Interested Article - Корнилий Псково-Печерский

Корни́лий Пско́во-Пече́рский ( Корнилий Псковский ; 1501 , Псков 1570 ) — игумен Псково-Печерского монастыря (1529—1570). По общепринятой версии, убит Иваном Грозным , вследствие чего канонизирован православной церковью в лике преподобномучеников . Память совершается 20 февраля ( 4 марта ) в високосный год , 20 февраля ( 5 марта ) в невисокосные годы, в 4-ю неделю (воскресение) по Пятидесятнице в составе Собора Псково-Печерских святых и в Соборе Псковских святых .

Жизнеописание

Согласно житию, Корнилий родился в боярской семье в городе Пскове . Обучался в Мирожском монастыре , где приобрёл склонность к духовной жизни и монашеству , однако после обучения он вернулся домой. Окончательное решение о монашеском постриге Корнилий принял после поездки в недавно образованный Псково-Печерский монастырь.

Игуменство

«Царь Иван Грозный просит игумена Корнилия постричь его в монахи» ( К. В. Лебедев )
Псково-Печерский монастырь

Приняв не ранее 1523 года пострижение , Корнилий приобрел уважение братии своим аскетизмом и в возрасте 28 лет в 1529 году был избран игуменом монастыря. За период его игуменства число насельников монастыря выросло с 15 до 200 человек (такого количества братии не было при других настоятелях после Корнилия) . Под управлением Корнилия началось активное развитие монастыря. C 1547 года монастырь стал псковским летописным центром, появилась иконописная (изначально монахи обучались иконописи в Мирожском монастыре) и гончарная мастерские, начали лить колокола .

Трудами Корнилия в первой половине XVI века в монастыре была создана книжно-литературная школа, занимавшаяся сбором рукописей богослужебного, светского и житийного характера. Для пополнения библиотеки использовались не только русские рукописи: так, в 1561 году с Афона в монастырь было доставлено « Уложение о ектеньях » .

Во время Ливонской войны проявилась миссионерская деятельность Корнилия: в отвоеванных местностях основывал православные храмы , оказывал помощь пострадавшим, имена погибших в войне заносились в монастырский синодик для поминовения. Предание гласит, что в 1560 году после богослужения праздника Успения Пресвятой Богородицы Корнилий послал русским войскам, осаждавшим город Феллин , просфору и святую воду , и в ту же ночь город загорелся и был взят .

При Корнилии были проведены многочисленные строительные работы по расширению монастыря: прокопаны далее монастырские пещеры, перенесена за монастырскую ограду на приезжий монастырский двор в Печерском посаде деревянная церковь Сорока мучеников Севастийских , а в 1541 году на её месте построена каменная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы . В 1558 1565 годах Корнилий по указанию царя Ивана Грозного окружил монастырь мощной каменной стеной с девятью башнями и тремя воротами (над главными воротами была построена каменная церковь во имя Николая Чудотворца ) . Кроме построек в самом монастыре Корнилием была построена церковь Одигитрии на Печорском подворье в Пскове ( 1538 год ), а также Троицкая церковь и церковь Рождества Христова в окрестных монастырских сёлах.

Литературная деятельность

Начитанность и образованность Корнилия отмечали уже его современники. Новгородский архиепископ Феодосий писал о нём: « зане же, сыну, сам Божественное писание в конец веси » . К литературному наследию преподобного Корнилия относят:

  • Повесть о Псково-Печерском монастыре . Причиной написания Повести послужили ложные слухи о происхождении монастыря. Сам Корнилий писал об этом в предисловии к своему труду:

По благословению отец, иже прежде мене бывших зде игумена и священника Дорофея и Герасима, иже быша в та лета, яже строился новый сей монастырь, по совету и проразсуждением всех яже о Христе братиа нашеа повелено бысть мне худому и грешному написати сиа, помысливши о сем им и рекшим яко не лепо есть Пречистыа Богородица чудесем и явления сего святаго места к перваго началника глаголатися от неких человек — он сице и инже инако .

