Брызгунова, Елена Андреевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Елена Московская (Елена (Агриппина) Семёновна Девочкина; ум. 18 ноября 1547 (1548 )) — первая игуменья московского Новодевичьего монастыря , неканонизованная святая , схимонахиня ( схимница ).
Елена Московская почитается в Русской православной церкви в лике преподобных , память совершается (по юлианскому календарю ) в воскресение перед 26 августа в Соборе Московских святых .
Происходила из рода Девочкиных — землевладельцев Галичского , Нижегородского и Суздальского уездов . Предполагаемые, на основе записи в синодике Новодевичьего монастыря, имена её родителей — инок Сергий и инокиня Таисия. Возможное мирское имя Елены — Агриппина (во вкладной книге Новодевичьего монастыря память Елены приведена под 23 июня, когда совершается память мученицы Агриппины Римской ; но, возможно, Агриппина — это её имя в монашеском постриге , а Елена — имя, взятое при постриге в схиму ). Приняла монашеский постриг в суздальском Покровском монастыре .
Весной 1525 года вместе с 18 инокинями Покровского монастыря Елена по указанию великого князя Василия III перешла в основанный им по обету московский Новодевичий монастырь. В своей духовной грамоте Елена сообщает об этом:
взял меня из обители Пречистые Богородицы честнаго и славного её Покрова ис Суздаля не моим хотением, но Божьим изволением с вами, моими госпожами, и служебники и приказал монастырь ведати мне, да со мною Софье Ковурове, да Феофане.
Из-за отсутствия ранних монастырских документов (уничтожены во время московского пожара в мае 1571 года) невозможно установить, сколько времени Елена управляла монастырём.
Перед смертью Елена с благословения митрополита Макария составила духовную грамоту, которая содержит как краткие биографические сведения о ней, так и является своеобразным уставом , оставленным ею монастырю. Из духовной грамоты следует, что к концу жизни Елена болела (сообщается о «всяких немощах», включая глухоту и слепоту) и не управляла монастырём (игуменьей в тот период была Евникея), но продолжала пользоваться авторитетом среди сестёр. Духовная грамота Елены содержит важные данные о первых годах существования аристократического Новодевичьего монастыря, где постриг принимали представительницы знатных родов. Их родственницы, навещая их, подолгу проживали в монастыре, ведя мирской образ жизни (содержали прислугу, имели неуставные трапезы). Елена, выступая против этого, в своей духовной запрещает жить в монастыре мирянкам, а для монахинь устанавливает запрет на прислугу и еду в кельях .
Елена скончалась 18 ноября 1547 года и была погребена у северной стены алтаря Смоленского собора монастыря, в другом источнике указано что могила её за алтарем соборной церкви . Рядом с ней позднее погребли монахиню Феофанию (вероятно, одна из 18 сестер, прибывших с Еленой в Москву из Суздаля). В конце XVII века над их могилами возвели часовню , которая перестраивалась в 1720—1722 годы. В первой половине XIX века в стену собора поместили памятную плиту, сохранившуюся по настоящее время. В 1920—1930-х годах в ходе перепланировки монастырского кладбища часовня была разобрана и в настоящее время могильная плита указывает лишь приблизительное место захоронения Елены.
Местное монастырское почитание Елены известно с XVII века : во вкладной книге Новодевичьего монастыря 1674/75 года и в монастырском синодике 1705 года указывается «память старице Елене Девочкине, первоначальной во обители Пречистые Богородицы» . В начале XVIII века Елена упоминается в «Похвале русским святым»: «Преподобная Елена, московская игуменья, всеизрядная учительница девственного чина, вождь ко спасению известна» , что свидетельствует уже о её общероссийском почитании. «Описание о российских святых» в списках XVIII—XIX веков сообщает: «Преподобная мати Елена, игуменья Новодевичья монастыря, преставися в лето 7056 месяца ноября в 18 день» .
10 августа 1999 года после литургии в Смоленском соборе монастыря патриарх Алексий II возобновил почитание преподобной Елены. На службе прозвучали специально написанные тропарь и кондак святой, а в монастырской мастерской иконописцами была написана икона преподобной Елены.
Иконописный подлинник XVIII века сообщает о написании образа преподобной Елены следующее: «Подобием аки Евдокия , ризы преподобническия, исподняя зеленая» . Из ранних иконописных изображений Елены известны: