На обороте этой иконы оказалась надпись: «Неупиваемая Чаша». В явившемся крестьянину схимнике он узнал старца Варлаама — строителя этого монастыря. После совершения молебна бывший пьяница получил не только исцеление больных ног, но и утратил пристрастие к алкоголю . Затем стали совершаться многочисленные исцеления по молитве перед этим образом .
Икона особо почиталась в Серпухове. В центре города при храме благоверного князя Александра Невского было создано Александро-Невское братство трезвости. Каждое воскресенье при большом стечении народа перед списком с чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в храме совершались молебны с чтением акафиста , обычно завершавшиеся религиозно-нравственными беседами .
Почитание иконы носило в основном местный характер, о чём свидетельствует отсутствие упоминания о ней в дореволюционной церковной литературе (кроме нескольких местных статей) . Икона вдохновила писателя И. С. Шмелёва на написание повести «Неупиваемая Чаша» (1918 год) .
Утрата образа
После закрытия Владычного монастыря в 1920-е годы чудотворная икона была перенесена в Никольский собор — кафедральный собор Николы Белого . В 1928—1930 годах Серпуховскую кафедру возглавлял епископ Мануил (Лемешевский) . В воспоминаниях о нём было написано, что он восстановил почитание святыни этой обители, местночтимой иконы Богоматери «Неупиваемая Чаша», которое к тому времени постепенно приходило в забвение. Также по просьбе верующих с благословения епископа Серпуховского Мануила было написано восемь копий с чудотворной иконы .
В 1929 году Никольский собор был закрыт, все его святыни сожжены на берегу реки Нары . Иконы с изображением образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша», включая первообраз, бесследно исчезли, молебные служения прекратились .
Восстановление почитания иконы
Почитание иконы «Неупиваемая Чаша» возобновилось в 80-х годах XX века. Настоятель местной церкви Пророка Илии архимандрит Иосиф (Балабанов) (с 7 октября 2002 года епископ Биробиджанский и Кульдурский ) возобновил в Серпухове дореволюционную традицию по воскресным дням совершать молебны об исцелении от недуга пьянства с чтением акафиста Божией Матери «Неупиваемая Чаша» .
После возобновления в 1991 году Серпуховского Высоцкого монастыря молебное служение «Неупиваемой Чаше» стало совершаться в этом монастыре. В 1992 году российский иконописец Александр Соколов написал новую икону «Неупиваемая Чаша», которая стала известна во всём православном мире. Образ украсили серебряной басменной ризой , а позже в левый нижний угол иконы был вставлен ковчежец с частью пояса Пресвятой Богородицы . К образу началось паломничество , сообщалось о чудесах .
6 мая 1996 года в Серпуховском Введенском Владычном женском монастыре , в месте явления первообраза в XIX веке, был освящён вновь созданный список чудотворной иконы .
30 мая 1997 года по благословению патриарха Алексия II икона «Неупиваемая Чаша» была внесена в православный церковный календарь , что явилось официальным признанием всероссийского почитания этого образа Богоматери .
Примечания
- ↑ . Православный Серпухов.
- ↑ Дата обращения: 9 января 2015. 9 января 2015 года.
- Козлова И. Д. от 9 января 2015 на Wayback Machine // Вестник Томского гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. — № 2. — 2011. — С. 55.
Литература
- Козлова И. Д. от 9 января 2015 на Wayback Machine // Вестник Томского гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. — № 2. — 2011. — С. 52—58.
Ссылки
- от 25 апреля 2010 на Wayback Machine
- от 20 февраля 2009 на Wayback Machine
- от 4 июня 2014 на Wayback Machine
- 2020-05-08
- 1