В Повести Корнилий рассказывает об истории открытия пещер и основании монастыря, о первом иноке Ионе, о постройке « ветхого » монастыря при игумене Мисаиле, а также подробности монастырского быта того времени. Составление Повести относится к 1531 году ;

  • III Псковская летопись . Работа была начата после прекращения в середине XVI века традиционного летописания в Пскове. Корнилий внёс в летопись описание не только событий, происходивших в Пскове, но и общерусские известия, касавшиеся главным образом военных действий;
  • Описание чудес Печерской иконы Божией Матери .

В память о преподобном Корнилии ежегодно в Печорах проводятся .

Смерть

Православная церковь, причислившая Корнилия к лику преподобномучеников , и большинство историков считают, что он был убит царём Иваном IV во время его похода на Псков. Согласно третьей Псковской летописи, Корнилий в 1570 году во главе псковского духовенства встретил Ивана Грозного во время его приезда в Псков и служил молебен в Троицком соборе. После этого, встречая царя уже в своём монастыре, он был убит.

Идя в Ливонию, или возвращаясь оттуда, Иван Васильевич заехал в Псково-Печерский монастырь: тамошний игумен Корнилий встретил его; Ивану бросились в глаза сильные укрепления монастыря, сооружённые на свой счёт Корнилием, происходившим из боярского рода. Ивану это показалось подозрительно; вспомнилось былое, закипело сердце, и он убил Корнилия жезлом своим

Место убийства Корнилия Псково-Печерского
( Псково-Печерский монастырь )

К более ранним источникам, сообщающим об убийстве Корнилия Иваном Грозным, относятся:

  • Сочинение Андрея Курбского «История о великим князе Московском»: «Тогда же убит был по его приказу Корнилий, игумен Печерского монастыря, муж святой, известный своей службой» .
  • Повесть о Псково-Печерском монастыре (конец XVI века ): «в год зимы, в лето 7078-е, февраля в 20-й день» Корнилий был казнён «земным царем», «от тленнаго сего жития земным царем был предпослан к небесному царю в вечное жилище» .
  • Царский « синодик опальных », в котором с имени Корнилия начинается перечень казнённых Иваном IV псковичей : «Изо Пскова Печерскоrо монастыря иrумена архимандрита Корниля, Бориса Хвостов, Третьяка Свиязев, Печерскоrо ж монастыря старца Васьян инок Муромцев».

Причиной убийства Корнилия считают его предполагаемую поддержку опального князя Курбского, с которым Псково-Печерский монастырь состоял в переписке (сохранились три послания Курбского в монастырь, написанные в 1563—1564 годах, до и после его побега в Литву ) . В любом случае, письма Курбского (адресованные скорее хранителю монастырской библиотеки Васьяну Муромцеву, целью которых для Курбского было получить литературу, необходимую ему для полемики с Иваном Грозным) могли послужить поводом для навета на Корнилия и Васьяна .

Согласно летописи, хранящейся в Троице-Сергиевой лавре , сразу после убийства царь раскаялся и на своих руках перенёс тело Корнилия в монастырь. Монастырская дорожка к церкви Успения, на которую капала кровь преподобного, получила название «Кровавый путь» .

Некоторые исследователи, например, А. Б. Постников, и церковные историки (митрополит Иоанн (Снычёв) , игумен Алексий (Просвирин) ) толкуют запись в повести о Псково-Печерском монастыре «от тленнаго сего жития земным царем был предпослан к небесному царю в вечное жилище» скорее как свидетельство того, что Иван Грозный проводил Корнилия в последний путь, таким образом отдав ему дань уважения и оказав (посмертную) царскую почесть . Это, а также то, что эта версия получила широкое распространения лишь в 1820-х годах с подачи архиепископа Евгения (Болховитинова) и уже во второй половине XX века обросла дополнительными легендарными подробностями, лишает уверенности в её достоверности. Поскольку сообщение об убийстве Андрея Курбского в его тенденциозном сочинении выглядит сомнительным, авторы выдвигают версию, что смерть Корнилия просто совпала по времени с визитом Грозного в Псков. В любом случае, как при жизни игумена Корнилия, так и после его смерти царь Иван Грозный оставался главным жертвователем Псково-Печерского монастыря .

