Interested Article - Санта-Мария-делла-Салюте
- 2021-02-16
- 1
Церковь Санта-Мария делла Салюте ( итал. Chiesa di Santa Maria della Salute — Церковь во имя Святой Марии Спасительницы) — приходская церковь (chiesa), возведённая в ранг «малой базилики» (Minor Basilica) в Венеции на Гранд-канале в районе Дорсодуро . Церковь называют базиликой , хотя её главная архитектурная особенность заключается в том, что она имеет не базиликальный план, а представляет собой редкий для Венеции образец центрического церковного здания .
История строительства
Построена в 1631—1687 гг. в память избавления города от чумы 1630—1631 годов ( итал. salute — здравие, спасение, избавление). Чума унесла около 100 000 жизней, что составляло более трети населения города. Церковь открывает вход в Гранд-канал из Венецианской лагуны , и её силуэт с огромным куполом высотой 60 метров эффектно выделяется на фоне неба. В 1631 году молодой архитектор Бальдассаре Лонгена приступил к строительству по решению Большого Совета , дожа Николо Контарини и по желанию жителей города. Строительство продолжалось более полувека и закончилось в 1681 году. Однако оформление интерьера и наружного декора продолжалось и позднее, после смерти Лонгены в 1682 году под руководством его ученика Антонио Гаспари . По сохранившимся данным, для фундамента церкви было использовано более миллиона деревянных балок, из них более 100 000 было забито в дно в качестве свай.
Так же как и в церкви Иль Реденторе , в церкви Санта-Мария делла Салюте ежегодно служат мессу в память избавления от чумы. 21 ноября, в день, когда Католическая церковь отмечает праздник « Введение во храм Пресвятой Богородицы », отмечается праздник . В этот день от Дворца дожей до храма наводят понтонный мост.
Особенности архитектуры
Архитектуру храма часто относят к стилю барокко . Это условно, поскольку стиль барокко в его классическом варианте в Венеции не получил достаточного развития. Но даже для венецианской архитектуры XVII века композиция церкви необычна. Храм построен в виде октогона (восьмигранника). На октогоне установлен восьмигранный барабан с типично венецианским куполом с пятнадцатью рёбрами, похожим на купола собора Сан-Марко . Над алтарной частью , пристроенной вне основного восьмигранника, высится второй купол, меньшего размера. В каждой грани барабана расположены парные арочные окна. Барабан поддерживают контрфорсы в виде больших волют , увенчанных статуями. Как и в готических соборах Северной Европы, статуи «нагружают» контрфорсы, увеличивая прочность всей конструкции. Вопреки классике центрических храмов, предполагающей одинаковое восприятие здания со всех сторон, грани октогона оформлены портиками , различающимися по стилю. Столь живописное мышление присуще именно венецианским мастерам.
Иконографическая программа церкви, включая символику всех архитектурных элементов, складывалась под влиянием мистического сочинения Лоренцо Лонго «Сотерия» («Спасение», 1644). Вход в собор оформлен в виде древнеримской триумфальной арки. Треугольный фронтон с парапетом украшен статуями архангела Михаила , побивающего сатану, Иоанна Предтечи и Девы Марии . К главному входу ведут 15 ступеней широкой лестницы, которые символизируют 15 ступеней Храма Соломона в Иерусалиме и 15 десятков бусин чёток Розария Девы Марии. Такая же лестница спускается от площадки перед храмом к водам канала, создавая впечатление, что весь храм вышел из моря. Б. Лонгена пояснял в своем проекте, что и купол и центрическое внутреннее пространство восьмигранника символизируют Розарий Девы Марии . В тимпанах каждого из восьми фронтонов фасада церкви изображена восьмилучевая «Звезда Девы Марии», являющаяся эмблемой монашеского ордена кармелиток . Лантерна купола увенчана обитой медными листами деревянной статуей Мадонны Иммакулаты (Непорочной). В руках Мадонна держит флотоводческий жезл. В 1672 г. венецианцы вывезли эту статую из Кандии (острова восточного Средиземноморья) после захвата островов турецким флотом .
Внутреннее убранство
Интерьер собора образует просторный центральный октагон, пронизанный светом, льющимся из больших окон барабана и лантерны купола. Он опоясан амбулаторием , из которого можно пройти в каждую из шести капелл. Октагон оформлен аркадой по колоннам композитного ордера , поэтому его именуют периболом . Он вызывает ассоциации с античностью и одновременно пронизан барочным ощущением «перетекания пространства». Пол украшен мозаикой сложнейшего геометрического узора с мотивами восьмилучевой звезды. В центральной розетке помещена латинская надпись: Unde origo, inde salus — «Откуда (Венеция) произошла, оттуда и пришло спасение»). Имеется ввиду легенда об основании города 25 марта 421 г., в день праздника Благовещения Марии. Вокруг надписи изображены пять роз, а по большому кругу — тридцать две розы (символы Розария). В капеллах находятся ценнейшие произведения искусства: картины Луки Джордано , Пьетро Либери ; в первой капелле справа — картина «Сошествие Св. Духа на Апостолов» работы Тициана (1546).
В так называемой малой ротонде , в центральном алтаре, украшенном статуями (совместная работа архитектора Лонгены и скульптора Джусто Ле Курта ), помещена одна из древнейших святынь города — «Мадонна делла Салуте», она же икона типа Одигитрии византийского письма XII в., известная под названием Месопандитисса (Междупраздничная) В обычные дни она закрывается бронзовыми створками. Икону венецианцы вывезли из Кандии в 1670 году. Название происходит от того, что чествование иконы приходилось между церковными праздниками Рождества и Представления Христа в храме (в православии: Сретения). В сакристии церкви находятся 12 картин Тициана, большое полотно Тинторетто « Брак в Кане Галилейской » (1561), а также картины Падованино , М. Базаити , Сассоферато .
30 августа 2010 года в церкви произошёл пожар, во время которого была залита водой картина Тициана «Давид и Голиаф», украшающая плафон церкви Санта-Мария-делла-Салюте, и две другие картины. Картина изображает молодого Давида , опустившего свой меч и поднявшего руки к небу над обезглавленным телом Голиафа .
-
Базилика видна из Бачино-ди-Сан-Марко
-
Вид базилики с Гранд-канала
-
Базилика ночью
-
Большой купол и приделы базилики
-
Купол церкви
-
Хор базилики и Малая ротонда. Алтарь с иконой Месопандитиссы. Архитектор Б. Лонгена, скульптор Джусто Ле Курт. 1670-1674
-
Мраморная мозаика пола
-
Интерьер храма
-
Золотой трон Папы Пия X
-
Антепендиум алтаря
См. также
- На Викискладе есть медиафайлы по теме
- Список церквей Венеции
Примечания
- Basilicas Italy, Vatican City State, San Marino (№ 203) от 26 декабря 2015 на Wayback Machine
- Zucconi G. Venezia. Guida all' architettura. — Verona, EBS, 1993. — P.89
- Власов В. Г. . Санта Мария делла Салуте // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VIII, 2008. — С. 546—548
- Chiesa di S.Maria della Salute. Venice. — Milano: Edizione Kina Italia, 1994
- . РИА Новости (30 августа 2010). Дата обращения: 30 августа 2010. 17 февраля 2012 года.
- 2021-02-16
- 1