Экспансия
- 1 year ago
- 0
- 0
Шама́н-ка́мень — заповедная скала у озера Байкал в истоке реки Ангары . Памятник природы Прибайкальского национального парка .
Находится в 800 метрах ниже линии паромной переправы « Порт-Байкал — Листвянка » (между мысами Устьянский и Рогатка), в середине реки, примерно в 500 метрах от обоих берегов.
С древности Шаман-камень наделяли необычной силой. По верованиям бурят , Шаман-камень был местом обитания хозяина реки Ангары — Ама Саган Нойона . Здесь молились и проводили важные шаманские обряды. Также привозили преступника и оставляли его на камне, и если ночью воды Байкала его не смывали, то преступника оправдывали.
Легенда об этой скале гласит, что Байкал хотел отдать свою дочь, красавицу Ангару , замуж за молодого воина по имени Иркут . Но Ангара влюбилась в другого богатыря, Енисея , и убежала к нему. Рассерженный отец бросил вслед дочери огромную скалу — Шаман-камень .
После строительства Иркутской ГЭС уровень воды в истоке Ангары поднялся и сейчас в хорошую погоду можно увидеть лишь вершину скалы Шаман-камень, выступающую из воды на 1—1,5 м .
Инженеры Гидроэнергопроекта предлагали разрушить скалу направленным взрывом , создав проран в истоке Ангары, так как Шаман-камень ограничивает объём её стока и горизонт сработки водохранилища . Это ограничение влияет на пропускную способность истока и, следовательно, на расход воды Иркутской ГЭС, особенно при низких уровнях Байкала . Создание прорана глубиной 25 м позволило бы за 4 года направить в Ангару около 120 км³ воды и выработать дополнительно 36 млрд кВт·ч. При этом увеличился бы полезный объём водохранилища, позволив осуществлять многолетнее регулирование расхода воды. Однако в последующие годы предполагалось восстановить исходный уровень Байкала, сократив расход воды через ГЭС. С учётом ввода новых электростанций Ангарского каскада , это привело бы к потерям в выработке электроэнергии, превышающим первоначальный выигрыш. Помимо этого, понижение уровня воды причинило бы существенный ущерб экологии, сельскому хозяйству и рыбному промыслу.
По причине указанных недостатков, а также протестов общественности данный проект остался нереализованным. Сибирские учёные и писатели опубликовали в октябре 1958 года открытое письмо-протест «В защиту Байкала» в « Литературной газете ».