Interested Article - Таштыкская культура

Ташты́кская культу́ра археологическая культура Южной Сибири железного века ( II век до н. э. V век н. э. ). Будучи во многом преемницей тагарской культуры , принципиально отличается от неё широким распространением железа. Хозяйство по-прежнему оставалось земледельческо-скотоводческим. Новшеством было появление примитивной сохи , которая, впрочем, не вытеснила мотыгу


О социальном развитии таштыкцев свидетельствуют погребения. Они разделяются на скромные грунтовые могилы и огромные склепы , похожие на поздние захоронения тагарской знати. Енисейская аристократия сохраняет прежние, «скифские» обычаи бальзамирования, боевой татуировки. Появляется и новое: в склепы кладут куриные яйца, с покойников снимают гипсовые маски, встречаются захоронения кукол. В склепах найдены деревянные части китайских церемониальных зонтиков, которые у хуннов служили знаками власти.

История исследования

Первые письменные сведения о памятниках таштыкской эпохи оставлены руководителем академической экспедиции в Сибирь П. С. Палласом (1768—1774). Он сообщает со слов кладоискателей о погребальных масках: «…случалось находить сделанные на фарфор похожей материи тощие человеческие головы обыкновенной величины, раскрашенные зелёными и красными красками» .

Регулярные археологические исследования таштыкских памятников начинаются с 1883 года раскопками ревизора губернского акцизного управления А. В. Адрианова на острове Тагарском близ Минусинска . В 1903 году Адрианов раскопал крупнейший памятник таштыкской культуры — Оглахтинский могильник . Там были обнаружены погребальные маски , а также разнообразное оружие, включая большие прямоугольные щиты из натянутой на деревянный каркас кожи .

В отдельную историческую культуру памятники были выделены в 1920-е годы С. А. Теплоуховым после комплексных исследований в районе села Знаменка , в частности, на реке Таштып .

Наиболее крупные исследования таштыкских памятников в 1930—1940-е годы провёл С. В. Кисёлев . Большим достижением явились раскопки Ташебинского дворца . В 1960—1970-е годы были проведены охранные раскопки в зоне затопления Красноярского водохранилища . Впервые исследовались целые кладбища, а не отдельные могилы. Около склепов, среди грунтовых могил, были вскрыты ямки с остатками тризн и целые поминальные комплексы. Работа проводилась под руководством М. П. Грязнова .

Погребальные маски

Таштыкские маски из белой глины с выцветшим двухцветным орнаментом

После сожжения на ритуальном костре кальцинированные кости покойных зашивались в меховые мешочки, которые помещались в набитые травой куклы из шкур домашнего скота. В степных районах Хакасии сохранились могильники с подобными куклами . На место лица куклы укладывалась портретная погребальная маска , слепленная по снятому с лица покойного слепку из глины с добавлением гипса и известняка . Иногда маски имеют форму бюста . Перед захоронением маски расписывали, как правило, красной краской: на лбу обычно изображалась спираль, на подбородок и щёки наносились имитирующие румянец пятна .

Причёска и головные уборы

Таштыкские головные уборы имеют аналоги среди других южносибирских культур, в частности, пазырыкской . По материалам Оглахтинского могильника известны головные уборы конического типа, прикрывающие затылок и уши, и головные уборы «в виде чепца или шапки-ушанки » . Широко распространена среди таштыкцев была причёска в виде длинной косы из собственных или накладных волос, которая укладывалась на темени. Остальные волосы при этом сбривались. В качестве использовались туески из бересты, которые обтягивали пёстрым китайским шёлком Аналогичную функцию, видимо, выполняли и обнаруженные археологами кожаные мешочки, набитые волосами или травой. .

Захоронения

Курганы -склепы имеют вид каменно-земляных насыпей диаметром 10—20 м, высотой 0,4—1,5 м, с западинами в центре. По периметру котлована сооружали ограду — крепиду, с запада устраивали наземные входы — дромосы . Стены либо облицовывались плитами, либо тыном и клетью , вдоль стенок — полати из плах в 1—2 яруса, перекрытие из брёвен, бересты и плиток.