Мощи

Тело Корнилия было погребено в монастырских пещерах. В 1690 году по указанию митрополита Псковского и Изборского Маркелла мощи , ставшие почитаться целебоносными, были перенесены в соборный храм Успения Пресвятой Богородицы и положены в новом гробе в стене храма. Ко дню открытия мощей преподобного относят составление ему церковной службы. Рака для мощей преподобного неоднократно обновлялась: 17 декабря 1872 года мощи были переложены в медно-посеребрённую раку, а в 1892 году переложены в более богато украшенную раку .

Памятник

Скульптурное изображение святого установлено в городе Печоры Псковской области, на площади перед Успенской Псково-Печерской обителью. 4 октября 2012 года митрополит Псковский и Великолукский Евсевий совершил освящение памятника .

Примечания

  1. . Дата обращения: 3 марта 2008. 13 ноября 2007 года.
  2. . Дата обращения: 3 марта 2008. 27 мая 2008 года.
  3. . Дата обращения: 3 марта 2008. 27 февраля 2008 года.
  4. . Дата обращения: 4 марта 2008. Архивировано из 5 января 2009 года.
  5. . Дата обращения: 3 марта 2008. 13 марта 2008 года.
  6. ДАИ, т. 1, № 35, с. 36
  7. . Дата обращения: 3 марта 2008. 9 ноября 2007 года.
  8. . Дата обращения: 3 марта 2008. 18 марта 2015 года.
  9. Костомаров Н. И. от 24 декабря 2007 на Wayback Machine
  10. Летопись Псково-Печерского монастыря, или Исторические сказания о Свято-Успенской Псково-Печерской обители и её святых. / сост. Ю. Г. Малков. — М., 1993.
  11. Флоря Б. H. Иван Грозный. — М.: Молодая гвардия, 1999.
  12. Володихин Д. М. Иван IV Грозный. — М.: Вече, 2010. — 320 с. — (Великие исторические персоны). — Тираж 5000 экз. — ISBN 978-5-9533-4484-5
  13. Скрынников Р. Г. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный: в 2 т. — Смоленск: Русич. — Т. 2. — 427 с. — (Тирания). — ISBN 5-88590-529-0 .
  14. Андрей Курбский .
  15. ЦГАДА, собр. МГАМИД, № 399, л. 16 об.
  16. Скрынников Р. Г. Синодик опальных царя Ивана Грозного как исторический источник // Вопр. истории СССР XVI—XVIII вв. — Л., 1965. — (Учён. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена, т. 278). — С. 53, 79.
  17. Постников А. Б. Судьба старых библиотек псковских церквей и монастырей // Псков : науч.-практ. ист.-краев. журн. — 2009. — № 31.
  18. от 10 апреля 2015 на Wayback Machine . Сайт Псково-Печерского монастыря
  19. Митрополит Иоанн (Снычёв). Самодержавие духа. — СПб.: Царское дело, 1995.
  20. Игумен Алексий (Просвирин). от 15 июля 2015 на Wayback Machine // Русь Православная. — № 61—62. — Июль — август 2002.
  21. . Дата обращения: 18 сентября 2013. 27 ноября 2015 года.

Литература

  • Авдеев А. Г. Гибель преподобного Корнилия Псково-Печерского: исторические источники и монастырские предания // Вопросы эпиграфики. Вып. X. — М.: Университет Дмитрия Пожарского / Русский фонд содействия образованию и науке, 2019. — С. 370—393.

Ссылки

Источник —

Same as Корнилий Псково-Печерский