Склепы после окончания в них захоронения поджигали. Хоронили преимущественно кремированные кости умерших, видимо, помещённые в куклы, а в ранних склепах встречаются скелеты и парциальные погребения. Вместилищами для пепла служили матерчатые мешочки, сумочки из травы, коробки из бересты, деревянные ящички и внутренняя полость масок-бюстов. Число погребённых в склепах в виде трупов, кукол и просто пепла в мешочках различается в зависимости от размеров конструкций. В простых малых склепах укладывались от 10 до 40 покойников. В большие склепы помещали до 100 и более остатков кремированных людей. Захоронения детей в возрасте до 7 лет совершались обособленно. На окраинах таштыкских грунтовых кладбищ, чаще всего рядом со склепами, устанавливали ряды каменных стел с поминальным ямками. Они служили местом отправления жертвенных тризн по умершим родственникам. Перед каменными столбами в ямку или прямо на поверхность земли клали напитки в горшках и куски мяса, преимущественно баранины или говядины.

Антропологический тип, этническая и генетическая принадлежность

Представители культуры имели смешанный антропологический тип, о чём свидетельствуют погребальные маски в Эрмитаже , Минусинском и Хакасском музеях. «Среди них встречаются как европеоиды , далёкие потомки местного населения эпохи раннего железа, так и монголоиды , освоившие территорию Среднего Енисея в последние века» . В склепах знати у погребённых в большей степени выражена монголоидность, нежели в рядовых захоронениях, где долго преобладали европеоидные черты покорённого тагарского населения.

В советской археологии после работ С. В. Киселёва и Л. Р. Кызласова возобладала теория динлино-гяньгуньского этногенеза, согласно которой таштыкская культура отразила формирование на Енисее единого этноса «древних хакасов» ( енисейские кыргызы ) путём ассимиляции тюркоязычных динлинов пришлыми тюркоязычными гяньгунями. Однако китайские источники считают гяньгуней (енисейских кыргызов) прямыми потомками динлинов . В более поздних работах Ю. С. Худякова эта концепция ставится под сомнение и делается вывод о том, что памятники таштыкской культуры в Минусинской котловине «не имеют отношения к этнокультурогенезу древних кыргызов» .

По мнению некоторых антропологов, антропологический тип таштыкцев соответствует современной уральской расе , и является исходным для ряда современных этнических групп Саяно-Алтая, в том числе и для части хакасов . Завершение формирования современного антропологического состава хакасов падает на начало II тысячелетия нашей эры, то есть на период расцвета культуры Кыргызского каганата .

В извлечённых мтДНК пяти женщин из останков в погребении таштыкской эпохи выявлены линии C , HV , H , N9a , и T1 . Представитель таштыкской культуры TASTYK S34 относится к Y-хромосомной гаплогруппе R1a1a , отличаясь от представителя тагарской культуры TAGAR S24 лишь на одну мутацию и являясь прямым потомком тагарцев, которые, несмотря на смену культуры, продолжали существовать .

Примечания

  1. , , Степанов В. А. Андроновская и тагарская культуры в свете генетических данных.//Труды Томского областного краеведческого музея им. М. Б. Шатилова.- Томск, 2012.- Т.XVII.- C.147 — 166.
  2. (Паллас «Путешествия по разным провинциям Российской империи», 788. С.540)
  3. (недоступная ссылка)
  4. . Дата обращения: 15 марта 2009. 19 января 2012 года.
  5. . Дата обращения: 15 марта 2009. 7 февраля 2009 года.
  6. . Дата обращения: 15 марта 2009. 5 апреля 2009 года.
  7. Таскин В.С. Материалы по истории сюнну (по китайским источникам). / Предисловие, перевод и примечания В.С. Таскина М.. — С., 1968. — С. 136.
  8. Бичурин Н. Я. . Восточная Литература . Институт этнографии им. Миклухо-Маклая (1950). Дата обращения: 19 января 2020. 4 марта 2016 года.
  9. Алексеев В. П. Историческая антропология и этногенез. — М.: «Наука», 1989. — С. 417].
  10. C. Keyser et al. 2009. Ancient DNA provides new insights into the history of south Siberian Kurgan people. Human Genetics.

Литература

Ссылки

  • Подрезов Михаил. . N + 1 (11 июля 2022).
Источник —

Same as Таштыкская культура